Романтизм в английской живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности литературно-художественной интерпретации творчества Тёрнера.
Задачи:
- сопоставить научный и художественный дискурс;
- проанализировать искусствоведческую оценку творчества Тёрнера;
-рассмотреть художественный метод авторов;
-рассмотреть как творчество Тёрнера отрефлектированно в литературе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. .. 3
Раздел 1. Романтизм в английской живописи………………………………….7
Понятие романтизма. Особенности Английского
романтизма в живописи…………………………………………………..7
1.2. Джозеф Тёрнер – яркий представитель английского романтизма… …...16
Раздел 2.Художественная интерпретация творчества Тёрнера……………...26
2.1. Дискурс и его связь с когнитивными науками …………………………..26
2.1.1. Понятие дискурса………………………………………………………...26
2.1.2. Художественный дискурс. Синкретичность художественной
Литературы……………………………………………………………......31
2.1.3. Интерпретация произведений изобразительного искусства………….34
2.2. Прерафаэлиты……………………………………………………………..37
2.3. Джон Рескин в защиту творческих принципов Тёрнера………………………………………………………………….............41
Заключение…………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………....53

Работа содержит 1 файл

курсовая Тёрнер.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………. .. 3

Раздел 1. Романтизм  в английской живописи………………………………….7

    1. Понятие романтизма. Особенности Английского 

романтизма в живописи…………………………………………………..7

1.2. Джозеф Тёрнер  – яркий представитель английского  романтизма… …...16

Раздел 2.Художественная интерпретация творчества Тёрнера……………...26

2.1. Дискурс и  его связь с когнитивными науками …………………………..26

2.1.1. Понятие дискурса………………………………………………………...26

2.1.2. Художественный  дискурс. Синкретичность художественной

 Литературы……………………………………………………………......31

2.1.3. Интерпретация произведений изобразительного искусства………….34

2.2. Прерафаэлиты……………………………………………………………..37

2.3. Джон Рескин в защиту творческих принципов Тёрнера………………………………………………………………….............41

Заключение…………………………………………………………………….48

Список использованной литературы………………………………………....53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значительный  вклад Англии в мировую сокровищницу искусства определяет пейзажная живопись конца XVIII — первой половины XIX века.

История английского пейзажа — большая и сложная тема, требующая специального исследования. Мы коснемся здесь только некоторых ее аспектов и имён, чтобы подробнее остановиться на одном из наиболее ярких, а в отечественном искусствоведении менее  всего  освещенном  явлении — творчестве Тернера.

Этот может быть, самый спорный и трудный для понимания английский    художник   заслуживает большего внимания, чем ему у нас до сих пор уделялось. Да и в самой Англии отношение к Тернеру всегда было какое-то смутное:  при жизни консервативные критики резко на него нападали. Академия нехотя поддерживала, публика хотя и признавала его дарования, но покупала лишь самые традиционно-условные вещи и главным образом гравюры с них.

Именно продажей их он и составил свое состояние. Тернер скопил его упорным трудом,   чтобы  завещать   в   пользу   бедных английских художников и на организацию пейзажного класса в Академии. Но жадные дальние родственники — он прожил всю жизнь одиноким холостяком — сумели оспорить завещание и оттягали все деньги себе. Нации они оставили лишь ненужные им картины и рисунки, с которыми Тернер при жизни очень не любил расставаться, — он завещал около четырехсот холстов и двадцати тысяч рисунков для будущего музея. Но с показом их не торопились. Только столетие спустя после его смерти — уже в 50-х годах XX века — впервые расчистили, починили и показали наиболее интересные его этюды и поздние вещи, при жизни не выставлявшиеся. Они все еще вызывают бурные споры и кажутся часто загадочными. Даже Рескин — самый горячий и умный из его поклонников и защитников  в свое время не столько разъяснил, сколько запутал понимание искусства Тернера, приписав ему свои собственные, чуждые Тернеру, взгляды. Еще недавно Тернера почти не замечали, и восхищалась им лишь кучка энтузиастов — и то не тем, чем следовало. Но за последнее десятилетие интерес к творчеству Тернера очень возрос, вышел целый ряд исследований, впервые изданы его литературные произведения — лекции и стихи. Это позволило глубже вникнуть во внутренний мир этого нелюдимого, и замкнутого человека, жившего одним  искусством.   Он  пытался  выразить  своим творчеством трагическое понимание зыбкости и неустойчивости бытия, изменчивость окружающей действительности, неизбежность борьбы, столкновений и катаклизмов — и одновременно свои мечты о рае на земле и победе светлого начала и пессимистические сомнения в воплотимости этих надежд. Недаром его большая неоконченная поэма так и называлась — «Обманчивость надежды».

