Основные положения теории архитектурной композиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Разные периоды истории оставили нам бесчисленные примеры совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и отточенной, гармонической, высокохудожественной формы.

Работа содержит 1 файл

Основные положения теории архитектурной композиции.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Глубинно-пространственные композиции применяются и в современном  градостроительстве.

Функциональные  схемы композиции внутреннего пространства

При выборе вида композиции зданий определяющим является оптимальная  организация внешних объемов  и внутреннего пространства, отвечающая требованиям функций и усиливающая  выразительность идейно-художественного  замысла.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры  внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и т.д. Внутренние помещения  можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательные и коммуникационные. Существуют разные схемы композиции интерьера:

  • зальная – все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);
  • центрическая – группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);
  • анфиладная – помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);
  • коридорная – помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;
  • секционная – здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
  • смешанная – зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют интерьер.

Композиционная схема  интерьера заложена в основу архитектуры  любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит на деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Ансамбль  в архитектуре – связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

  • глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;
  • замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;
  • свободное пространство без строгих границ;
  • панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Комплекс домов, образующих жилую группу, может компоноваться  вокруг небольшого зеленого массива, создавая интимное, соразмерное человеку пространство, архитектурно изолированное от внешней  среды. Подобные композиции характеризуются  как замкнутые. Примерами замкнутых композиций являются площадь св.Петра в Риме, Вандемская – в Париже, Дворцовая – в Ленинграде и др. Диалектической противоположностью замкнутой композиции является композиция открытая, для которой характерна незамкнутость фронта застройки.

Один из основных приемов  построения архитектурного ансамбля –  постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке  своим масштабом, композицией или  являющихся историческими памятниками  архитектуры; монументов, посвященных  важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в  ансамбле городской застройки могут  быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна  на Дворцовой площади Ленинграда, представляющая собой монумент славы  России, победившей Наполеона. Включение  монументов в городские ансамбли имеют большое значение для градостроительства.   

Художественные  средства архитектурной  композиции

Особенность архитектуры  как искусства заключается в  создании единства архитектурной композиции из множества форм.

Единство архитектурного произведения достигается рядом  композиционных и художественных средств. Простейшее средство создания единства – придание объему здания простой  геометрической формы. В сложном  ансамбле здания единство достигается  соподчинением: главному объему (композиционному  центру) подчиняются второстепенные части здания.

Для учета многочисленных требований, предъявляемых к архитектурному сооружению, необходимо знать и уметь  использовать средства и приемы архитектурной  композиции. В архитектуре должно соблюдаться единство внешней формы  и внутреннего содержания, которые  и отражают многочисленные приемы архитектурной  композиции: масштабность, пропорции, тектонику, ритм, членение здания на плоскостные  и объемные элементы и др.

Одно из средств  создания композиционного единства – масштабность, т.е. соразмерность  формы и ее элементов по отношению  к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам. Если понятие “масштаб” относится  к абсолютным величинам, то понятие  “масштабность” определяет относительное  соответствие воспринимаемых человеком  форм архитектурного произведения размерам человека. Здание может быть масштабно  как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно  находится и т.д.

Архитектурный масштаб – соотношение между размерами сооружения и человеком, а также между всем сооружением и его частями и деталями. Большое значение для установления масштаба здания имеют показатели масштаба, т.е. элементы, величина которых связана с размерами взрослого человека. Средствами масштабности можно не только сделать наглядными размеры здания, сравнивая их с размерами человека (рис. 3, а), но и зрительно приувеличить или приуменьшить их. Благодаря членению здания на мелкие или крупные элементы, можно зрительно приувеличить или приуменьшить их (рис. 3, б). Малоэтажное здание, расчлененное на крупные элементы, кажется больше, чем рядом стоящие дома, расчлененные на более мелкие элементы. Членение здания на крупные элементы и объемы характерно для общественных зданий и не приемлемо для жилых. Это объясняется тем, что для общественных зданий характерны большие внутренние помещения (залы, аудитории, классы), требующие устройства крупных проемов, больших гладких плоскостей. Кроме того, впечатление о величине и масштабности здания создается также тем пространственным и архитектурным окружением, в котором оно находится.

Важнейшее композиционное средство – пропорции: соотношение  архитектурных форм по высоте, ширине и длине.

Пропорции – латинское слово, обозначающее соразмерность, определенное отношение между собой. Размеры помещений, оконных и дверных проемов, форма и общие габариты объемов здания находятся в пропорциональной зависимости (рис. 4). Существует две основные системы пропорций. Первая система основана на целочисленных отношениях, где числитель и знаменатель – целые числа, вторая – на дробных. При этом соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми или иррациональными числами.

