Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:35, дипломная работа
Объектом исследования дипломной работы является творчество К. Я. Голейзовского.
Предметом – авторский театр К. Голейзовского и его влияние на современную хореографию
Цель работы изучить творчество К. Голейзовского и его влияние на развитие современного хореографического искусства.
Задачи, которые будут решаться в ходе выполнения работы:
1.Изучить биографию К. Я. Голейзовского.
2.Исследовать творческий путь балетмейстера.
3.Рассмотреть экспериментаторскую работу К. Голейзовского в самодеятельных коллективах.
4.Изучить творчество К. Голейзовского, как хореографа-профессионала.
5.Проанализировать работу К. Голейзовского с народной хореографией.
6.Рассмотреть творчество балетмейстера в аспекте его влияния на развитие современного хореографического искусства.
Введение
Глава 1. К. Я. Голейзовский – жизнь и творчество
1.1. Биография К. Я. Голейзовского
Глава 2. Авторский театр К. Голейзовского
и его влияние на современную хореографию
2.1. Ранний этап творчества К. Голейзовского
2.2. «Чудесник танца»
2.3. Работа К. Я. Голейзовского в Большом Театре
2.4. К. Голейзовский и народная хореография
Заключение
Список литературы
Когда «Детский балет» распался, К. Голейзовский стал руководить студией «Камерный балет», в которую перешли его ученики. С ними он поставил одноактный балет «Арлекиниада» на музыку Шаминад, «Саломея» на музыку И. Штрауса, «Фавн» К. Дебюсси и другие.
В том же 1918 г. он вступил в общество художников «Свободное творчество». На выставках, носивших название ассоциации, он выставлял свои живописные работы, главным образом, эскизы театральных костюмов. Некоторые из них были приобретены Бахрушинским музеем.
К этому же периоду следует отнести педагогическую работу К. Голейзовского в московском Пролеткульте. С 1918 г. начались и его занятия с самодеятельными коллективами на фабриках и заводах Москвы и Московской области.
В 1918 г. дирекция академического Большого театра в лице Е. К. Малиновской заключила с К. Голейзовским договор на постановку балета Н. Черепнина «Маска Красной смерти». Работа над спектаклем не была завершена из-за отъезда художника Г. Пожидаева из Москвы.
1918 год стал для К. Голейзовского началом и его общественной деятельности. С этого времени он начал выступать в газетах и журналах по вопросам искусства, выступал на митингах и диспутах, включался в работу жюри, читал лекции по искусству.
К середине 20-х годов молодой советский театр добился больших успехов в поисках сценического стиля современности, «вопрос о приемах успел, наконец, так тесно связаться с самой сущностью художественного произведения, что о них окончательно немыслимо говорить отдельно» [28, с.402]. К. Голейзовский так же ставит перед собой новые задачи. Следующий этап его творческой биографии – балет «Иосиф Прекрасный» (1925) – знаменуется попыткой обратить богатство накопленных формально-художественных приемов на выявление идейной сущности произведения.
Начав, подобно А. Таирову и многим художникам дореволюционного театра, с постановки чисто эстетических проблем, К. Голейзовский идет в дальнейшем по пути изживания мироискуснического начала в своих творениях, по пути сближения их с жизнью.
Под влиянием времени художник проходит сложный путь идейно-художественной перестройки, сохранив при этом оригинальную стилистику своего балетного театра. Строительство нового театра начинается, прежде всего, с пересмотра образной системы выразительных средств старого театра.
Деятельность К. Голейзовского в эти годы направлена на разработку специфических проблем хореографического искусства. И в этом смысле он попадает в общее русло поисков и устремлений театральной эпохи, эпохи, когда молодой советский театр «пошел по пути разрушения привычных форм театра, с одной стороны, а с другой, – по пути разложения и исследования того материала, из которого строился театр» [29, с.299].
Многочисленные художественные находки К. Голейзовского тех лет обогатили не только нашу, но и мировую хореографию. Его влияние испытывали тогда многие хореографы, в числе которых был и Дж. Баланчин.
В 1927 г. балетмейстер обращался непосредственно к современной теме. И хотя балет «Смерч» потерпел неудачу и показал, что социальная тема не стала органичной для художника, само обращение к современному сюжету говорило о его серьезном идейном сдвиге.
В 1928 г. К. Голейзовский, оказавшись за пределами Большого театра, принимает решение работать в Московском мюзик-холле. В сезоне 1928/29 года под его руководством была создана драматическая и танцевальная труппы коллектива. Среди показанных танцевальной труппой программ были маленькие балеты «Война игрушек», «Мурзилка и Мазилка» и «Морской скетч». В обозрении «Чудеса XXX века» К. Голейзовский поставил три номера танцевальной интермедии «Эй, ухнем!», «Москва под дождем», «Тридцать английских girl», ставшие столь же сенсационными, как некогда «Танцы машин» Н. Фореггера [50, с.98].
