Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, курсовая работа
А в современном обществе потребность в праздниках и в досуговой деятельности возрастает с каждым днем, поэтому тема курсовой работы «сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника» является очень актуальной. Это обусловлено тем, что современное театрализованное представление и массовый праздник приобретают новые формы, вариации, включают в себя новые художественно – выразительные средства, технологические возможности, отвечая тем самым запросам общества, раскрывая важные политические и социальные проблемы. Наличие новых форм требует наличия новых решений, которые невозможны без изучения основ и тех знаний, которые накоплены годами.
Вступление……………………………………………………………………….3
Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6
1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении ……….9
1.3 Драматический конфликт, конфликт в
театрализованном представлении…………………………………………….11
1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представлении…13
Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………
2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре…..................................................................................................................15
2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20
2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24
2.5 Номер в сценарии театрализованного представления. Виды и жанры
Номеров………………………………………………………………………26
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28
2.7 Актуальность и новизна в сценарии………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32
Рассмотрев определения сущности драмы в историческом плане, можно придти к выводу, что главнейшим в структуре драмы является действие.
Драматургия –
наука о драме, которая изучает
элементы, из которых складывается драматическое
произведение, предназначенное для
постановки на сцене. Драматургия охватывает
все многообразные виды жанров произведений,
написанных в драматургической форме.
Это трагедия, комедия, трагикомедия и
драма.
1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении
Действие в драме.
Как уже было указано выше, считается, что драма – это изображение конфликтов, т.е. действий, наталкивающихся на контрдействия.
Главным элементом драмы является действие.
Это не простое, а поэтически изображенное действие. Иногда действие – поступок, а иногда действие – слово. Само структура предполагает наличие ситуации, коллизии, акции и реакции.
Коллизии – предпосылки к действию, через определившиеся противоречия. Это стимулы действия.
Ситуация – это состояние, которое приобрело частный характер и стало определенным. Иным словами, ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, характерную для начала важного и существенного процесса.
Ситуация создает противоположности, препятствия, осложнения и нарушения, т.е. создание коллизий, с которых собственно и начинается действие.
Слово также заряжено действенной энергетикой. Однако стоит различать пьесы для чтения и пьесы для сцены.
Важнейшим эстетическим законом драмы является единство действия, т.е. устремление к цели. Единство действия, в конечном счете, связано с авторским замыслом и связи с этим следует говорить о соотношении темы и идеи.
Основная тематическая линия – это единое целое устремление действующего лица.
Действие в театрализованном представлении
Массовое действо и театрализованное представление – это своеобразный театр с ярко обозначенной спецификой, со своими законами, где также как и в театре, в основе заложено действие.
Сквозное действие напрямую связано со сверхзадачей.
Сквозное действие - главная линия драматургического развития, обусловленная идеей и творческим замыслом сценариста.
Сверхзадача - термин, введённый К. С. Станиславским в его творческую систему: главная идейная задача, цель, ради которой создаются пьеса, актёрский образ, спектакль.
Сверхзадача и сквозное действие – это основная творческая цель, которая включает в себя разрозненные задачи. Каждый эпизод в сценарии театрализованного представления имеет свою сверхзадачу и сквозное действие, не смотря на то, что бытует мнение, что жанр массовых форм может обойтись без этих основополагающих.
Без сквозного действия и сверхзадачи не может быть режиссерского мастерства.
Развитие действия в массовом театре устраивается не по прямой, как в пьесе, а по спирали, где каждый виток – это смонтированные эпизоды и номера. Развитие действия всегда происходит по нарастающей, также как и в пьесе.
Все это также обязательно отражается в сценарии.
Сама специфика
театрализованного
Действие должно быть единым, правильно смонтированным, чтобы не было провалов и скачков, нарушенная динамика представление оставит у зрителя неприятное воспоминание о празднике. Если сравнивать значение действия в пьесе и в театрализованном представлении, то можно придти к выводу, что в обоих случаях действие занимает главенствующее место и развивается по нарастающей. Но в каждом случае действие имеет свою специфику.
1.3 Драматический конфликт, конфликт в театрализованном представлении
Драматический конфликт
Драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. И это движение называется драматическим конфликтом.
Слово конфликт происходит от латинского и означает «столкновение».
Конфликт, отражая реальные жизненные противоречия, имеет не просто сюжетно – конструктивное значение, но и является идейно – эстетической основой драмы, служит раскрытию ее содержания.
Конфликт позволяет
наиболее глубоко раскрывать сущность
изображаемого явления, создавать
законченную и целостную
Именно конфликт
драмы свидетельствует об умении
автора наблюдать жизнь и глубоко
ее осмысливать. Драматический конфликт
– более широкая и объемная
категория, чем действие. Она сосредотачивает
в себе специфические особенности
драматургии как
Разный жизненный
материал порождает различные по
природе конфликты.
Конфликт в театрализованном представлении.
Иначе обстоят дела в театрализованном представлении, т.к. оно имеет свою специфику, отличную от театра. Основой для праздника служит не пьеса, как в театре, а какое-либо событие, происшествие. В театрализованном представлении жизнь изображается не так буквально, как в драме, поэтому и конфликт имеет совсем другую природу.
Композиция – одно из главных средств, с помощью которого создается конфликтная ситуация – чаще всего внутренняя контрастность тем, как определенное сочетание и построение эпизодов и номеров, создающих органический сплав форм и художественно – выразительных средств, отражающий важные, существенные моменты развивающейся действительности.