Целочисленная система  называется модульной, т.е. в ней имеется некоторая единая исходная величина, которая служит мерой всех частей сооружения, и называется модулем. В древности в качестве модуля принимался размер отесанного камня (квадра). В ордерных композициях модулем служит нижний радиус колонны. Большую популярность среди различных пропорциональных систем получило “золотое сечение”,которым широко пользовались зодчие античности, оно считалось “божественной пропорцией”. Принципы построения “золотого сечения” заключались в делении отрезка таким образомчтобы большая его часть была средней пропорциональной величиной между всем отрезком и его меньшей частью. Благодаря такой зависимости образовалась внутренняя взаимосвязь между частями и целыми. Применение “золотого сечения” на практике подтверждает помпейский пропорциональный циркуль, хранящийся в Неаполитанском музееШарнирное соединение ножек этого инструмента зодчих делит их в “золоте”. “Золотое сечение” можно обнаружить в пропорциях многих архитектурных сооружений различных эпох.

Пример отношений  целых чисел – “египетский  треугольник” – 3:4:5, примененный в  пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений – “золотое сечение” – деление отрезка на две неравные части так, чтобы  целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел “золотого сечения” (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика ХIIв. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

Рис. 3. Масштабность в  архитектуре: а) Храм Рамзеса II в Луксоре, Древний Египет; б) клуб им. Русакова в Москве (1927–1929 гг.), архит. К. Мельников            

Введенная в России в 1962 г. единая модульная система (ЕМС) явилась основой для типизации  и стандартизации в строительстве. Принятая модульная пространственная сетка с ячейкой 100х100х100 мм позволяла  назначать огромное количество типоразмеров, кратных этому модулю.

Важное средство приведения элементов архитектурных форм к  единству – ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается  необходимая соразмерность и  выразительность произведения архитектуры.

Ритм – закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений. На основе этого приводится к единству большое число элементов различных форм. Ритмические построения могут развиваться как по горизонтали, так и по вертикали (рис. 6, 7, 8, 9,).

Ритм создается  равномерным повторением архитектурных  форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных  жилых домах и т.п.). Частным  случаем проявления ритмической  закономерности в архитектуре является модуль – величина, принимаемая  для выражения кратных соотношений  размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания зданию, сооружению или их частям соизмеримости. В качестве модуля принимают меру длины или размер одного из элементов  здания, сооружения. В древнегреческих  храмах система модульных отношений  облегчала строительство из каменных блоков, заготовленных заранее.

В современной архитектуре  исследуются теоретические и  практические проблемы соразмерных  отношений между антропометрическими  данными и средой, создаваемой  для человека. В предложенной французским  архитектором Ле Корбюзье системе “Модулор”, приводящей пропорции человеческого тела к “золотому сечению”, сделана попытка увязать строительные размеры с человеком, установить соразмерность архитектуры человеку.

Основной модуль в  России равен 100 мм. Этот размер модуля является основой координации размеров деталей в строительстве. Он служит для унификации элементов и обеспечивает их взаимозаменяемость.

Простейшей формой ритмических построений является метрическая (метр), основанная на точном повторении одинаковых форм и членений. Примером метрического построения является размещение окон и простенков в жилом доме, одинаково повторяющихся по горизонтали и по вертикали, Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов форм или интервалов характеризует ритмический порядок построения форм в пространстве. Ритм лежит в основе построений высотных зданий в Москве и телевизионной башни в Останкино. При этом возникает как бы ускорение ритмического ряда. Оно устремляется ввысь, сообщая всей форме динамическую выразительность.  

   

Ряд – система элементов, основанная на периодичности или изменении однозначных свойств формы. Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется.

Тектоника – композиционное средство выявления конструктивного строения здания; ориентация (или направленность) частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра.

Тектоника – одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы (от греч. – “относящийся к строительству”). В общем смысле слова тектоника означает “структура”, “строение”. Механическое соединение отдельных структурных элементов (конструкций) здания не может создать единого архитектурного облика и только после осмысливания назначения и работы элементов и их художественно-пластической разработки оно может превратиться в единую архитектурную форму. Таким образом, тектоника выражает единство конструкций и архитектурно-художественных форм.

Тектоника – специфическое  средство архитектурной выразительности, которое архитектор должен уметь  правильно использовать. Тектоника  в архитектуре тесно связана  с конструкциями здания и принципами их работы.

На основе устойчивых конструктивных систем в течение  веков в архитектурно-строительной практике сложились основные тектонические  системы – стеновая, каркасная (стоечно-балочная) (рис. 10), сводчатая (рис. 11), которые постепенно воплощались в определенные тектонические формы.

Тектоника стеновых конструктивных систем. Художественная трактовка стеновых конструкций сложилась применительно к каменным стенам ручной кладки. Элементы тектонической системы каменной стены, возникшие в античной Греции, приобрели законченное выражение в эпоху Возрождения в Италии. Техника последовательной укладки камней горизонтальными рядами получила отражение в членении стен горизонтальными элементами – тягами, вычленяющими основание стены (цоколь) и отдельные пространственные слои здания – этажи. Наиболее пластически развитая горизонтальная тяга – карниз – архитектурно завершает стену сверху. Характерной особенностью стены является ограничение ширины проемов для сохранения необходимой несущей способности простенков, в связи с этим требуемая освещенность помещения достигается развитием проемов по высоте, а не по ширине. Статическая сущность несущих стен (наружных) тектонически проявляется при обнажении внутренних несущих конструкций в нижнем ярусе здания или на отдельных участках по высоте.

Информация о работе Основные положения теории архитектурной композиции