Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:35, дипломная работа
Объектом исследования дипломной работы является творчество К. Я. Голейзовского.
Предметом – авторский театр К. Голейзовского и его влияние на современную хореографию
Цель работы изучить творчество К. Голейзовского и его влияние на развитие современного хореографического искусства.
Задачи, которые будут решаться в ходе выполнения работы:
1.Изучить биографию К. Я. Голейзовского.
2.Исследовать творческий путь балетмейстера.
3.Рассмотреть экспериментаторскую работу К. Голейзовского в самодеятельных коллективах.
4.Изучить творчество К. Голейзовского, как хореографа-профессионала.
5.Проанализировать работу К. Голейзовского с народной хореографией.
6.Рассмотреть творчество балетмейстера в аспекте его влияния на развитие современного хореографического искусства.
Введение
Глава 1. К. Я. Голейзовский – жизнь и творчество
1.1. Биография К. Я. Голейзовского
Глава 2. Авторский театр К. Голейзовского
и его влияние на современную хореографию
2.1. Ранний этап творчества К. Голейзовского
2.2. «Чудесник танца»
2.3. Работа К. Я. Голейзовского в Большом Театре
2.4. К. Голейзовский и народная хореография
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. К. Я. Голейзовский – жизнь и творчество
1.1. Биография К. Я. Голейзовского
Глава 2. Авторский театр К. Голейзовского
и его влияние на современную хореографию
2.1. Ранний этап творчества К. Голейзовского
2.2. «Чудесник танца»
2.3. Работа К. Я. Голейзовского в Большом Театре
2.4. К. Голейзовский и народная хореография
Заключение
Список литературы
Авторский театр – это феномен, созданный одним хореографом, чье творчество позволяет иметь свой репертуар, своих исполнителей и общую творческую судьбу. Практически такие театры танца появились в мире, в том числе и в России, в начале XX века с зарождением направления модерн.
Их создавали творческие лидеры, коими выступали хореографы-исполнители. Такими были труппы Мари Вигман, Рудольфа фон Лабана, Рут Сен-Дени, а затем Марты Грэхем, Хосе Лимона, Мерса Каннингема… Постепенно от лидеров модерн танца принцип авторского театра стал использоваться и в других видах сценической хореографии.
В России в 20-е годы XX столетия начинает формироваться авторский театр Касьяна Ярославовича Голейзовского (1892-1970).
К. Я. Голейзовский учился в Петербургском балетном училище и окончил его в 1909 г. Среди его педагогов были Н. П. Домашев, М. К. Обухов, М. М. Фокин. После окончания училища К. Голейзовский танцевал в кордебалете Мариинского театра, где он познакомился с постановками Михаила Фокина. Через год молодой танцовщик уехал в Москву. Поступив в труппу Большого театра, в которой протанцевал восемь лет, он принимал участие во многих постановках А. А. Горского.
Параллельно с исполнительской К. Голейзовский начинает свою балетмейстерскую и педагогическую деятельность.
Многочисленные школы, балетные студии, экспериментальные театры, возникая, рождали новые течения, самые различные «теории», тенденции и стили. Они оказывали сильное воздействие на молодежь и, естественно, на молодого талантливого балетмейстера. Танцы, поставленные на музыку современных композиторов, были в основном экспериментом балетмейстера.
К. Голейзовский был из тех художников-бунтарей, которые считали необходимым «делать революцию» в искусстве. Но выступая против старого балетного театра, он признавал классический танец «как школу, как систему воспитания» [12, с.47]. Протест К. Голейзовского выразился в поисках и нового содержания балетов и новых форм. Патетика и страстность, свойственные искусству первых лет революции, нашли отражение и в творчестве молодого балетмейстера, для которого важнейшим моментом творчества стало воспевание сильных человеческих страстей. Основой эстетической программы К. Голейзовского стал поиск необычных танцевальных форм и своеобразного хореографического языка, это была попытка расширить горизонты возможностей пластической выразительности танца.
