Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:30, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой родного города Новокузнецка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить влияние архитектуры на мышление дошкольников;
- рассмотреть особенности изучения архитектуры дошкольниками;
• Введение
• 1. Влияние архитектуры на мышление дошкольников
• 2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками
• 3. План-конспекты занятий
• Заключение
• Используемая литература
- яркий - бледный,
- тусклый, темный,
- новый - старый,
- ясный - мрачный,
- на юге - на севере,
- в шумном месте - в тихом месте,
- ширящийся - сужающийся,
- широкий - узкий,
- шершавый - гладкий,
- чистый - грязный,
- часто встречающийся - редко встречающийся,
- упрощенный - усложненный,
- построенный - разрушенный,
- сухой - мокрый,
- свой - чужой,
- светлый - темный,
- купленный - проданный,
- полный (людей) - пустой,
- опускает (лифт) поднимает,
- красивый - безобразный,
- изнутри - снаружи,
- дорогой - дешевый,
- громадный - маленький.
"Перевертыши"
- В доме можно в тишине заниматься любимым делом, это хорошо, почему?
- Потому что можно сделать интересную поделку.
- Можно сделать
интересную поделку, это плохо,
- Она может сломаться.
- Поделка сломается, это хорошо, почему?
- Потому что есть возможность потрудиться над чем-нибудь еще.
Блок 2. Логика системного мышления по объекту
Основная функция - защита человека от неблагоприятных внешних факторов.
Подсистема: стены, пол, двери, лестницы, потолки.
Надсистема:
- по месту: находится в населенных пунктах;
- по назначению: здания и сооружения.
Прошлое: пещеры, землянки, шалаши.
Будущее (три уровня идеальности - разрешение имеющихся проблем, прогнозирование идеальной системы, свёртывание функции).
Творческие задачи по улучшению имеющегося:
11. Дом маленький. Как сделать его большим, без дополнительных затрат строительных материалов? (Повесить кругом зеркала: это зрительно увеличит помещение).
12. Дом периодически
нужно часто ремонтировать,
13. В доме должно быть тепло, но батареи выглядят некрасиво. (Отопительная система спрятана в пол и стены).
14. Много мебели в квартире, она занимает много места. (Мебель многофункциональная или встроенная).
Идеальная система: жилища нет, а его основная функция выполняется:
-?человек сам может вокруг себя создавать поле, которое защитит его, если понадобится;
- человек будет
реагировать на внешние
- одежда будет водо - и холодоустойчивая;
- целые города - комплексы межгалактические, внутри такого комплекса люди и живут;
- подземные бункеры, где живут люди, а на земле - чистый воздух и леса, по которым не ездят машины;
- подводный город на морском дне.
Свертывание функции: объекта нет, потому что отпадает потребность:
- планета - дом, друг.
- каждой семье по отдельной планете.
Блок 3. Формулировка и решение противоречий
Окна должны быть большими, чтобы было светло, и должны быть маленькими, чтобы было тепло, и не задувал ветер (стеклянные стены и потолки).
Дом должен быть большим, чтобы могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы занимать на земле мало места (высотные дома).
Дом должен быть, чтобы давать людям кров, и не должен быть, чтобы на земле было много деревьев (подземные и подводные города, межгалактические станции). У дома должны быть стены, чтобы было тепло, и не должно быть стен, чтобы был хороший вид из окна, чтобы было больше света. Окна должны быть большими, чтобы в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы не было видно, что делается в доме (тонированные стекла).
В доме нужно убирать, чтобы был порядок, и не нужно убирать, потому что не хочется и чтобы не уставать (игрушки с магнитами, летающие, управляемые голосом: поиграл - и она сама на место встала).
Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы не пускать чужих и не должна быть закрыта, чтобы могли пройти хозяева (двери нет, стена реагирует на биополе хозяина).
Воспитатель подводит итог: дети вместе с воспитателем выявили много противоречий, задач, на которые нужны ответы. А чтобы легче было ответить, они будут изучать архитектуру и в процессе изучения постараются решить все задачи.
Тема 2. Игра занятие "С Волшебным клубочком в гости к сказочным героям"
Программное содержание:
закрепить представления о
Предварительная работа. Чтение сказок, где герои живут в сказочных домиках.
Материал: Картинки с изображением сказочных героев и их домов (Дюймовочка - домик-цветок, Поросенок Наф-Наф - домик из кирпича, Старик Хоттабыч - домик-кувшин, Баба Яга - домик на курьих ножках.)
"Сказочная тропинка"
(стилизованная дорожка, на
Морфологическая таблица для составления проекта нового домика (признаки, по которым будет строиться новый домик, дети выявляют сами).
Примерное содержание занятия
1. Рассматривание
книжек с указанными в
2. Покатился Волшебный
клубочек по дорожке и
2. Покатился Волшебный
клубочек по дорожке и
кувшин. Хотели дети взять кувшин да зачерпнуть водицы, как услышали голос из кувшина. Имитация голоса Старика Хоттабыча из кувшина, его рассказ о своем домике.
4. Прикатился Волшебный
клубочек в дремучий лес.
5. Привел Волшебный клубочек детей к высокому терему расписному, в котором жила Василиса Прекрасная. Дети рассматривают картинки, где изображены различные терема, с позиции эстетического оформления (арки, резьба, колонны, резные наличники, крыльцо, роспись и другие дизайнерские решения).
Наконец дети встретили Волшебника Перепутывай и он предложил поиграть с Волшебным Комодом; придумать с его помощью сказочным героям новые дома.
На следующем занятии дети представят себя архитекторами и нарисуют дома, используя морфотаблицу, составят короткий рассказ о своем проекте.
Заключение
художественный творческий дошкольник архитектура
В заключении можно сказать, что изучение архитектуры способствует развитию творческих способностей дошкольников. Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.
В содержание знаний по ознакомлению детей с архитектурой, способствующих воспитанию художественного вкуса, необходимо включить следующие разделы:
- Первоначальные знания об архитектуре.
- Знания об архитектуре, как виде искусства.
- Мир искусств в мире архитектуры.
- Архитектура в мире других искусств.
Целесообразно использовать такие методы, как беседы, наблюдения, экскурсия, игры, рассказы, демонстрации слайдов, фотографий, репродукций и т.д.
В ходе выполнения работы были разработаны и предложены несколько занятий, посвященных изучению архитектуры дошкольниками.
Используемая литература
1. Барышникова, С.Ю.
Архитектурная школа имени
2. Заславский, Е.Л. Что такое архитектура [Текст] / Е.Л. Заславский. - М.: Народная Асвета., 2005. - 126 с.
3. Искржицкий, Г.И. По законам красоты. Беседы об архитектуре [Текст] / Г.И. Искржицкий. - М.: Просвещение, 2002. - 286 с.
4. Неменский, Б.М.. Дом. Какой он [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Высшая школа, 2004. - 188 с.
5. Новиков Ф.М. Формула архитектуры. [Текст] / Ф.М. Новиков. - М.: Детская литература, 2004. - 166 с
Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города