Основные положения теории функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Представителями первого подхода являются Н.И Матузов и А.В. Малько,которые предполагают,что функции государства-это важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти,но и общества в целом.

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 31.67 Кб (Скачать)

Глава 1.Основные положения теории функций государства.

Понятие,признаки,эволюция и содержание функций государства.

В юридической науке  сложилось 4 подхода к определению  функций государства.

Представителями первого  подхода являются Н.И Матузов и А.В.    Малько,которые предполагают,что функции государства-это важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти,но и общества в целом.

Представитель второго  подхода являлся С.А Комаров. Под  функциями государства он подразумевал,во-первых, непосредственную практическую деятельность государства, имеющая предметно-политический и социальный характер, во-вторых, социальные направления деятельности как внутри, так и вовне государства.

Представителем  третьего подхода был Пахоменко Н.Б. Он считал, что функции государства – это необходимая, однородная, постоянная, целесообразная сторона деятельности, обусловленная объективными потребностями общественного развития с точки зрения ее внутренних и внешних задач.

Представителем  четвертого подхода являлся Спиридонов Л.И. По его мнению функции государства – это основные направления его деятельности,

1.Теория государства  и права: Курс лекций / Под ред. Н.И Матузова, А.В.Малько М.,1997 с.61

2.Комаров С.А.  Общая теория государства и  права: Курс лекций. М.,1996 с.72,73.

3.Пахоменко Н.Б.  От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный  период // Политические проблемы теории государства. М.,1993 с. 29

обусловленные  объективной потребностью объединенными  отношениями людей решать общие  дела, содержание которых задано характером определенного общества.

На наш взгляд, наиболее правильным считается второй подход понятия функций государства, так как его представитель  наиболее близко подошел к изучению этого понятия и полностью  раскрыл его суть.Можно выделить следующие признаки функций государства:

-Функция государства  не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на  данном историческом этапе, либо  на протяжении своего существования  обойтись не может. Это устойчивая,сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере.

-В функциях  выражается сущность государства.

-Выполняя свои  функции, государство решает стоящие  перед ним задачи по управлению  обществом, а его деятельность  приобретает практическую

направленность.

-Функции государства  – понятие управленческое. Они  концентрируют цели государственного  управления на каждом историческом  этапе развития общества.

-Реализуются  функции в определенных формах  и особыми, характерными для  государственной власти методами.

Таким образом, совокупность этих признаков позволяет  утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии  у того или иного государства соответствующих  функций.

 
 

1.Спиридонов Л.и  Теория государства и права.  М.,1998 с.40

2. Теория государства и права: учебник для вузов. Под ред.В.М.Корельского, В.Д.  Перевалова. - М.,2002. с.146

 

 

     Функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой “живет”, действует государство.  
Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функции государства, которое включает развитие и изменение функций как под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды.

Появление тех  или иных новых функций на различных  этапах развития 
государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, 
причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой 
сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее 
причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые 
представляют собой важнейшие направления деятельности государства в 
определяющих областях его существования в экономической, политической, 
социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным 
изменениям государства.

     Иные  же функции подвергаются мощному  влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции. 

 
 

1.Общая теория  права и государства/ под ред.  В.В.Лазарева. М., 1996.

2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996. 
 

Таким образом, в государственности того или  иного общества сохраняется преемственность  функций, но действует и механизм обновления функций.

       Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В 
рамках марксистско - ленинского подхода к государству выделялись, как 
уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и 
классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и 
направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и 
обеспечивающая их система структурных образований изменяется в 
зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, 
постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень 
подходящим является понятие именно функции.

   Далее это понятие особенно широко было использовано для определения 
деятельности социалистического государства - его роли как главного 
орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, 
организации народного хозяйства, поддержки нацианально -освободительных движений и тому подобное.     При этом так называемые новые(социалистические) функции государства тесно увязывались с новой 
(социалистической) сущностью самого государства - социалистическая 
собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая 
партия и так далее.

 

 

 

1.Венгеров А.Б.  Теория государства и права,  М: “Новый юрист”, 1998

2.Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства  и права, М:”Теис”, 1996

3. Статья; журнал  Государство и право – 1993 –  №6 – С.98- 108.

 

  На современном  этапе развития отечественной  теории государства и права 
тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, 
но с уточнениями: 
- расширяется и углубляется понимание социального назначения 
государства; 
- отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями 
классовых характеристик государства и, соответственно, его функций. 

 Как показывает  исторический опыт, на функции  государства оказывают 
определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, 
сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества,существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, 
демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства..Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения,появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е.процесс формирования и эволюции государственности.

 
 

1.Теория государства и права/ под ред. А.И.Королева. Л., 1987. 
2.Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о 
государстве// Советское государство и право. 1992. N 5.

Таким образом, на основаниии всего вышеперечисленного можно сделать вывод: Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. В настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства.  Понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2Классификация,формы и методы осуществления функций государства.

В юридической  науке существуют  классификации:

- по причинам(источникам) возникновения функций государства:

а) Функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.)

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.)

 

- по времени  действия:

а)постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования;

б)  временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением .

 

В теории государства  и права наиболее распространено разделение функций на  внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция). Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, то внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Системы внешних и внутренних функций тесно связаны между собой, взаимодействуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

1.Теория государства  и права. Учебник для вызов.2-е  изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М Норма-Инфра,2000г.с.151

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999, с.152

3.Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999, с.153

4. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право.1993, №6, с.101 

  Среди внутренних и внешних функций государства  различаются функции основные и неосновные.

  Основные  функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основные функции  государства группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения, множество других его функций, именуемых неосновными функциямиПоследние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни. Термин "неосновные функции" условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства. Основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов. Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции:

- экономическая 

- социальная

- развития культуры, науки и образования

- налогообложения и взимания налогов

Общая теория государства  и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т.1, Теория государства. М. Изд. Зерцало, 1998г., с.198

- экологическая

- охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

- оборону страны

-  обеспечение  мира и поддержание мирового  порядка

-  сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ

- интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

<

Информация о работе Основные положения теории функций государства