Художественные и стилевые направления в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:49, реферат

Описание работы

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus — древний) — исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот термин впер­вые получил распространение среди писа­телей-гуманистов Итальянского Возрожде­ния. Он был применен ими для обозначе­ния самой древней из известных в то время культур. И хотя теперь мы знаем еще более древние культуры Египта, Ме­сопотамии, термин «античный» сохранил свое значение. Для европейцев культура Древней Греции — древность особого ро­да. Это колыбель европейской цивилиза­ции. Греческий, а затем и латинский язык, произведения искусства, мифология, фило­софия, научные открытия стали неотъем­лемой частью европейской, а во многом и мировой культуры, ее историей и геогра­фией. В том далеком времени не найти таких завоеваний человеческого духа, ко­торые не имели бы в последующие века успешного продолжения. Они не устарели, несмотря на то, что содержание этих от­крытий уже давно принадлежит истории.

Работа содержит 1 файл

художественные стилевые напр.doc

— 749.50 Кб (Скачать)

Римляне ввели в строительный обиход аркаду, состоящую из "римских ячеек",- комбинацию этрусской арки и греческой колонны, которая использовалась лишь как украшение. Она не поддерживала арочное перекрытие, а просто приставлялась к сте-не по сторонам арки, отчего часто пре-вращалась в декоративную полуколонну или пилястру. К традиционным греческим ордерам римляне добавили еще один, тос-канский - соединение дорического и эт-русского. А к типам капители - сочета-ние ионических волют с коринфским акан-том и декоративной скульптурой - так называемую композитную капитель, как

.хит", ,?35, """ктуры. М.: Изд.

будто пышность и декоративность коринф-ской казалась им недостаточной. Несоот-ветствие, художественная неорганичность и двойственность конструкции и декора-ции древнеримской архитектуры стала осо-бенно заметной по прошествии веков. Да-же такой апологет античности, как Гёте иронизировал над "мраморными галерея-ми, которые никуда не ведут" и колонна-ми "прикованными к стенам", ведь колон-на должна стоять свободно! 2. Спустя сто-летие Д. Мережковский писал в своих путевых заметках о том, что развалины римских зданий из-за того, что они были сложены из кирпича, без облицовки про-изводят впечатление "огромных, мрачных остовов" 3. Но если в архитектуру римляне внесли все же много нового, своего, то их вклад в скульптуру менее позитивен и отражает лишь кризис художественного стиля (см. римская скульптура, рельефы, саркофаги).

РОМАНСКОЕ   ИСКУССТВО   (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum - римский) - обобщаю-щее название различных памятников-: вто-рого после раннехристианского периода развития искусства западноевропейского средневековья (см. средневековое искусст-во). Термин "романский", по-французски .. .oo"""o1". яоявился в начале XIX в., ко-гда историки и художники-романтики, от-крыв для себя искусство раннего средневе-ковья заметили, что архитектура этой эпо-хи внешне напоминает древнеримскую. Романская эпоха - время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения на-родов происходило позднее, чем на Восто-ке, в Византии, но протекало более дина-мично. Главная особенность романской эпохи - открытость внешним влияниям. "Византия обратила античное искусство в схемы, которые все более застывали по мере того, как падали ее силы. Между тем в Западной Европе выдвинулись народы, для которых средние века стали классиче-ским периодом их искусства... Испания и галлия были колонизованы еще в гречес-кую эпоху, вся область Рейна со времени Цезаря была, быть может, главным цент-ром римского провинциального искусства, даже Венгрия, ставшая сборным пунктом для всех племен со времени переселения народов, не могла избегнуть римского вли-яния" .

Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Известный историк А. Тойнби отмечал, что "франкский режим Меровингов был обра-щен лицом к римскому прошлому", по-скольку в то время в общественном созна-нии "единственно возможным целостным iiyis.pssrsSAfc.bina римская империя"2. Ин-тересно также, что первые франкские ко-роли после падения столицы Западной Рим-ской империи признавали почетное верхо-венство Константинополя, но сохраняли структуру позднеримской администрации. На территории Европы, в Галлии, Южной

Кон-Винер  Э. История стилей изобра-зительных искусств. М.: ИЗОГИЗ, 1936, с. 74-75. Тойнби А. Постижение истории. М.: Про-гресс, 1991, с. 142-143, 691.

Церковь Св. Марии в Лаахе. 1093-1230

Франции в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, ак-ведуки, крепостные стены, башни, цирки, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали использоваться по назначе-нию. В соединении сторожевых башен рим-ских военных лагерей с греческими бази-ликами, византийским орнаментом и гот-скими шатрами возник новый "римский"- романский архитектурный стиль. Он хара-ктеризовался простотой и целесообразно-стью: вертикальные стены, горизонталь-ные перекрытия, башни и своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности.

Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Восто-ке, основывалась на предельном обоб-щении, геометризации и схематизации изоб-разительного образа. Во всем чувство-валась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского искусства - центри-ческая купольная постройка, композиция которой берет свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме, и развитая в дальнейшем в бапти-стерии в Равенне и дворцовой капелле Карла Великого в Аахене. Другой тип здания - базилика, также заимствованная на востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела деревянное покрытие - двускатное для центрального

нефа и односкатное для более низких бо-ковых.

Аркады, вошедшие в обиход в визан-тийской архитектуре, получили распростра-нение и в романской. Причем зодчие поч-ти всегда удовлетворялись тем, что ис-пользовали колонны, снятые с языческих римских памятников, вперемежку, разной высоты и ордера, с различными капителя-ми. Эта особенность чрезвычайно показа-

Романские капители

тельна для переходной эпохи, когда ста-рый канон уже разрушен, а новый еще не создан. В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капите-ли, что очень редко делалось в антично-сти. Именно этот прием в дальнейшем получил развитие в Классицизме Итальян-ского Возрождения, в частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная романской эпохой, потеряла свое гармонично антро-поморфное значение. В отличие от антич-ных, новые романские колонны абсолютно Цилиндричны, без курватуры, что и было позднее унаследовано Готикой. Пропор-ции колонн и капителей следовали моду-То каменной кладки. Форма капители раз-вивала византийский тип, получаемый от пересечения куба и шара. В дальнейшем она все более упрощалась вплоть до кони-ческой. Романские здания в основном по-рывались черепицей в форме "рыбьей Чешуи", известной еще римлянам и очень Удобной в местностях с дождливым клима-том. Толщина и прочность стен были глав-чым критерием красоты постройки. Суро-вая кладка из предварительно обтесанных камней и, в отличие от римской, без последующей облицовки, создавала харак-терный, несколько мрачный образ, но ук-рашалась вкраплениями кирпичей или мел-кими камнями другого цвета. С западной стороны перед романской церковью стоя-ли "римские" сторожевые башни, на вер-шине которых размещались "престолы для архангелов". Окна первоначально не осте-клялись, а забирались резными каменными решетками. Для утепления и в целях безо-пасности оконные проемы делались очень небольшими и поднимались как можно выше над землей. Поэтому внутри здание было погружено в полумрак. Широко ис-пользовались винтовые лестницы. Дере-вянные стропила крыши изнутри остава-лись открытыми и лишь в относительно поздний период стали закрываться "под-шивным" потолком. В романскую эпоху появились так называемые "перспектив-ные" порталы, находившиеся, в отличие от позднейших, готических, не с западной, а с южной стороны собора, где был глав-ный вход. Каменная резьба украшала на-ружные стены соборов. Она состояла из растительного и зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзоти-ческих животных, зверей и птиц, сплетаю-щихся шеями или хвостами - мотивов, также занесенных с Востока. Скульптур-ный декор концентрировался главным об-разом на капителях, тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура подчиня-лась архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из порталов церкви в г. Сенте вместо двадцати четы-рех старцев Апокалипсиса скульптор изоб-разил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три клинчатых камня, ко-торые необходимо декорировать. В подоб-ной скульптуре часто самым причудливым образом смешивались библейские, язычес-кие фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не дош-ли до нашего времени. Исключение соста-вляют оригинальные по стилю и удиви-тельные по экспрессии "каталонские фре-ски". Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения ап-сид и алтарей, техника которых сохрани-лась со времен античности. Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты, вмонтиро-

ванные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры покойного-

Характерно отсутствие какой-либо оп-ределенной программы в размещении де-коративных мотивов: геометрических, "зве-риных", библейских - они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специали-стов считает, что вся эта фантасмагориче-ская фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной ми-ниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и здесь мы не видим единого стиля. В ис-кусстве   иллюминирования   рукописей одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и расти-тельный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль скрип-ториев монастыря Клюни, мастера кото-рых разработали декоративный мотив из прихотливо изогнутых растительных побе-гов и листьев аканта.

Было бы неверным рассматривать ро-манское искусство как "чисто западный стиль". Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, ви-дели в романском искусстве сильные ази-атские, в частности византийские и пер-сидские, влияния и даже называли его "азиатским наносом на римской основе". Сама постановка вопроса "Запад или Вос-ток" по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке общеевро-пейского средневекового искусства, нача-лом которого было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом - готическое искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские исто-ки, норманнские, византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.

Новые импульсы получило развитие ро-манского искусства в период правления Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи с основанием в 962 г. "Священной Римской империи" Оттоном I (936-973). Архитекторы, живо-писцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где в течение столетий бере-жно сохранялись традиции античной куль-туры.

