Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа
Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Принцип систематичности
и последовательности. Принцип опирается
на следующие научные положения:
человек только тогда обладает настоящим
и действенным знанием, когда
в его мозгу отражается четкая
картина внешнего мира, представляющая
систему взаимосвязанных понятий; универсальным
средством и главным способом формирования
системы научных знаний является определенным
образом организованное обучение; система
научных знаний создается в той последовательности,
которая определяется внутренней логикой
учебного материала и познавательными
возможностями учащихся; процесс обучения
состоит из отдельных шагов и протекает
тем успешнее, приносит тем большие результаты,
чем меньше в нем перерывов, нарушений
последовательности, неуправляемых моментов;
если систематически не упражнять навыков
- они утрачиваются; если не приучать учащихся
к логическому мышлению, то они постоянно
будут испытывать затруднения в своей
мыслительной деятельности; если не соблюдать
системы и последовательности в обучении,
то процесс развития учащихся замедляется.
Принцип прочности.
В нем закреплены эмпирические и
теоретические закономерности: усвоение
содержания образования и развитие
познавательных сил учащихся - две
взаимосвязанные стороны
Принцип доступности.
Доступность обучения определяется
возрастными особенностями
Принцип научности.
Принцип научности обучения требует,
чтобы учащимся на каждом шагу их обучения
предлагались для усвоения подлинные,
прочно установленные наукой знания
и при этом использовались методы
обучения, по характеру приближающиеся
к методам изучаемой науки. В основе
принципа научности лежит ряд положений,
играющих роль закономерных начал: мир
познаваем, и человеческие знания, проверенные
практикой, дают объективно верную картину
развития мира; наука в жизни человека
играет все более важную роль, поэтому
школьное образование направлено на усвоение
научных знаний, вооружение подрастающих
поколений системой знаний об объективной
действительности; научность обучения
обеспечивается прежде всего строгим
соблюдением принципов его формирования
и зависит от реализации учителями принятого
содержания.
Принцип связи
теории с практикой. Рассматриваемый
принцип опирается на многие философские,
педагогические и психологические
положения, играющие роль закономерных
начал: эффективность и качество
обучения проверяются, подтверждаются
и направляются практикой, практика - критерий
истины, источник познавательной деятельности
и область приложения результатов обучения;
правильно поставленное воспитание вытекает
из самой жизни, практики, неразрывно с
ней связано, готовит подрастающее поколение
к активной преобразующей деятельности;
эффективность связи обучения с жизнью,
теории с практикой зависит от содержания
образования, организации учебно-воспитательного
процесса, применяемых форм и методов
обучения, времени, отводимого на трудовую
и политехническую подготовку, а также
от возрастных особенностей учащихся;
чем совершеннее система трудовой и производительной
деятельности учащихся, в которой реализуется
связь теории с практикой, тем выше качество
их подготовки; чем лучше поставлены производительный
труд и профориентация школьников, тем
успешнее идет их адаптация к условиям
современного производства; чем выше уровень
политехнизма на школьных уроках, тем
действеннее знания учащихся; чем больше
приобретаемые учащимися знания в своих
узловых моментах с жизнью, применяются
в практике, используются для преобразования
окружающих процессов и явлений, тем выше
сознательность обучения и интерес к нему.
Таким образом,
классификация принципов
Сознательности
и активности
Систематичности
и последовательности
Принципы
Наглядности
обучения
Прочности
Научности
Доступности
Связи теории с
практикой
1.2 Основные дидактические
принципы, используемые в процессе
обучения изобразительному искусству
и художественному труду
Методика преподавания
основывает свои положения на данные
педагогической науки. Однако одна наука
педагогика, без практики, не даёт возможности
овладеть искусством преподавания - она
лишь указывает общие положения.
И наоборот, одна практика, без теории
педагогики, не дает возможности преподавателю
правильно строить учебный процесс. Для
успешной работы в школе учитель должен
хорошо знать основные положения дидактики
и уметь их творчески реализовывать на
практике.
Изобразительное
искусство открывает перед учителем огромные
воспитательные возможности. Оно не только
воспитывает, но и помогает человеку познать
мир. Путь обучения должен вести школьников
к достоверным знаниям, основываться на
научных данных. Отсюда первый принцип
обучения принцип научности.
Следом за ним
назовем принцип наглядности. Все
это требует от нас постоянного
обращения к самим вещам и
явлениям как источнику познания.
В истинности знаний
учащиеся убеждаются на, что усваивают
дети, должно быть подкреплено зрительным
восприятием. практике. Принцип сознательности
и активности учащихся и принцип связи
теории с практикой - также одни из важнейших
дидактических принципов.
Использовать
свои знания дети могут только в
том случае, если они твердо и
основательно овладели ими. Отсюда принцип
прочности усвоения знаний.