С середины 30-х годов К. Голейзовский работал в различных театрах Советского Союза. Он создал собственный стиль, соединив аллегорический плакат и современную пластику, характерный гротеск и хореографическую драму.
Раскрывая свои взгляды на искусство, на балет К. Голейзовский много раз выступал в печати. В 1964 г. он написал книгу «Образы русской народной хореографии».
Всю жизнь талантливый балетмейстер искал новые пути в хореографическом искусстве, новые решения. Многое осталось неосуществленным. Эксперименты К. Голейзовского касались обновления танцевальной пластики, танцевальных форм, куда он внес много нового, много интересного.
О постановках К. Голейзовского много спорили, его справедливо и несправедливо критиковали, ему посвящали эпиграммы и шаржи. Ревнители балетной сцены испуганно предупреждали, что бушующая стихия новаторских опытов Касьяна Голейзовского несет с собой разрушение основы танцевального искусства – балетной классики. Другие, напротив, корили его за нерешительность в борьбе с нею, исчерпавшей к тому времени, с их точки зрения, все свои творческие ресурсы.
Но К. Голейзовский оставался верен себе и работал, не покладая рук, в цирке, на эстраде, в театре, в студии московского Пролеткульта, осуществлял постановки балетов для детей. Он неистово спорил на диспутах и в печати, отстаивал свое право на эксперимент, утверждал необходимость реформы балета.
Его новаторская деятельность во многом послужила дальнейшему развитию отечественного балетного театра. В настоящее время мы можем гордиться авторскими театрами Бориса Эйфмана, Геннадия Абрамова, Евгения Панфилова, Александра Пепеляева и др.
Изучению творчества К. Голейзовского посвящено немало исследований. Среди них, конечно, надо отметить работы Н. Ю. Черновой, одного из самых вдумчивых московских критиков. Свидетельство тому выпущенный совместно с вдовой балетмейстера В. П. Васильевой, сборник «Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество» [12], где напечатана ее прекрасная вступительная статья. Данный сборник был подготовлен к девяностолетию со дня рождения выдающегося балетмейстера. Построен по хронологическому принципу, включает теоретические исследования важнейших этапов его творческого пути, документы из личного архива балетмейстера, воспоминания современников и учеников. Большинство документов было опубликовано впервые.
Н. Ю. Чернова глубоко занималась изучением творчества этого великого мастера танца, ею опубликовано множество статей, посвященных различным аспектам его деятельности. Среди них, например, статья «Касьян Голейзовский: школа миниатюр» [48]. В ней автор исследует деятельность К. Я. Голейзовского в театре миниатюр «Летучая мышь». Многое стало иным за годы творчества в искусстве К. Голейзовского, за его трудную, прочертившую путь через совсем иные хореографические эпохи, жизнь. Но когда в 1960-х годах состоялись его «Вечера хореографических миниатюр», люди иного времени почувствовали в постановках зрелого, умудренного жизнью мастера этот дух той эпохи, разлитое по его миниатюрам чувственное томление и любование ею.
Творчество К. Я. Голейзовского рассматривается и в работе Н. Шереметьевской «Танец на эстраде» [50], В главе «Балетмейстеры-новаторы 20-х годов» автор особенно подробно анализирует раннее творчество балетмейстера-
Несомненно, большой интерес для изучения творчества К. Я. Голейзовского, представляют работы Б. Я. Суриц «Хореографическое искусство двадцатых годов» [39] и статья в сборнике «Советский балетный театр. 1917 -1967» [36]. Б. Я. Суриц отмечает, что время, когда творил этот великий мастер, было временем реформ. Хореографию К. Голейзовского породил протест. Протест против старой морали, против застойного содержания и застойных форм старого балета. К. Голейзовский продолжил искания тех, кто еще до революции восстал против официально принятого в балете. Искусство К. Голейзовского порождено, в конечном счете, теми же умонастроениями интеллигенции предвоенных лет, которые определяли все в творчестве М. Фокина. К. Голейзовский работал преимущественно в малых формах. Он, как и М. Фокин был миниатюристом. Но если М. Фокин предпочитал одноактный балет, то К. Голейзовский – танцевальную миниатюру. Недаром он так много работал на эстраде, а некоторые его театральные постановки, например, «Скрябиниана», осуществленная в последние годы жизни, представляла собой сюиты, состоящие из концертных номеров.
