Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой родного города Новокузнецка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить влияние архитектуры на мышление дошкольников;
- рассмотреть особенности изучения архитектуры дошкольниками;

Содержание

• Введение
• 1. Влияние архитектуры на мышление дошкольников
• 2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками
• 3. План-конспекты занятий
• Заключение
• Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

- яркий - бледный,

- тусклый, темный,

- новый - старый,

- ясный - мрачный,

- на юге - на севере,

- в шумном месте  - в тихом месте,

- ширящийся - сужающийся,

- широкий - узкий,

- шершавый - гладкий,

- чистый - грязный,

- часто встречающийся  - редко встречающийся,

- упрощенный - усложненный,

- построенный - разрушенный,

- сухой - мокрый,

- свой - чужой,

- светлый - темный,

- купленный - проданный,

- полный (людей) - пустой,

- опускает (лифт) поднимает,

- красивый - безобразный,

- изнутри - снаружи,

- дорогой - дешевый,

- громадный - маленький.

"Перевертыши"

- В доме можно  в тишине заниматься любимым  делом, это хорошо, почему?

- Потому что можно  сделать интересную поделку.

- Можно сделать  интересную поделку, это плохо,  почему?

- Она может сломаться.

- Поделка сломается,  это хорошо, почему?

- Потому что есть  возможность потрудиться над  чем-нибудь еще.

Блок 2. Логика системного мышления по объекту

Основная функция - защита человека от неблагоприятных  внешних факторов.

Подсистема: стены, пол, двери, лестницы, потолки.

Надсистема:

- по месту: находится  в населенных пунктах;

- по назначению: здания  и сооружения.

Прошлое: пещеры, землянки, шалаши.

Будущее (три уровня идеальности - разрешение имеющихся  проблем, прогнозирование идеальной  системы, свёртывание функции).

Творческие задачи по улучшению имеющегося:

11. Дом маленький.  Как сделать его большим, без  дополнительных затрат строительных материалов? (Повесить кругом зеркала: это зрительно увеличит помещение).

12. Дом периодически  нужно часто ремонтировать, это  требует затрат. Как их уменьшить? (Дом-строитель, сам себя ремонтирует).

13. В доме должно  быть тепло, но батареи выглядят некрасиво. (Отопительная система спрятана в пол и стены).

14. Много мебели  в квартире, она занимает много  места. (Мебель многофункциональная  или встроенная).

Идеальная система: жилища нет, а его основная функция выполняется:

-?человек сам может вокруг себя создавать поле, которое защитит его, если понадобится;

- человек будет  реагировать на внешние воздействия  таким образом: когда холодно,  он перемещается туда, где светит  солнце и нет дождя;

- одежда будет водо - и холодоустойчивая;

- целые города - комплексы межгалактические, внутри такого комплекса люди и живут;

- подземные бункеры,  где живут люди, а на земле  - чистый воздух и леса, по которым  не ездят машины;

- подводный город  на морском дне.

Свертывание функции: объекта нет, потому что отпадает потребность:

- планета - дом,  друг.

- каждой семье по  отдельной планете.

Блок 3. Формулировка и решение противоречий

Окна должны быть большими, чтобы было светло, и должны быть маленькими, чтобы было тепло, и не задувал ветер (стеклянные стены и потолки).

Дом должен быть большим, чтобы могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы занимать на земле мало места (высотные дома).

Дом должен быть, чтобы  давать людям кров, и не должен быть, чтобы на земле было много деревьев (подземные и подводные города, межгалактические станции). У дома должны быть стены, чтобы было тепло, и не должно быть стен, чтобы был хороший вид из окна, чтобы было больше света. Окна должны быть большими, чтобы в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы не было видно, что делается в доме (тонированные стекла).

В доме нужно убирать, чтобы был порядок, и не нужно  убирать, потому что не хочется и  чтобы не уставать (игрушки с магнитами, летающие, управляемые голосом: поиграл - и она сама на место встала).

Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы не пускать чужих и не должна быть закрыта, чтобы могли пройти хозяева (двери нет, стена реагирует на биополе хозяина).

Воспитатель подводит итог: дети вместе с воспитателем выявили  много противоречий, задач, на которые нужны ответы. А чтобы легче было ответить, они будут изучать архитектуру и в процессе изучения постараются решить все задачи.