Эта совершенно до того времени неведомая новая область хореографии не нравится К. Голейзовскому. «Чтобы ставить эту ерунду, надо иметь музыкальность, немножко вкуса и изобретательный мозг. Больше ничего не требуется», – писал Голейзовский [12, с.179].
Эта «ерунда» вскоре приобретает популярность и даже за границей. Кроме того, ею заражаются мастера советского балета. По принципу этих «girl» строились балеты даже на академической сцене.
В 1931 г. К. Голейзовский ставит в театре, руководимом В. Кригер, сюиту «Советская деревня» на музыку Б. Бера, где находит убедительные пластические интонации для характеристики современников. При этом хореограф не иллюстрирует «совершающейся перестройки социально-производственных отношений советской деревни», а в танцевально-бытовых характеристиках персонажей воссоздает «комплекс психологических настроений нового советского крестьянства». По этому же принципу решаются образы современников в первом профессиональном таджикском балете Ду гуль». Не внешние, а внутренние психологические перемены в характере восточной женщины раскрывает в этом балете К. Голейзовский. Меняется творческая тема, но по-прежнему главным для него остается не описательно-иллюстративное, а эмоциональное, философское содержание балетных образов.
С начала 30-х годов в советском балетном театре усиливается интерес к народному творчеству. Для К. Голейзовского увлеченность народным творчеством не носит эпизодического характера, она пронизывает весь его путь. А в эти годы фольклорная линия становится ведущей в его деятельности.
Постановки «Испанская сюита», «Советская деревня» (1931), реставрация древнегреческой пляски в сюите «Дионис» (1933), сюита танцев народов придунайской низменности «Чарда» на музыку Б. Бера предвосхищают рождение новой формы балетного театра, воплотившейся отчасти в Ансамбле народного танца И. Моисеева.
В эти годы намечается отход К. Голейзовского от камерности, определяется устремленность к масштабной форме спектакля. В 1935 г. он ставит «Спящую красавицу», затем в 1939 г. – «Бахчисарайский фонтан» и «Ду гуль» в 1941 г.
На протяжении всей жизни К. Голейзовский неоднократно обращается к музыкальным образам Ф. Шопена, А. Скрябина, Ф. Листа, С. Прокофьева. Однако на разных этапах отношение к этим композиторам меняется – «Шопенинана» 20-х годов непохожа на «Шопениану» 1933 г.; «Скрябиниана» последних лет резко отличается от первых постановок на музыку А. Скрябина. При новом обращении к музыке этих композиторов высвечивается и новая гамма чувств, происходит эмоционально-смысловая переакцентировка.
Отрицая в свое время пальцевую технику и виртуозность, балетмейстер очень скоро начинает использовать и то и другое в своей сценической практике. Об этом говорят решенные средством классического танца спектакли «Теолинда» (1925), «Листиана» (1931), «Шопениана» (1933). Но именно эстетическое бунтарство позволило К. Голейзовскому совершить множество хореографических находок, которые, в конечном счете, повлияли на стиль современного классического танца.
Не имея возможности в полную силу работать в Москве, К. Голейзовский много и плодотворно работает в Харькове и Одессе, где впервые увидели свет его замечательные «Половецкие пляски», балеты «В солнечных лучах» («Гротеск»), а также возобновленный на украинской сцене «Иосиф Прекрасный».
Важную роль в творчестве балетмейстера сыграло его увлечение Востоком. Интерес к танцевальной культуре Востока оказался настолько силен, что К. Голейзовский поехал на долгий срок в Среднюю Азию, где он со свойственным ему научно-исследовательским пафосом погрузился в изучение таджикского народного искусства.
Вынужденные творческие простои К. Голейзовский заполнял работой в самом, казалось бы, неакадемическом жанре – в мюзик-холлах Москвы и Ленинграда. Безграничное творческое воображение, помноженное на безупречный вкус и высокую культуру классического танца и здесь дали результат. Программы, поставленные балетмейстером, были не просто развлекательными, они приносили зрителю эстетическое удовлетворение.
В 1940 г. К. Голейзовский становится главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски НКВД, освоив новый, казалось бы, несвойственный ему жанр ансамблевой пляски.
На фронтах Отечественной войны, где постоянно находились концертные группы ансамбля, неизменным успехом у бойцов и командиров пользовались балетные номера, поставленные К. Голейзовским. Это и белорусские танцы «Бульба», «Юрочка», «Шостак», и «Молдавская пляска» и танцы народов Средней Азии и прекрасный вальс на музыку Д. Шостаковича.
В начале февраля 1945 г. в Зале имени П. И. Чайковского состоялись вечера хореографических постановок К. Голейзовского. В концертах участвовали те коллективы, которые находились в творческом контакте с балетмейстером в годы войны.
В 1945/46 годах К. Голейзовский был приглашен на должность главного балетмейстера в Львовский государственный академический театр оперы и балета. Как отмечал балетмейстер, переезжая во Львов, он собирался провести здесь серьезную работу не только постановочного типа, но и организовать школу по типу Московского хореографического училища ГАБТа. Здесь, в Львове, К. Голейзовский поставил «Бахчисарайский фонтан» и дал бесспорное право молодой тогда труппе, считаться полноценным коллективом балетного искусства Украины.
