Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, курсовая работа
А в современном обществе потребность в праздниках и в досуговой деятельности возрастает с каждым днем, поэтому тема курсовой работы «сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника» является очень актуальной. Это обусловлено тем, что современное театрализованное представление и массовый праздник приобретают новые формы, вариации, включают в себя новые художественно – выразительные средства, технологические возможности, отвечая тем самым запросам общества, раскрывая важные политические и социальные проблемы. Наличие новых форм требует наличия новых решений, которые невозможны без изучения основ и тех знаний, которые накоплены годами.
Вступление……………………………………………………………………….3
Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6
1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении ……….9
1.3 Драматический конфликт, конфликт в
театрализованном представлении…………………………………………….11
1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представлении…13
Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………
2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре…..................................................................................................................15
2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20
2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24
2.5 Номер в сценарии театрализованного представления. Виды и жанры
Номеров………………………………………………………………………26
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28
2.7 Актуальность и новизна в сценарии………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования «Волгоградский
государственный институт
искусств и культуры»
ФАКУЛЬТЕТ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА
КАФЕДРА
РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ПРАЗДНИКОВ»
ТЕМА
«Сценарно-режиссёрская
разработка театрализованного представления
и массового праздника»
Работу выполнила
Студентка Жиркова Е.Г.
3 курса специальности 070209 «Режиссура
театрализованных представлений
и
праздников»
Научный руководитель:
Преподаватель
Ляшенко
Н.В.
Волгоград 2011
Содержание:
Вступление……………………………………………………
Глава1.
Основы драматургии………………………………..……………
1.2 Действие
в драме, действие в
1.3 Драматический конфликт, конфликт в
театрализованном
представлении……………………………………………
1.4 Композиция
в драме и в сценарии театрализованного
представлении…13
Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………
2.1 Общее и особенное
в театрализованном представлении и театре….......................
2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20
2.4 Архитектоника
сценария………..………………………………………….
2.5 Номер в
сценарии театрализованного
Номеров……………………………………………………………
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28
2.7 Актуальность
и новизна в сценарии…………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Вступление
В истории мировой культуры значительное место занимает вопрос возникновения и развития праздника как феномена, который представляет ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, но и в исследовании материальной и духовной культуры народа.
Начиная с эпохи каменного века, праздники стали неотъемлемым элементов жизни людей. Это позволяет считать их важной составляющей человеческой культуры. А их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей.
Праздник – явление всеобщее и постоянное в социально-культурной жизни народа. Он существует там, где есть духовные связи между людьми. Он демонстрирует общечеловеческие социально-культурные качества.
Таким образом, праздник – неотъемлемая часть человеческой деятельности, удовлетворяющая его культурные и духовные потребности.
Но праздник не организуется сам по себе, он возникает лишь при взаимодействии разных творческих личностей, в синтезе искусств. И все идеи и задумки создателя праздника – режиссера, отображаются, прежде всего, в сценарно-режиссерской разработке, или сценарии.
А в современном обществе потребность в праздниках и в досуговой деятельности возрастает с каждым днем, поэтому тема курсовой работы «сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника» является очень актуальной. Это обусловлено тем, что современное театрализованное представление и массовый праздник приобретают новые формы, вариации, включают в себя новые художественно – выразительные средства, технологические возможности, отвечая тем самым запросам общества, раскрывая важные политические и социальные проблемы. Наличие новых форм требует наличия новых решений, которые невозможны без изучения основ и тех знаний, которые накоплены годами.
К сожалению, на сегодняшний день довольно часто за создание театрализованных представлений и праздников берутся люди, не имеющие к этому отношения, либо не знающие как это делать правильно. Очень часто решения мероприятий упрощаются, сводятся к простому развлечению, в том время как исторически представлениям и праздникам отведена большая роль, которая заключается в сверхзадаче – в том, ради чего делается мероприятие, что хотят донести до зрителя. Именно все эти задачи определяются именно в
процессе
создания сценария. Поэтому изучение создания
сценарно – режиссерской разработки,
ее структуры и воплощения в жизнь, является
неотъемлемым элементов при создании
праздника или представления.
Создание сценария – сложный и трудоемкий процесс, и к сожалению, литературы по этой теме не так уж и много. И раскрыта она в основном в работах практиков – режиссеров. Следовательно, каждый из них делает акцент на что-то свое, но тем менее есть общие положения, из которых состоит работа над сценарием:
определение
конфликта, изучение материала,
«Конфликтность, как отражение существенных противоречий действительности в сценарии агитационно – художественного произведения, литературно – музыкальной композиции, тематического вечера или театрализованного представления, также как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и даже, в конечном счете, форму произведения»1
«Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия, а в монтажном соединении, сборке разнородных эпизодов и номеров»2
Объект исследования – теоритические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников.
