Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:30, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой родного города Новокузнецка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить влияние архитектуры на мышление дошкольников;
- рассмотреть особенности изучения архитектуры дошкольниками;
• Введение
• 1. Влияние архитектуры на мышление дошкольников
• 2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками
• 3. План-конспекты занятий
• Заключение
• Используемая литература
Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города
Содержание
Введение
Актуальность
исследования. Целью современного образования
является воспитание «человека культуры»,
способного к свободному творчеству и
культурообусловленному взаимодействию
с окружающей средой ( Н.Ф. Голованова,
Т.И. Бабаева, И.А. Колесникова). Начальное
звено реализации данной цели обеспечивает
дошкольное образование.
Особое значение для вхождения детской
личности в сложный мир культуры имеет
старший дошкольный возраст, когда у детей
активно формируется начальное познавательное,
эстетическое и творческое отношение
к действительности, происходит становление
интересов к широкому кругу социальных
явлений, выходящих за рамки личного опыта
ребенка (Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, В.В.
Зеньковский).
Именно в этот период важно создать условия
для развития у детей интереса к объектам,
обладающим исторической и художественной
ценностью, тем самым, заложить основы
непрерывного процесса приобщения к культуре.
Среди многообразия таких объектов особое
значение имеет архитектура родного города,
в котором живет ребенок.
Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своего родного города и страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.
Объект исследования-
особенности архитектуры города Новокузнецка.
Предмет –
процесс ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой города Новокузнецка.
Цель исследования - изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой родного города Новокузнецка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить влияние архитектуры на мышление дошкольников;
- рассмотреть особенности
изучения архитектуры
1. Влияние архитектуры на мышление дошкольников
Активизация художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях:
- поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;
- взаимосвязи восприятия
искусства и продуктивного
- предоставление детям
возможности использовать
- использовании разнообразных
форм и методов ознакомления
с архитектурой, развития художественно-
Долгое время вопросы
использования архитектуры
Для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. У дошкольников практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства. Выявлена зависимость уровня творческих проявлений детей от степени сформированности представлений об архитектуре. Дети, имеющие достаточно полные и правильные представления об архитектуре, обнаруживают средний и высокий уровни художественно-творческих проявлений. У детей с неполными и неправильными представлениями, соответственно, отмечается низкий уровень решения художественно-творческих задач. В рисунках старших детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления. Отмечаются случаи передачи пространственного оформления сооружения с помощью прорисовки центрального и бокового фасадов.
Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.
Таким образом, изучение архитектуры способствует развитию творческих способностей дошкольников. Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.
2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками
При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.
По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.
С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.
По Д.С. Салария усвоение материала по архитектуре тесно связано с выработкой эстетического отношения к действительности, формированием потребности к художественной деятельности и формированием художественного вкуса.
В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:
- использование архитектурного наследия родного края;
- учет возрастных
особенностей детей при
- оптимальное соотношение
теоретической и практической
деятельности в процессе
Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:
- архитектурная среда,
непосредственно окружающая
- общая художественная
подготовка, приобретаемая на занятиях
по изобразительной
- специальная архитектурно-
Программа знаний об архитектуре Б.М. Неменского построена от более обобщенных знаний к более конкретизированным, что делает их более доступными для детей. Архитектура по Неменскому - та область художественного развития, которая поможет человеку жить в окружающей среде, грамотно к ней относиться.
Разделы программы Неменского:
1) "Истоки архитектуры и монументальных искусств";
2) "Архитектура как искусство":
- специфика архитектуры
- использование языка архитектуры
- характер форм, пропорций
- основа выразительности
3) Синтез искусств
в архитектуре, единство
С.Б. Барышникова предлагает следующий объем знаний:
1. Общие свойства архитектуры, как части пространства (предметность и протяженность).
2. Средства пространственной организации образа.
3. Средства пластической организации образа (материал, фактура, рельеф, цвет).
С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:
- доступность содержания знаний;
- учет теоретических
положений эстетики и
- включение в содержание
знаний краеведческого
1.Об архитектуре и людях, которые ее создают.
2. О древнерусском зодчестве.
Единой программы по ознакомлению детей с архитектурой не существует. Возможно, поэтому и проблема разработки системы методов ознакомления с архитектурой остается недостаточно изученной.
В своей исследовательской работе, посвященной кукольному творчеству, Н. Максимова пришла к выводу, что такие явления, как плоскостность, статичность, центрированность изображения - преодолеваются, если использовать следующие приемы. Из коробок склеиваются крепости, дома и дворцы, даже громадные - в полный детский рост, и дети сами "живут" в них, играя и поселяя в них свои игрушки. Здесь развиваются представления о соразмерности частей, соотношении объемов, появляется чувство многослойности мира. Формируется способность "наложения", делающая изображение более эмоциональным и реалистичным.
Таким образом, в содержание знаний по ознакомлению детей с архитектурой, способствующих воспитанию художественного вкуса, необходимо включить следующие разделы:
1. Первоначальные знания об архитектуре.
2. Знания об архитектуре, как виде искусства.
3. Мир искусств в мире архитектуры.
4. Архитектура в мире других искусств.
Целесообразно использовать такие методы, как беседы, наблюдения, экскурсия, игры, рассказы, демонстрации слайдов, фотографий, репродукций и т.д.
3. План-конспекты занятий
Тема 1: игры на основе универсальной модели описания объекта "Жилой дом"
Программное содержание: упражнять в подборе антонимов, объяснении возможностей сочетания противоположностей в одном объекте; выявлять в существующих знакомых объектах недостатки, рассматривать их как основу для творческой задачи; учить строить прогноз развития объекта на разных уровнях идеальности; формулировать на полуактивном этапе ИКР (идеальный конечный результат для решения творческой задачи), выдвигать идеи технической реализации решения.
Блок 1. Игра "Наоборот" (проводится с мячом)
Задача: назвать слово с противоположным значением. Объяснить каждую пару: как сделать дом ярким? И чтоб тот же дом был бледным? (Яркие краски снаружи, бледные - изнутри); оригинальная архитектура и оформление в пастельных тонах; на освещённом солнечном пригорке и с малым числом приборов освещения…
Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города