Тема 2. Игра занятие "С  Волшебным клубочком в гости  к сказочным героям"

Программное содержание: закрепить представления о различных постройках, в которых живут сказочные герои, учить описывать их по признакам: материал, структура постройки, эстетическое оформление. Упражнять в составлении описательных рассказов с помощью приёма "Точка зрения" (составление рассказов от имени хозяина домика).

Предварительная работа. Чтение сказок, где герои живут  в сказочных домиках.

Материал: Картинки с  изображением сказочных героев и  их домов (Дюймовочка - домик-цветок, Поросенок  Наф-Наф - домик из кирпича, Старик Хоттабыч - домик-кувшин, Баба Яга - домик на курьих ножках.)

"Сказочная тропинка" (стилизованная дорожка, на которой  отмечаются сказки, куда попадают  путешественники); карточки-схемы, обозначающие  признаки, по которым строится  описательный рассказ о домике.

Морфологическая таблица  для составления проекта нового домика (признаки, по которым будет строиться новый домик, дети выявляют сами).

Примерное содержание занятия

1. Рассматривание  книжек с указанными в программном  содержании сказками, или загадывание  загадок о соответствующих героях. Или игра "Узнай по описанию" (о героях). Предъявление Волшебного клубочка и схем с базовыми признаками для рассказывания.

2. Покатился Волшебный  клубочек по дорожке и прикатился  к домику поросенка Наф-Нафа. Радостно  встретил гостей Наф-Наф и рассказал  о своем домике. Рассказ "От имени5" (материал, форма, размер, эстетическое оформление, почему именно такой домик построил Наф-Наф).

2. Покатился Волшебный  клубочек по дорожке и прикатился  на красивый луг, где цвели  яркие цветочки. На одном из  них и был домик Дюймовочки. Рассказ о домике.

кувшин. Хотели дети взять  кувшин да зачерпнуть водицы, как услышали голос из кувшина. Имитация голоса Старика  Хоттабыча из кувшина, его рассказ  о своем домике.

4. Прикатился Волшебный  клубочек в дремучий лес. Испугались  дети, разве может в таком темном месте быть жилье, да вдруг увидели избушку на курьих ножках. Догадались, кто здесь живет. Обошли вокруг домика, рассмотрели его. А был он вот такой …. Не понравился детям этот домик, уж больно мрачным был лес и дом. Убежали дети из леса.

5. Привел Волшебный  клубочек детей к высокому  терему расписному, в котором  жила Василиса Прекрасная. Дети  рассматривают картинки, где изображены  различные терема, с позиции эстетического  оформления (арки, резьба, колонны, резные  наличники, крыльцо, роспись и другие дизайнерские решения).

Наконец дети встретили  Волшебника Перепутывай и он предложил  поиграть с Волшебным Комодом; придумать  с его помощью сказочным героям новые дома.

На следующем занятии  дети представят себя архитекторами  и нарисуют дома, используя морфотаблицу, составят короткий рассказ о своем проекте.

Заключение

художественный творческий дошкольник архитектура

В заключении можно  сказать, что изучение архитектуры  способствует развитию творческих способностей дошкольников. Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.

В содержание знаний по ознакомлению детей с архитектурой, способствующих воспитанию художественного  вкуса, необходимо включить следующие  разделы:

- Первоначальные знания об архитектуре.

- Знания об архитектуре,  как виде искусства.

- Мир искусств в  мире архитектуры.

- Архитектура в  мире других искусств.

Целесообразно использовать такие методы, как беседы, наблюдения, экскурсия, игры, рассказы, демонстрации слайдов, фотографий, репродукций и т.д.

В ходе выполнения работы были разработаны и предложены несколько  занятий, посвященных изучению архитектуры  дошкольниками.

Используемая  литература

1. Барышникова, С.Ю.  Архитектурная школа имени Папы  Карла [Текст] / С.Ю. Барышникова. - М.: Линка-Пресс, 2006. - 446 с.

2. Заславский, Е.Л.  Что такое архитектура [Текст] / Е.Л. Заславский. - М.: Народная Асвета., 2005. - 126 с.

3. Искржицкий, Г.И.  По законам красоты. Беседы  об архитектуре [Текст] / Г.И. Искржицкий. - М.: Просвещение, 2002. - 286 с.

4. Неменский, Б.М.. Дом.  Какой он [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Высшая школа, 2004. - 188 с.

5. Новиков Ф.М. Формула  архитектуры. [Текст] / Ф.М. Новиков. - М.: Детская литература, 2004. - 166 с

Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города