Художественное ремесло интенсивно

развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла изготавливались сосу-ды, лампады и паечные витражи - цвет-ные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемыч-ками. Однако расцвет витражного искус-ства наступил позже, в эпоху готического стиля. Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике испол-нялись ларцы, шкатулки, оклады рукопис-ных книг, реликварии, складни - диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также олифанты (от лат. elephahtus - слон) - реликварии в форме охотничьего рога из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее - перегородчатой эмали. С ;

последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г. Лиможа, про- :

славившегося впоследствии своими распи-сными эмалями (см. лиможские эмали). Для романского искусства характерно ши- i рокое использование железа и бронзы. Из ;

кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молот-ков в форме голов животных или челове-ка. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами - эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для баптистериев, канделябры, зоо-морфные рукомои - акваманилы (франц. aquamanile от лат. aqua - вода и manus - рука). Многие из таких изделий происхо-дят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название - динаноерии. Чрезвычай-но простая по конструкции деревянная мебель декорировалась резьбой из геомет-   , рических форм: круглых розеток, полу-круглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой ар-ки типичен именно для романского искус-ства, только в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным примером романской орна-ментики в архитектуре являются "Большие Розы" северного и южного фасадов собо-ра Парижской Богоматери, начало строи-тельства которого относится к XII в. Ши-роко использовались керамические обли-цовочные плитки с инкрустированным цветной глиной орнаментом. С XI в. начи-нается производство тканых ковров - шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика ро-манских тканей тесно связана с восточны-ми влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские релик-вии в дорогие восточные ткани, византий-ские, сасанидские, изобразительные моти-вы которых з "зверином стиле" восходили к художественным традициям Древней Ме-сопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора: "геральдические" ор-лы, мотивы "древа жизни" и изображения вписанных в круг грифонов.

oS. В романском искусстве из-за его неод-нородности и отсутствия единого стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце XIX сто-летия в понятие "романское искусство" включали также "ломбардское", "саксон-ское" (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объеди-нения, несмотря на явные различия худо-жественных форм, была общность христи-анской идеологии, использование "роман-ских" архитектурных элементов: куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в ро-манском искусстве были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась "винчестерская школа" книж-ной миниатюры с характерными кельтски-ми орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и дере-ву характерного плетеного и "абстракт-ного звериного орнамента". Важно, что по-

oлобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно пере-секали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если роман-ское искусство Восточной Европы находи-лось под сильным влиянием Византии, то, к примеру, искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную Африку сюда проникали, как некогда фи-никийские, влияния мусульманского искус-ства арабов: приемы купольной и ароч-ной архитектуры, керамика, торевткка. К этому же "арабскому" течению относится испано-мавританское искусство и значи-тельная часть архитектуры Южной Фран-ции. В целом искусство романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают приготовляться "луч-шие блюда европейской кухни" готическо-го средневековья. Поэтому романское ис-кусство лишь условно можно назвать ис-торическим типом искусства, а выражение "романский стиль" неверно по существу (см. также штауфеновский ренессанс).

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна из двух, наряду с Классицизмом, ос-новополагающих тенденций художествен-ного мышления. Однако исторически сло-жилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим или "рома-ническим" называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит "как в романах". Романтическая, возвышенная по-эзия считалась тогда единственно достой-ным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтичес-кое - это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, анти-чному. Французское слово "roman" перво-начально означало литературные произве-дения, написанные не на классической ла-тыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название "ро-ман" - драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой от-клоняются от классических правил. Отсю-да же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).

С происхождением слов "роман", "ро-манс" связано осознание романтики как свойства человеческой души. Понятие ро-мантики шире романтизма. Романтические чувства, мечты, романтический поступок - это всегда нечто возвышенное, благород-ное, бескорыстное, не связанное ни с ка-ким расчетом и потому восторженное, ото-рванное от реальности и устремленное к некоему туманному, несбыточному идеалу.

Хорошо известно следующее высказыва-ние В. Белинского, который в слове "ро-мантизм" видел, прежде всего романтику. "Романтизм... таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопреде-ленные устремления к лучшему и возвы-шенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души человека, со-кровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек романтик..." . В этом смысле романтика и романтизм су-ществовали и будут существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконе-чности мира, времени и пространства. Ро-мантическое сознание - непременное свой-ство всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъек-тивное, религиозное, интимное пережива-ние непознанного, таинственного. На про-тяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная тенденция умо-настроения ищет своего выражения в раз-личных действиях, в том числе и в худо-жественной деятельности.

Информация о работе Художественные и стилевые направления в искусстве