50 – 60-е годы для К. Голейзовского явились годами большого творческого подъема. Он много работал в разных театрах страны – Свердловском гостеатре оперы и балета, Йошкар-олинском ансамбле песни и пляски. К этому времени он стал своим человеком в Таджикистане. В Москве он часто встречался с деятелями искусства республики, консультировал их. Кроме этого К. Голейзовский готовил монографии о таджикском искусстве и хореографии.
К. Голейзовский заложил фундамент современного танцевального искусства Литвы, начал осваивать современную хореографию Белоруссии, Узбекистана. Он научил, как нужно бережно хранить и обогащать культурное наследие прошлого, как можно сделать его современным, сохранив национальный колорит и народность.
Последняя крупная работа хореографа – трехактный полнометражный балет «Лейли и Меджнун» (музыка С. Баласаняна), поставленная в 1964 г. на сцене Большого театра. Балетмейстер показал себя превосходным знатоком таджикского танца. Работа принесла ему большой и заслуженный успех. Эмоционально-пластическая выразительность музыки подсказала верное решение хореографических образов, которые еще раз подчеркнули самобытное творчество балетмейстера.
В последних работах К. Голейзовский возвращается к своим любимым образам, темам. Так он ставит целый ряд хореографических композиций на музыку Ф. Листа в Ленинградском училище, в 1962 г. – балет-сюиту «Скрябиниана» в Большом театре. Одновременно с этим, в Концертном зале имени П. И. Чайковского идут «Вечера хореографических миниатюр К. Голейзовского». Короткие хореографические бессюжетные миниатюры, не связанные между собой внешним действием, соединяются в цельный, завершенный спектакль-поэму.
Раскрывая свои взгляды на искусство, балет, К. Голейзовский много раз выступал в печати. («Несколько замечаний о хореографии и балетном театре»). В 1964 г. он написал книгу «Образы русской народной хореографии» [14].
Всю жизнь талантливый балетмейстер искал новые пути в хореографическом искусстве. Он вошел в историю нашего балета как художник яркой индивидуальности, своеобразного таланта, большой изобретательности и не меньшей внутренней противоречивости. Обретая творческую зрелость, совершенствуя мастерство во всех доступных ему жанрах, балетмейстер дарил театру произведения яркой неординарной мысли и поистине магического вдохновения.
После окончания Петербургского театрального училища К. Голейзовский был принят солистом на сцену Московского Большого театра. Но деятельность его протекала, главным образом, на эстраде – рано проявившееся у него «стремление экспериментировать можно было удовлетворить только вне стен Большого театра» [12, с.54].
Ранние опыты К. Голейзовского на то, что он делал впоследствии, на первый взгляд были похожи мало. Работая в маленьких эстрадных театриках предреволюционной поры для очень небольшого круга зрителей, он пытался выразить общие, порой расхожие, эстетические мотивы времени, смежных искусств – театра, поэзии, живописи.
Трудно определить основное направление первых поисков К. Голейзовского. С присущей ему ненасытностью он брался за многое. В этом разнотемье и разностилье можно усмотреть желание балетмейстера выразить бунт личности, сбрасывающей с себя привычные установления.
Театры малых форм – миниатюр, интермедий и кабаре, занимающие особое место в русской культуре начала XX столетия, сыграли огромную роль в творческой биографии К. Я. Голейзовского. Жанр миниатюры при поисках в этом направлении оказывался не просто подходящим для экспериментов. Он был ими рожден и стал их идеальным воплощением.
Кабаре стимулировали творческую энергию, позволяли жить в стихии артистизма и избранности, не допуская к себе нищих духом, «фармацевтов», как презрительно называли обывателей посетители ночных бдений в «Бродячей собаке» [48, с.338].
В стороне от больших сцен художники-новаторы искали новые пути театра, поэзии, живописи, музыки, танца, чтобы потом, может быть, применить найденное на большой сцене.
В 1915-1916 годах К. Голейзовский начал активно работать в театрах миниатюр и быстро обрел в них известность. В «Летучей мыши» шли, например, «Танец» («Стилизация») в исполнении К. Голейзовского и балерины Большого театра М. Фроман, «Хореографическая юмореска», которую танцевали Е. Гитлевич, С. Невельская, В. Светинская, Н. Юргина, Л. Бабичева, Н. Гербер и сам К. Голейзовский, «Миниатюра» в исполнении К. Голейзовского и А. Кебрен, «Музыкальная табакерка» на музыку А. Лядова (Е. Кароссо и К. Голейзовский). В 1917 г. появляются «Элегия» на музыку В. Калиникова, «Восточный танец» К. Сен-Санса, «Мотыльки» на музыку А. Скрябина [48, с.444].
Информация о работе Театр Касьяна Ярославовича Голейзовского