Только почти  столетие спустя после смерти Тернера, стали включать в международные и отечественные выставки ряд таких произведений художника, которые заставили взглянуть на него с совершенно иной точки зрения, пересмотреть ранее общепринятые мнения, поставить кардинальные вопросы не только сложнейшего пути развития самого Тернера, но и европейского романтического пейзажа вообще, и английского романтизма в частности. Перед нами встал во весь рост интереснейший, противоречивый, ищущий, ошибающийся и открывающий далекие перспективы, беспокойный и в то же время целенаправленный и упорный в достижении своей цели художник. Виртуозная техника — и косноязычие, замкнутость — и жажда передать свое мастерство, отшельничество — и стремление предостеречь людей от грозящей гибели, практическая сметка до скаредности — и филантропия, откровенная эклектика — и смелое новаторство, желание понять, усвоить, перенять и превзойти старые авторитеты, преодоление их — и неутомимые поиски собственного языка, отказ от своих, казалось бы, всеми признанных достижений во имя смутных и неясных для самого себя, вечно ускользающих и меняющихся призраков — солнечного света в движении. Из всех этих противоречий лепится удивительно цельный образ.

Сложность в  изучении творчества Тернера заключается  еще и в том, что его произведения крайне разнообразны не только по тематике, но и по манере. Поэтому вещи, созданные им в одно и то же время, могут быть совершенно разными, обозначать какую-то иную линию развития, чем соседняя, и не всегда легко разобраться, чем это можно объяснить — назначением, настроением, сюжетом, чтением или еще чем-нибудь другим. В разное время исследователи опускали или игнорировали то ту, то другую сторону многоликого творчества Тернера, и только в самые последние годы наметился сколько-нибудь научный подход, не заслоняемый предвзятыми оценками. Совершенно неосновательно мнение, что при жизни Тернера захваливали. Это отнюдь не соответствует действительности. Можно привести ряд примеров непонимания, даже грубейшей брани по его адресу. Так что нельзя считать, будто весь его жизненный путь был усеян розами, и Рескин только завершил картину сплошных удач, увенчав его лавровым венком своего патетического красноречия. Нет, Тернеру пришлось пробиваться своими силами и невероятным трудолюбием. А жилось ему несладко.

Данное исследование проводится на основе сопоставления двух типов дискура: научного и художественного. Во-первых, рассматриваются оценки творчества Тёрнера исскуствоведами. Во-вторых, рассматривается художественная интерпретация художества Тёрнера.

Цель  работы: изучить особенности литературно-художественной интерпретации творчества Тёрнера.

Задачи:

- сопоставить  научный и художественный дискурс;

- проанализировать  искусствоведческую оценку творчества  Тёрнера;

-рассмотреть  художественный метод авторов;

-рассмотреть  как творчество Тёрнера отрефлектированно в литературе.

Объект исследования: художественная оценка творчества живописцев.

Предмет исследования: Тёрнер в оценке англо-американских писателей.

Актуальность исследования: обусловлена значимостью изучения художественной рефлексии относительно искусства; важностью сопоставления разных дискурсивных практик.

Новизна исследования: обусловлена новым ракурсом изучения художественных произведений, используемым комплексным подходом; новизной самого материала исследования.

Методы: сопоставительный анализ, вербальный анализ, стилистический анализ.

Подходы: культурно-исторический, контекстуальный, дискурсивный.

Методологическая  база: тексты английских искусствоведов XIX века, которые являются наиболее авторитетными авторами в этой области.

Теоретическая значимость работы состоит в попытке применения методов дискурсивного анализа к искусствоведческим текстам и выявления их индивидуальности как художественно-научных текстов, а также в том, что данное исследование расширит имеющиеся представления о типах дискурса.

Практическая  ценность: в возможности применения данного подхода для обучения студентов восприятию коммуникативных аспектов искусствоведческих текстов на занятиях по английскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Романтизм в английской живописи

1.1.Понятие романтизма. Особенности Английского романтизма в живописи

1.2. Джозеф  Тёрнер – яркий представитель  английского романтизма

 

В наиболее общем  смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими»[32,125]. Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в современных странах Запада[8,246].

