Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 04:05, реферат
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, основоположник "понимающей" социологии и теории социального действия. Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивизма, представители которого отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости "понимания человеческих действий".
Основные положения социологической теории М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, основоположник "понимающей" социологии и теории социального действия. Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивизма, представители которого отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости "понимания человеческих действий". М. Вебер полагал, что все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, экономическая формация и другие в качестве реальных исторических сущностей, являемся ошибочной. По его мнению, социология является "понимающей", поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Наблюдая реальные действия людей, социолог должен объяснить их на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Сознательную ориентацию субъекта действия на ответную реакцию на его поведение со стороны других участников взаимодействия, М. Вебер определял с помощью понятия "ожидание". Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно совершается человеком в толпе в результате неосознанного подражания или заражения общим настроением, или, если действие индивида ориентировано на ожидание определенного "поведения" не со стороны других индивидов, а со стороны вещественных предметов (машин, явлений природы и т.д.).
При этом он полагал, что
провести четкую границу между осознанной
и неосознанной ориентацией индивида
на поведение людей можно лишь
сконструировав идеальные типы социального
действия — важнейшие средства познания
явлении человеческого
Согласно М. Веберу, идеальный
тип как методологическое средство
позволяет, во-первых, сконструировать
явление или человеческое действие,
если бы они протекали в идеальных
условиях. Во-вторых, рассмотреть это
явление или действие независимо
от локальных условий. Сравнивая
идеальные конструкции
М. Вебер выделял следующие идеальные типы социального действия: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное и целерациональное. Типология социального действия основана на учете меры и степени рациональности в действии.
Традиционное действие осуществляется на основе глубокого усвоения социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, не подлежащее проверке на истинность. В разряде традиционных действий может оказаться как "нравственно" привычное, что говорит о том, что человек поступает "как все", так и привычное в бытовом смысле.
Аффективное действие обусловлено непосредственно чувствами, эмоциями, осуществляется в состоянии аффекта, т.е. в состоянии бурно протекающего эмоционального переживания (ярость, ужас, отчаяние и т.п.).
Ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально понятой цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие, по М. Веберу, всегда подчинено "заповедям" или "требованиям"; в повиновении которым данный человек видит свой долг.
Целерациональное действие характеризуется ясностью и однозначностью осознания личностью своей цели, соотнесённой с рационально осмысленными средствами её достижения. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих его людей и эффективное использование их поведения для достижения поставленной им цели.
Традиционное и аффективное действия противостоят ценостно-рациональному, поскольку в последнем действующий сознательно соотносит свои поступки с определённой ценностью как целью. Однако этот тип действия только относительно рационален, так как абсолютизируется сама ценность, на котирую ориентируется индивид и не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Целерациональное действие отличается от ценностно-рационального тем, что оно всецело рационально, тогда как рациональность второго ограничена иррациональной заданностью ценности.
М. Вебер рассматривал рационализацию
социального действия как ведущую
тенденцию исторического
Основные положения социальной теории К. Маркса
Карл Маркс (1818-1883) — немецкий социальный мыслитель, философ, экономист. Главное в учение К. Маркса — идея материалистического понимания истории. С точки зрения К. Маркса, решающим структурно-образующим элементом всей системы общественных отношений выступают материальные производственные отношения, возникающие в. процессе" производства, обмена и распределения материальных благ. Их особенность сострит в том, что, они складываются независимо от общественного сознания. Совокупность производственных отношении составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается надстройка, включающая в себя совокупность идеологических отношений и взглядов (политику, право, мораль, религию, философию, искусство), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). Категории базис и надстройка раскрывают диалектическую взаимосвязь всех общественных явлений и отношений. Базис определяет надстройку, ее особенности и структуру. Таким образом, надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. Например, социально-классовая структура общества, государство и его органы, политические партии и другие институты определяются в конечном счете отношениями собственности — главной стороной производственных отношений. Изменения в базисе постепенно влекут за собой и изменения всех элементов надстройки. Вместе с тем, К. Маркс отмечал, что надстройка со своей стороны активно воздействует на базис. В любом классовом обществе базисные отношения закрепляются всей мощью государства и других политических организаций, а также господствующей идеологией.
Важным принципом
Переходит одной общественно-
Исследуя проблему, классов и классовой борьбы, К. Маркс показал, что существование классбв связано лишь с определенными фазами развития производства, причем каждый тип организации общества имеет свою классовую структуру. Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности. История всех обществ, начиная с рабовладельческого, была историей борьбы классов. Классовая борьба является главной движущей силой общественного развития, которая закономерно ведет к установлению диктатуры пролетариата, цель которой — уничтожение всяких классов и создание бесклассового коммунистического общества.
Творчество К. Маркса оказало огромное воздействие на самые разные стороны социологического знания. Учение К. Маркса о роли материальных условий и факторов в общественном развитии, разработка проблем классов и классовой борьбы, социальной революции и политической власти внесли существенный вклад в развитие таких наук, как экономическая социология, социология политики, социология конфликта и др. Выдающийся вклад в развитие указанных наук внёс М. Вебер, на формирование мышления которого оказали влияние работы К. Маркса.
Основные положения социологической теории П. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог. Социология, по его мнению, наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, которые имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми ерами, с общими свойствами, признаками социальных явлений.
В теоретической социологии он выделял три основных раздела: социальная аналитика, иэучающая строение и состав общества; социальная механика, изучающая закономерности социальных явлений; социальная генетика, изучающая общество с точки зрения его развития.
В качестве простейшей модели социального явления П. Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. По его мнению, комбинируя различные процессы взаимодействия, можно получить любой сложнейший социальный процесс, любое социальное событие. Структуру социального взаимодействия он определял как связь трех элементов: индивидов (минимум — двух), вступающих в акт взаимодействия и этим обуовливающих поведение друг друга, "актов" (или действий) и "проводников" этих действий (язык, письменность, деньги, орудия труда, предметы быта и т.д.). Взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидарные, односторонние и двухсторонние, кратко-временные и длительные. П. Сорокин определяет социологию как науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных".
Большое внимание П. Сорокин
уделял изучению социальной стратификации,
под которой понимал "дифференциацию
некой совокупности людей (населения)
на классы в иерархическом ранге".
Она находит выражение в
П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие "социальная мобильность". Под социальной мобильностью он понимал, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Социальные перемещения или социальная мобильность осуществляется либо по вертикали — "вертикальная мобильность", либо по горизонтали — "горизонтальная мобильность".
Центральной темой творчества П.Сорокина является социокультурная динамика. Основное понятие, которым он пользуется, — "социокультурная система", "включающая в себя бесконечное многообразие культурных ценностей — материальных и духовных (язык, религия, философия, произведения искусства, орудия труда, здания, церемонии, ритуалы и т.д.). Изучение искусства, науки, религии, права привело его к выводу, что в истории существуют три социокультурные системы, периодически сменяющие друг друга: умозрительная, чувственная, идеалистическая, каждая из которых характеризуется своим представлением о природе реальности и методе ее познания. П. Сорокин подчеркивал, что всякая великая культура представляет собой не механическое соединение разнообразных явлений, а единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, главную ценность. Для умозрительного типа культуры характерна всесторонняя (т.е. в науке, искусстве, философии, праве и т.д.) ориентация на потусторонние, или сверхчувственные ценности. При такой культуре реальность постигается сверхчувственным образом при помощи интуиции. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные ценности, реальность воспринимается чувствами. Идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание ценностей двух вышеперечисленных типов, реальность познается при помощи рационального интеллекта.
Информация о работе Основные положения социологической теории М. Вебера