«Конфликт в массовом празднике и театрализованном представлении – это не всегда столкновение противоборствующих сил, он может выражаться в преодолении трудностей при осуществлении тех или иных положительных целей, в столкновении человека с окружающей средой»12
Конфликт в сценарии
театрализованного представления раскрывается
главным образом через тему и слагаемых,
которые образуют эту тему, столкновение
этих слагаемых. Конфликт, он не буквален,
как в театре, он более образен и метафоричен.
К примеру, в мероприятии, посвященном
Дню Победы, конфликтом будет являться
уже сама по себе тема – война. Это слово
содержит множество подтем, которые можно
раскрыть: это и столкновение русского
народа и немецких захватчиков, это фронт
и тыл, это женщины и дети в войне и т.д.
Сам конфликт раскрывается постепенно,
в композиции.
1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представления
Понятие «композиция» (от лат. «складывать, строить») относится ко всем родам, видам и жанрам искусства.
Первым, кто выделил в драме композиционные части, был Аристотель.
«Начало – то, что само не следует по необходимости за другим, а, напротив, за ним существует или происходит по закону природы нечто другое; наоборот, конец – то, что само по необходимости или по обыкновению следует непременно за другим, после же него нет ничего другого; а середина – то, что и само следует за другим, а за ним другое»13.
В процессе развития и изучения этого вопроса, изменилось и расширилось само понимания композиции драмы. Современная композиция драмы состоит из 5 частей: Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, финал. Разберем каждое понятие в отдельности.
Экспозиция – это исходное событие, начало пьесы. Т.к. в пьесе показывается лишь какой-то отрывок жизни, значит необходимо ввести зрителя или читателя, определить исходную ситуацию. Жанровое определение автора тоже экспонирует пьесу, настраивая зрителя на определенный лад.
Способы экспонирования делятся на косвенную и прямую.
Экспозиция действенно готовит завязку – зарождение конфликта. Именно в завязке складываются те события, которые дают возможность для возникновения конфликта.
Развитие действия – самый сложный этап в построении драмы, т.к. он берет на себя основной массив действия. Именно здесь происходит развитие конфликта. Но затем наступает момент, который знаменует собой решительный поворот, после которого изменяется характер борьбы и надвигается развязка. Это кульминация – момент наивысшего напряжения.
Конфликт разрешается развязкой, которая выводит зрителя на новую высоту, с которой обозревается весь ход драматического сражения. Развязка восстанавливает равновесие, нарушенное в завязке: конфликт исчерпан, одна из противоборствующих сторон сломлена.
Театрализованное представление, несмотря на свою специфику, также имеет четкое композиционное построение. Оно необходимо, прежде всего, для того, чтобы не нарушить принцип непрерывно возрастающего развития действия по спирали.
Композиция в сценарии театрализованного представления состоит из:
Экспозиции , Завязки, Развития действия, Кульминации, Финала.
В своей сущности,
композиция театрализованного
Экспозиция ( от лат. излагать, показывать) – вводит зрителя в курс дела, погружаем в обстановку мероприятия, дает понять, о чем идет речь. Очень важно сделать экспозицию так называемым «крючком» для зрителя, т.е. вызвать с помощью экспозиции интерес, желание посмотреть до конца то, что будет происходить на сцене.
Завязка. Здесь происходит зарождение конфликта, и начитается раскрытие темы. Зритель уже точно понимает, о чем идет речь.
Развитие действия – название говорит само за себя. Именно здесь и происходит дальнейшее развитие темы. Этот элемент композиции обычно самый продолжительный по времени.
Кульминация – наивысшая точка напряжения и в развитии конфликта, после которой происходит развязка, финал
Финал в театрализованном представлении подводит итог действию.
Часто в театрализованном представлении и массовом празднике кульминация и финал сливаются воедино.
Очень важно в представлении соединить элементы композиции плавно и слитно, чтобы получилось целостное произведение искусства. В противном случае, сценарий будет рыхлым, разрозненным.
Глава 2. Сценарий
театрализованного
2.1 Общее и
особенное в театрализованных представлениях
и театре
Прежде чем
начать анализировать процесс создания
сценария, необходимо выявить общее
и особенное в драме и
Известно, что
основой всех видов и жанров театрализованных
представлений и праздников является
сценарий, имеющий много общего с
драматургическими
Конфликтность в театрализованных представлениях так же, как и в театре, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и саму форму произведения.
Следовательно, конфликтность является тем фактором, который позволяет готовить именно о драматургии театрализованного представления.
Еще одним объединяющим
моментов является композиция, которая,
однако, имеет некоторое отличие.
Если в драме композиция определяет
структуру событий
Хотя композиция и является общим моментов в пьесе и сценарии, сам сценарий весьма специфичен. И главная особенность – характер выявления конфликта через построение, монтаж, который позволяет органично соединять различные составные элементы сценария. Развитие идет на уровне темы, нашедшей единой художественное и образное воплощение.
Существует ряд отличие театрализованных представлений и театра:
Массовое театрализованное представление чаще всего бывает 1 раз, что не дает права на ошибку;
Нет стандартной сценической коробки. Режиссеру обычно не приходиться рассчитывать на технические возможности сцены, т.к. площадки бывают различными;