Среди множества публикаций в периодической печати, посвященной творчеству К. Голейзовского, следует отметить статьи В. Уральской [43], В. Гаевского [8], Е. Цветковой [45]. В них авторы с разных ракурсов рассматривают творчество великого балетмейстера-новатора, отмечая его несомненный вклад в современную хореографию.
Объектом исследования дипломной работы является творчество К. Я. Голейзовского.
Предметом – авторский театр К. Голейзовского и его влияние на современную хореографию
Цель работы изучить творчество К. Голейзовского и его влияние на развитие современного хореографического искусства.
Задачи, которые будут решаться в ходе выполнения работы:
1.Изучить биографию К. Я. Голейзовского.
2.Исследовать творческий путь балетмейстера.
3.Рассмотреть экспериментаторскую работу К. Голейзовского в самодеятельных коллективах.
4.Изучить творчество К. Голейзовского, как хореографа-профессионала.
5.Проанализировать работу К. Голейзовского с народной хореографией.
6.Рассмотреть творчество балетмейстера в аспекте его влияния на развитие современного хореографического искусства.
Теоретическая значимость работы – учебно-методическая.
В работе использованы методы изучения и анализа литературы по теме.
Методологической основой при написании работы послужили труды и монографии Н. Шереметьевской [50], Б. Я. Суриц [39], В. Пасютинской [32], исследования Н. Черновой [47], а также документы из личного архива балетмейстера, воспоминания современников и учеников [12].
Структура исследования вытекает из поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Касьян Ярославович Голейзовский родился в Москве 22 февраля 1892 г. Мать – Елена Дмитриевна – артистка балета Большого театра. Отец – Ярослав Матвеевич – артист оперы, солист-баритон, умер еще до рождения сына. Когда ему исполнилось 7 лет, мать определила его в Московское хореографическое училище Большого театра и в обучение художнику М. Врубелю. В сезон 1906/07 года К. Голейзовский был переведен в Петербургское хореографическое училище, которое закончил в 1909 г. Основные педагоги, у которых он получил первые технические и балетмейстерские знания: Москва – Н. И. Домашев, В. Д. Тихомиров, В. Я. Рябцев, Петербург – М. К. Обухов, С. К. Андрианов, А. В. Ширяев, А. Ф. Бекефи, П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. М. Фокин.
Обуреваемый жаждой знаний, К. Голейзовский стал обучаться всему, что его интересовало. Это изучение английского, французского, польского, персидского языков. Обучался он в школе живописи художника Леблана, в скульптурной мастерской В. М. Попова; посещал драматические и режиссерские курсы; занимался прикладными искусствами; совершенствовал полученные в хореографическом училище знания по скрипке и роялю, изучал массаж; с увлечением занимался физкультурой в школе Пытлясинского, спортом в обществе «Сокол» и т. д.
Основным местом работы бессменно являлся Московский Большой театр, в который К. Голейзовский был переведен по собственному желанию после окончания Петербургской школы.
В Большом театре К. Голейзовский исполнял роли: «Спящая красавица» – Кот в сапогах, Голубая птица; «Золотая рыбка» – па-де-де, «Вальс» Делиба; «Дочь фараона» – па-де-де; «Лебединое озеро» (па-де-труа); «Волшебное озеро» – гран па первого акта; «Конек-Горбунок» – Гений вод; «Тщетная предосторожность» – Никез и многие другие.
