Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:04, реферат
Разные периоды истории оставили нам бесчисленные примеры совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и отточенной, гармонической, высокохудожественной формы.
Стеновая
система, представлявшая в начальный
период развития архитектурной формы
массивную конструкцию с художественно-декоративной
обработкой, впоследствии, с появлением
более прочных материалов, превратилась
в легкую конструкцию, художественная
выразительность которой достигается
не пластикой, а графичностью, т.е. швами
между панелями, расположением проемов,
чередованием лент стекла и панелей.
Тектоника стоечно-балочных и каркасных систем
Стоечно-балочная система первоначально не имела художественной выразительности, но хорошо выполняла несущую функцию. Впоследствии греческие и римские зодчие придали ей архитектурно-художественную выразительность, разработав классические ордера.
Стоечно-балочные конструкции из камня, дерева, железобетона отличаются друг от друга по техническим параметрам. Малое сопротивление растяжению при изгибе каменных балок (архитавра) определило в системе ордера частый шаг колонн, а также небольшой горизонтальный вынос капителей колонн и карниза антаблемента. Большое сопротивление дерева определило в формах древнего ордера, сложившегося в середине века в Азии, большой шаг колонн и большой горизонтальный вынос консолей. В современных несущих конструкциях, в связи с переходом от шарнирных к жестким узлам крепления ригеля со стойкой, возникают характерные признаки тектоники железобетонной стоечно-балочной системы – вертикальная опора, сужающаяся к низу, слитность ригеля и стойки в узле сопряжения. Изобретение стального проката и железобетона и применение этих материалов в каркасных конструкциях позволили в XIX веке перейти к резкому увеличению этажности зданий.
Совершенная стоечно-балочая система, выполненная из железобетона, позволила значительно уменьшить сечений конструкций, увеличить пролет блочного перекрытия, не утратив архитектурно-художественной выразительности.
В современных многоэтажных
каркасных домах в
Рис. 10. Стоечно- балочная
тектоника
Рис. 11. Сводчатые тектонические
системы: а) аэропорт в Нью- -Йорке (1956–1962
гг.), архит. Э. Сааринен; б) ресторан в Мехико
(1957–1958 гг.), архит. Ф. Кандела, Х. И Ф. Альварес
Ордонес
Тектоника арочных и сводчатых конструктивных систем
Сводчатая тектоническая система в древности представлялась в виде массивных сводов и куполов, опирающихся на массивные стены.
В эпоху Древнего Рима
арочные и сводчатые
Современные сводчатые системы после применения для их конструкции железобетона и армоцемента позволяют придать этой криволинейной форме легкость при достаточной жесткости, минимальной толщине и перекрытии огромных пролетов (более 100 м).
Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре – симметрия.
Симметрия – такой случай равновесия масс, при котором относительно центра, оси или плоскости симметрии элементы располагаются равные не только по массе, но и по геометрической характеристике.
Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Применяют в архитектуре и асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фигуре, цвету и пр. Равновесие масс является средством организации формы и определяется как сложная закономерность распределения масс элементов относительно точки или оси равновесия.
Роль асимметрии в композиции архитектурных форм – в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия.
Различные виды симметрии применяют в особой области убранства архитектуры – орнаментальном декоре. Орнамент – ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом.
Исторически сложилось несколько типов орнаментов на основе двух источников – природных форм и геометрических фигур. Основные типы орнаментов – сетчатые, прямолинейные (ленточные) орнаментальные полосы, круговые (кольцевые) орнаментальные композиции, центрические (розеты), основанные на симметрии многоугольников, и другие. Примеры сетчатого геометрического орнамента можно увидеть в композициях ряда металлических решеток и оград, плиточных покрытий полов, в декоративном решении стен с узорной кирпичной кладкой.