Предмет исследования – сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника.
Цель
– изучить и выявить
Задачи:
- определить
общее и особенное в
- выявить общее и особенное и театре и театрализованном представлении и празднике
- рассмотреть
этапы работы над сценарием
театрализованного
- охарактеризовать
современные виды
- показать
сложность работы режиссера
Глава1. Основы драматургии
1.1 Понятие о драме
Слово «Драма» происходит из греческого языка и означает действо, действие»
Драма – род литературного произведения и диалогической форме, предназначенной для сценического воплощения» - так говорится в Театральной Энциклопедии.
Предположительно, драма зародилась около 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции, и ее первоначальной основой были обряды и церемонии.
Г.Л.Абрамович сущность драмы раскрывает следующий образом:
«Показывая внешний
по отношению к нему мир явлений
и характеров, драматург воплощает
его путем непосредственного
самовыявления действующих лиц»
Литературовед О. Головенченко определяет драму как «особый род литературы, отражающий объективную реальность в форме разговора (диалога) и действия».4
Из вышеперечисленного видно, что полного единодушия в понимании специфики драмы у теоретиков нет. Но при всех различиях в формулировках нельзя не заметить, что, как правило, в определении упоминается «действие».
При этом понимается драматическое действие разными авторами тоже по-разному. Поэтому, прежде чем подойти к определению сущности и специфики драмы как рода искусства, нужно точно установить ее доминирующий признак, признак, который является для драмы сущностным, определяющим все ее другие стороны.
В течение времени многие теоретики и драматурги утверждали, что основное в драматургическом произведении – это художественные характеры, именно они определяют и конфликт, и идейное содержание, и жанровую, и видовую специфику этого рода искусства.
«Именно изображение ясно очерченных характеров, обогащающихся в ходе развития конфликта, - это и есть то, что мы прежде всего требуем от драматического писателя.»5
Получается, что «не глубокий идейный замысел должен быть первейшей заботой драматургического писателя, не осмысление социальных и нравственных процессов, происходящих в обществе является задачей драматурга, а изображение ясно очерченных образов создаст драматургическую коллизию, конфликт и все остальное»6
Чтобы увидеть, верно это утверждение или нет, необходимо обратиться к истории.
Одним из первых, кто систематизировал опыт античной драматургии, был Аристотель. Он пришел к выводу, что главным элементов драмы является фабула. Фабула – это сочетание фактов, состав происшествий, душа трагедии. У Аристотеля это понятие характеризует произведение как целое. Следовательно, в античной трагедии действие («сочетание фактов») является основополагающим.
Второе место Аристотель отводил характерам. «Без действия не могла бы существовать трагедия, а без характеров могла бы»; «Цель трагедии – изобразить какое-либо действие, а не качество»7.
В этом акцентировании важности для драмы именно действия и связи последнего с предметом «подражания» нельзя не видеть диалектического понимания жизни как процесса, как непрерывного движения, действия.
Лессинг в своих высказываниях отражает иную художественную эпоху. В «Гамбургской драматургии» он подчеркивал, что в трагедии действие – главное средство к характеристике изображаемого. «Фабула ведь и есть то, что главным образом характеризует трагического поэта. Из десяти трагических поэтов, удачно описавших нравы и чувства действующих лиц, только один безукоризненно преодолеет трудности фабулы»8
Гегель говорил, что «действие является наиболее ясным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей»9
По мысли Белинского, «драма должна образовывать собой отдельный замкнутый мир, где каждое лицо, стремясь к собственной цели и действуя только для себя, способствует само того не зная, общему движению пьесы»10
Ф. Энгельс в своих высказываниях по поводу искусства ставит на первое место «положения и действие»
Крупнейший драматург 20 века Бертольд Брехт был сторонником действенного, революционного театра. Главная цель и задача драматургии – «показать изменяемость сосуществования людей. Достичь этого можно только присматриваясь ко всему неустойчивому, зыбкому, относительному, - словом, к противоречиям»… «поэтому фабула является сердцевиной, стержнем всякого спектакля, т.к. именно из того, что происходит между людьми, получается все, о чем можно спорить, что можно критиковать и видоизменять» 11.