Но артистическая карьера не привлекала будущего балетмейстера. С 1909 г. он начал усиленно заниматься балетмейстерской и педагогической работой, сначала под руководством главного балетмейстера Московского Большого театра А. А. Горского и артиста-солиста М. М. Мордкина и позже – самостоятельно.
В 1910 г. К. Голейзовский уехал с труппой балета на гастроли по городам Западной Европы. Основная работа была в Лондоне. В 1914 г. К. Голейзовского призвали в армию, но, пробыв в Ходынских лагерях два месяца, он был отозван обратно в Большой театр.
Увлекаясь поэзией с ранних лет, К. Голейзовский все свободное время посвящал писанию стихов. Начиная с 1914 г., их начали помещать журналы «Заря», «Новый путь» и другие. На концертах их читали М. Н. Ермолова, П. М. Садовский, В. В. Максимов, О. В. Гзовская. В 1915 г. вышла книга стихов и ряд мелодекламаций, изданных Гунном.
В 1915 г. К. Голейзовский вступил в группу футуристов, возглавляемую В. В. Маяковским. В группе были Е. Гуро, Томашевский и ряд других. В это же время к ним примкнула большая группа тогдашней молодежи Большого театра: М. и С. Невельские, Светинская, Бабичева, Гитлевич, Гербер, Греков и другие. Под руководством К. Голейзовского эта группа работала над изысканием новых изобразительных форм в области театральной хореографии.
В 1916 г. К. Голейзовский был приглашен на режиссерскую и балетмейстерскую работу в театр «Летучая мышь», в котором он стал работать под руководством К. Станиславского, М. Москвина и других больших мастеров МХТ и других театров. Наиболее крупными работами К. Голейзовского в этом театре были «Мать» М. Горького, комическая опера И. Гайдна «Аптекарь», в которой главную роль исполняла В. Барсова, «Урок Паваны» и др.
В «Летучей мыши» К. Голейзовский проработал до 1918 г. Но его балетмейстерская, режиссерская и педагогическая деятельность не ограничивалась Большим академическим театром и «Летучей мышью», кроме них он работал как педагог и балетмейстер в студии М. М. Мордкина, в театрах: «Ассамблея», «Мамоновском», «Петровском» и др.
В 1915-1917 годах им были написаны либретто в стихах для балетов «Азиадэ» и «Цветы Гранады», осуществленные позже совместно с М. М. Мордкиным в гастрольных поездках по городам России.
Когда началась Октябрьская революция, многие товарищи К. Голейзовского уехали за границу. Он же, захваченный творческим подъемом, не уехал, а продолжил свои лабораторные работы по части хореографии, которые очень хорошо принимались рабочим зрителем, молодежью и правительством.
Творческий поиск балетмейстера поддержала группа тогдашней балетной молодежи, среди которой были: Н. Б. Подгорецкая, В. В. Кудрявцева, А. И. Абрамова, М. М. Габович, А. М. Мессерер, И. А. Моисеев, и др. В большинстве своем они являлись учениками Хореографического училища Большого театра.
В 1918 г. в стенах этого училища была создана экспериментальная мастерская (Мастерская балетного искусства), руководителем которой стал К. Голейзовский. Здесь он поставил «Козлоногих» И. Саца, номера на музыку С. Рахманинова. А. Скрябина. Мастерская просуществовала недолго. Осенью 1918 г. К. Голейзовский ушел из Большого театра и взялся за организацию «Детского балета». Силами детей, набранных им в школу-студию, он поставил в 1918-1919 годах детские спектакли «Песочные старички», «Макс и Мориц» и начал готовить «Белоснежку». Одновременно К. Голейзовский ставил номера для взрослых исполнителей, среди которых были его ученики и артисты Большого театра.
Информация о работе Театр Касьяна Ярославовича Голейзовского