Ленточный орнамент использован в прорезях карнизов античных храмов, в росписях стен древнерусских храмов. Розеты различных видов симметрии применены, например, в заполнении кессонов потолков, в русских цветных рельефных изразцах. Орнаментальные заполнения филенок, пилястр и панно чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и модерн, где встречались и асимметричные.
Специфика архитектурных
орнаментальных композиций – в сочетании
орнамента с содержанием
Контраст, нюанс. Средствами художественной выразительности в создании единства композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов формы, а также отношения равенства, или тождества. Элементы архитектурной композиции могут контрастно (резко) отличаться при сопоставлении друг с другом по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам и, тем самым, усиливать роль друг друга с помощью контрастного сопоставления (см. рис. 8).
Примером контраста в архитектуре является цветовое противопоставление дополнительных цветов (красный – зеленый, синий – желтый), взятых не строго по спектру, а с гармоничным сочетанием промежуточного дополнительного, разбавленного ахроматическим цветом. Контрастной является цветовая триада – гамма, составленная из цветов, равноотстоящих по длине цветовой диаграммы.
Пример цветового нюанса (мягкого перехода) – монохроматическая гамма – сочетание оттенков одного цветового тона (например, светло – и темнооранжевого с коричневым) или ахроматическая гамма (например, сочетание серых цветов).
Для современного интерьера
характерны мягкие тона, которые создаются
естественными материалами, образующими
цветовую гармонию по тону, светлоте и
насыщенности цвета, с одной стороны,
и объемом цветового
Синтез искусств в архитектуре. К художественным средствам создания композиционного единства произведения архитектуры относится применение монументального, декоративного и прикладного искусства в архитектуре, в частности скульптуры и живописи, сочетание которых с архитектурой получило название синтеза искусств.
Синтез искусств в современной архитектуре, однако, не ограничивается применением живописи и скульптуры. Получают широкое распространение резьба по дереву, художественно обработанный металл (например, чеканка), майолика и мозаика, гобелены в интерьере.
Архитектурный стиль. Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля, который создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. Стилем в архитектуре и искусстве принято назвать общность образных средств и приемов художественной выразительности, проникнутых мироощущением господствующей идеологии общества. На стиль каждой эпохи влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы, художественные формы.
Одно из принципиальных
отличий современной
Приложение 2
Задание на вторую часть контрольной работы “Анализ архитектурной композиции
известного архитектурного произведения”
|
Продолжение прил. 2
Вариант 1
Большой театр в
Москве (1821–1824 гг.). Архит. Михайлов А.А.
и Бове О.И
Продолжение прил. 2
Вариант 2
Александрийский театр в Петербурге (1828–1832 гг.). Архит. Росси К.И.
Продолжение прил. 2
Вариант 3
Исаакиевский собор в Петербурге (1818–1858 гг.). Архит. Монферран А.А
Продолжение прил. 2
Вариант 4
Биржа в Петербурге
(1804 - 1810 гг.) Архит. Тома Де Томон
Продолжение
прил. 2
Вариант 5
Казанский собор в
Петербурге (1801–1811 гг.). Архит. Воронихин
А.Н.
Продолжение прил. 2
Вариант 6
Адмиралтейство в
Петербурге (1806–1823 гг.). Архит. Захаров
А.Д.
Продолжение прил. 2
Вариант 7.
Таврический дворец в Петербурге (1783 - 1799 гг.) Архит. Старов И.Е.
Продолжение прил. 2
Вариант 8
Дом Пашкова в Москве
(1784–1786 гг.) . Архит. Баженов В.И.
Продолжение
прил. 2
Вариант 9.
Дом Разумовского (Шереметьева) на воздвижение в Москве (вторая половина 17 века)
Архит. Баженов В.И
Продолжение прил. 2
Вариант 10
Покровский собор
на Рву – храм Василия Блаженного
в Москве (1555–1560) гг.). Зодчие Барма и
Постник
Приложение
3
Темы третьей части
контрольной работы "Архитектурный ордер"
|
Информация о работе Основные положения теории архитектурной композиции