Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой родного города Новокузнецка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить влияние архитектуры на мышление дошкольников;
- рассмотреть особенности изучения архитектуры дошкольниками;

Содержание

• Введение
• 1. Влияние архитектуры на мышление дошкольников
• 2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками
• 3. План-конспекты занятий
• Заключение
• Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Ознакомление  детей дошкольного возраста с  архитектурой родного города

Содержание

  • Введение
  • 1. Влияние архитектуры на мышление дошкольников
  • 2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками
  • 3. План-конспекты занятий
  • Заключение
  • Используемая литература

Введение

Актуальность исследования. Целью современного образования является воспитание «человека культуры», способного к свободному творчеству и культурообусловленному взаимодействию с окружающей средой ( Н.Ф. Голованова, Т.И. Бабаева, И.А. Колесникова). Начальное звено реализации данной цели обеспечивает дошкольное образование.  
Особое значение для вхождения детской личности в сложный мир культуры имеет старший дошкольный возраст, когда у детей активно формируется начальное познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к широкому кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка (Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, В.В. Зеньковский). 
Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет архитектура родного города, в котором живет ребенок.

 Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своего родного города и  страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

Объект  исследования-

 особенности архитектуры города Новокузнецка.

Предмет –

 процесс ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой города Новокузнецка.

Цель исследования - изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой родного города Новокузнецка.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить влияние  архитектуры на мышление дошкольников;

- рассмотреть особенности  изучения архитектуры дошкольниками;

1. Влияние архитектуры  на мышление дошкольников

Активизация художественно-творческого  развития детей старшего дошкольного  возраста в процессе ознакомления с  архитектурой возможно при следующих условиях:

- поэтапном формировании  у детей начальных знаний об  архитектуре как особом виде  искусства;

- взаимосвязи восприятия  искусства и продуктивного детского  творчества;

- предоставление детям  возможности использовать полученные  знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

- использовании разнообразных  форм и методов ознакомления  с архитектурой, развития художественно-творческих  способностей детей.

Долгое время вопросы  использования архитектуры рассматривались  исследователями в рамках краеведческой и экскурсионной работы. Особенно плодотворно в развитии методики "архитектурных экскурсий" был период 20-30-х годов. В это время в научной и методической литературе активно разрабатывались идеи использования художественных памятников родного края как инструменты просвещения народа, его нравственного, патриотического, эстетического воспитания. В ряде работ отмечено, что использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей изобразительной деятельности и конструированию. С.П. Юрченко отмечает, что ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов. При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.

Для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные  представления об основных свойствах  архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. У дошкольников практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства. Выявлена зависимость уровня творческих проявлений детей от степени сформированности представлений об архитектуре. Дети, имеющие достаточно полные и правильные представления об архитектуре, обнаруживают средний и высокий уровни художественно-творческих проявлений. У детей с неполными и неправильными представлениями, соответственно, отмечается низкий уровень решения художественно-творческих задач. В рисунках старших детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления. Отмечаются случаи передачи пространственного оформления сооружения с помощью прорисовки центрального и бокового фасадов.

Средства архитектуры  в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

Таким образом, изучение архитектуры способствует развитию творческих способностей дошкольников. Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.

2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками

При знакомстве детей  с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками  архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.

С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре  способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

По Д.С. Салария  усвоение материала по архитектуре тесно связано с выработкой эстетического отношения к действительности, формированием потребности к художественной деятельности и формированием художественного вкуса.

В исследовании Д.С. Салария  раскрываются принципы построения материала  по ознакомлению с архитектурой:

- использование архитектурного  наследия родного края;

- учет возрастных  особенностей детей при освоении  этого вида искусства;

- оптимальное соотношение  теоретической и практической  деятельности в процессе изучения  архитектуры.

Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:

- архитектурная среда,  непосредственно окружающая ребенка  и создающая своим воздействием  основы художественного вкуса  и художественного отношения  к архитектуре;

- общая художественная  подготовка, приобретаемая на занятиях  по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;

- специальная архитектурно-художественная  подготовка, включающая в себя  теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.

Программа знаний об архитектуре Б.М. Неменского построена  от более обобщенных знаний к более  конкретизированным, что делает их более доступными для детей. Архитектура  по Неменскому - та область художественного развития, которая поможет человеку жить в окружающей среде, грамотно к ней относиться.

Разделы программы  Неменского:

1) "Истоки архитектуры  и монументальных искусств";

2) "Архитектура  как искусство":

- специфика архитектуры

- использование языка архитектуры

- характер форм, пропорций  - основа выразительности исторических  стилей.

3) Синтез искусств  в архитектуре, единство архитектуры  с монументальными искусствами.

С.Б. Барышникова предлагает следующий объем знаний:

1. Общие свойства  архитектуры, как части пространства (предметность и протяженность).

2. Средства пространственной  организации образа.

3. Средства пластической  организации образа (материал, фактура,  рельеф, цвет).

С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:

- доступность содержания  знаний;

- учет теоретических  положений эстетики и искусствознания;

- включение в содержание  знаний краеведческого материала,  предлагает в содержание знаний  об архитектуре включить два  блока:

1.Об архитектуре  и людях, которые ее создают.

2. О древнерусском  зодчестве.

Единой программы  по ознакомлению детей с архитектурой не существует. Возможно, поэтому и  проблема разработки системы методов  ознакомления с архитектурой остается недостаточно изученной.

В своей исследовательской  работе, посвященной кукольному творчеству, Н. Максимова пришла к выводу, что  такие явления, как плоскостность, статичность, центрированность изображения - преодолеваются, если использовать следующие  приемы. Из коробок склеиваются крепости, дома и дворцы, даже громадные - в полный детский рост, и дети сами "живут" в них, играя и поселяя в них свои игрушки. Здесь развиваются представления о соразмерности частей, соотношении объемов, появляется чувство многослойности мира. Формируется способность "наложения", делающая изображение более эмоциональным и реалистичным.

Таким образом, в содержание знаний по ознакомлению детей с архитектурой, способствующих воспитанию художественного  вкуса, необходимо включить следующие  разделы:

1. Первоначальные знания об архитектуре.

2. Знания об архитектуре,  как виде искусства.

3. Мир искусств  в мире архитектуры.

4. Архитектура в  мире других искусств.

Целесообразно использовать такие методы, как беседы, наблюдения, экскурсия, игры, рассказы, демонстрации слайдов, фотографий, репродукций и т.д.

3. План-конспекты занятий

Тема 1: игры на основе универсальной модели описания объекта "Жилой дом"

Программное содержание: упражнять в подборе антонимов, объяснении возможностей сочетания  противоположностей в одном объекте; выявлять в существующих знакомых объектах недостатки, рассматривать их как основу для творческой задачи; учить строить прогноз развития объекта на разных уровнях идеальности; формулировать на полуактивном этапе ИКР (идеальный конечный результат для решения творческой задачи), выдвигать идеи технической реализации решения.

Блок 1. Игра "Наоборот" (проводится с мячом)

Задача: назвать слово  с противоположным значением. Объяснить  каждую пару: как сделать дом ярким? И чтоб тот же дом был бледным? (Яркие краски снаружи, бледные - изнутри); оригинальная архитектура и оформление в пастельных тонах; на освещённом солнечном пригорке и с малым числом приборов освещения…

Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города