Определение и  оценка искусства как явления  — предмет непрекращающихся дискуссий. Природу искусства нередко считают «самой неуловимой из всех загадок человеческой культуры» [12,86]. Одни авторы считают, что искусство — способ выражения или сопереживания эмоций и идей, другие полагают, что это способ исследования и оценки формальных элементов, третьи — что это мимесис или представление[9,93]. Лев Толстой определял искусство как способ непрямой коммуникации между людьми [10,136]. Бенедетто Кроче и Робин Коллингвуд развивали идеалистическое учение о том, что искусство выражает эмоции, и следовательно, его сущность имеет место лишь в замысле своего создателя [9,87]. Теория искусства как формы имеет корни в философии Иммануила Канта и развивалась в начале XX века Роджером Фраем и Кливом Беллом[31,401]. Взгляд на искусство как мимесис или представление восходит к философии Аристотеля [31,186].

В эпоху романтизма традиционное понимание искусства  как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой» [30,96]. В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нем видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта [30,67]. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца[12,91] (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции.

Отметим, что  английское изобразительное искусство  дает много разнообразных примеров становления романтизма и затем  зарождения в его русле новых  тенденций.

Романтизм (франц. romantisme), идейное  и художественное  повышение в европейской  и американской  культуре конца 18 - начала 19 вв. Зародившийся  в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной  ошибки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность  к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и возвращения, пафос личной и гражданской оторванности. Мучительный разлад демиурга и действительности лег в основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой  горечи, тягой к испытанию и востановлению “теневой”, “ночной” стороны человеческой души, со знаменитой “романтической иронией”, позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое.

Развиваясь  во многих странах, романтизм повсюду  приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими  традициями и условиями.

Романтизм в  Англии оформился раньше, чем в  других странах Западной Европы. Романтические  тенденции долгое время существовали подспудно, не вырываясь на поверхность, чему в немалой степени способствовало раннее возникновение сентиментализма. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Оно было впервые [14,64] употреблено художником Джоном Эвелином при описании окрестностей Бата. Позднее, в начале XVIII в. это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и теми, которые обычно ассоциируются в нашем сознании с понятием «классицизм». Например, А. Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с неопределенностью, зыбкостью чувств.

Эти незримо  существовавшие романтические мироощущения проявились в целой системе свойственных только Англии явлений, что дает право  нашим исследователям, пишущим о специфике английского романтизма, говорить о предромантизме, хронологически предшествующем собственно романтизму.

Предромантизм складывался в единую идейно-художественную систему в течение 30 лет (1750-1780), когда  четко обозначились составляющие эту систему компоненты - готический роман, сентиментальная поэзия, эстетика периода кризиса Просвещения, а также якобинский роман, представленный именами У. Годвина, Т. Холкрофта, Э. Инчболд и Р. Бейджа. В эпоху предромантизма наиболее ярко проявился интерес англичан к национальной истории, поддержанный открытиями в археологии, этнографии, антикварной деятельности, а также закрепленный в художественных шедеврах Д. Макферсона, Т. Перси, В. Скотта. Все интересные открытия англичан в науке, искусстве, архитектуре способствовали рождению определенного типа мышления, образа жизни. Материальная культура соответствовала потребностям общества, что нашло выражение в садово-парковом строительстве, в сооружении готических зданий. Открытие Академии художеств, расцвет романтической живописи, особенно пейзажной, были также обусловлены особенностями развития общества, в котором постепенно исчезала дикая, нетронутая природа. Открытие публичных библиотек, быстрые успехи полиграфии способствовали распространению печатного слова, а мастерство книжной иллюстрации и графики делало даже самые дешевые издания популярными и эстетически значимыми, воспитывающими вкус.

Английский  романтизм охватывает период с конца XVIII в. примерно до 1830-х гг. Самым ранним из романтиков был У. Блейк.

Первый период романтизма связан с именами поэтов «Озерной школы», или «лейкистов» — У. Вордсворта, С. Т. Колриджа и. Р. Саути: стремясь уйти от непринимаемого ими города, они поселились близ озера. Основные черты этого периода: близость к природе, часто фантастика, живописность, интерес к жизни простого человека. Одновременно с ними начал писать стихи и поэмы «шотланд-бард» В. Скотт, который в 1810-е гг. стал известен как основоположник исторического романа. Эмоциональный мир человека рассматривал в стихах Т. Мур. По типу мировосприятия и особенностям стилистики к ним близок Дж. Ките, хотя его творчество совпадает со вторым периодом.

Информация о работе Романтизм в английской живописи