В ходе обучения
мы ведем школьника постепенно от
малых знаний к большим, развиваем
его умения от наипростейших навыков
к более сложным приемам
Итак, учитель
в своей педагогической практике
использует следующие дидактические
принципы: принцип научности, наглядности,
принцип сознательности и активности,
систематичности и последовательности,
принцип прочности усвоения знаний, связи
теории с практикой, принцип доступности,
посильности обучения, политехнический
принцип (в трудовом обучении).
Рассмотрим наиболее
важные дидактические принципы в
связи с методикой преподавания основ
изобразительного искусства в школе.
Принцип научности.
В процессе обучения школьники должны
усвоить систему достоверных, научно
обоснованных знаний, т.е. знаний, правильно
отражающих предметы и явления реального
мира. В соответствии с этим в основе
методики обучения должен лежать принцип
научности. Как известно из курса педагогики,
этот принцип является одним из важнейших
в теории обучения. В «Великой дидактике»
Я.А. Коменский указывал: «Подкреплять
все основаниями разума - это значит всему
учить, указывая на причины, т.е. не только
показывать, каким образом что-либо происходит,
но также и показывать, почему оно не может
быть иначе».
Задача педагога
- изложить закономерности строения природы
и законы ее изображения на плоскости
так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить
методами реалистического искусства,
как наиболее объективного и всеобъемлющего
отображения действительности.
Рисование в
школе - это не забава, не развлечение,
а такой же серьезный учебный
предмет, как математика, география.
Преподавание рисования в школе должно
ставить перед учащимися целый ряд учебных
задач, которые углубляют и обогащают
представления об окружающей действительности.
Эти задачи составляют стержень обучения
рисованию и ставятся перед детьми в определенной
последовательности и в определенной
системе. Они раскрывают закономерность
строения форм природы, указывают на гармоническую
слаженность конструктивного строения
формы, на разнообразие и красочность
окружающей действительности.
Научные основы
учебного рисунка базируются на целом
ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение,
теория теней, где изучаются законы светотени,
анатомии и др. Обучая перспективному
рисованию, мы обращаем внимание всех
детей на точное соблюдение правил и законов
перспективы. Анализируя конструктивное
строение формы, все ученики привыкают
строго соблюдать в рисунке структуру
данного предмета. Манера рисунка может
быть индивидуальной, но закономерность
расположения плоскостей в пространстве
каждый должен передать правильно, одинаково,
ибо это уже научные основы рисунка. То
же самое можно сказать и о тоне, о пропорциях
и т.д.
Особенно внимательно
и обдуманно надо относиться к
методике обучения живописи. Обучение
живописи, особенно на первых порах, проходит
труднее, чем обучение рисунку, так
как стихия краски часто приводит к неорганизованности
в работе.
Например, учебный
натюрморт состоит из синей вазы,
желтого лимона и драпировки. Талантливый
ученик, обладающий тонким чувством цвета,
работая гуашевыми красками, выполнил
очень эффектную работу. На синем фоне
вазы красиво горит оранжевый рефлекс
от лимона, приятно для глаза гармонизирован
цвет драпировки и плоскости стола. По
общему впечатлению, работу ученика можно
оценить очень высоко и даже рекомендовать
на выставку. Однако с педагогической,
научно-методической точки зрения такую
работу оценивать высоко нельзя: школьник
работал по чувству, интуитивно, без соблюдения
правил и законов цветоведения. Рефлекс
на синей вазе от желтого лимона будет
зеленого цвета, а не оранжевого. Ученику
удалось положить оранжевый мазок на синюю
вазу только благодаря свойству гуашевых
красок, но если бы он работал акварелью,
у него ничего не получилось бы, так как
от смешения синего и оранжевого на этом
месте появилась бы грязь.
В данном случае
педагог не ознакомил учащихся с законами
цветоведения, с законами дополнительных
цветов. Соблюдая принцип научности, учитель
должен был рассказать об основных свойствах
красок, продемонстрировать схему (таблицу)
дополнительных цветов, чтобы учащиеся
ее хорошо запомнили.
Некоторые учителя,
пренебрегающие принципом научности,
в подобных случаях любят говорить:
«Зачем ребенку навязывать свое видение?
Каждый человек видит и воспринимает
мир по-своему, и в этом ценность
искусства. В детском рисунке
нас восхищает, прежде всего, непосредственность
восприятия. Так пусть ребенок изображает
природу, как ему самому хочется, как в
песне поется: «Оранжевое небо, оранжевое
море, оранжевый верблюд.»
Это ложная точка
зрения на методику преподавания искусства
в школе. Законы строения форм природы
и явлений действительности остаются
одни и те же, независимо от того, кто их
наблюдает. В каждом явлении, в каждом
предмете, каким бы он ни казался ученику,
существует определенная закономерность
строения, объективно и независимо от
наших ощущений. Не вещи существуют благодаря
ощущениям, а ощущения - благодаря вещам.
Субъективность
наших ощущений объясняется различием
физиологического строения нашего организма,
различием нашего интеллекта. Сама
же природа существует объективно и
независимо от наших чувств. Карл Маркс
писал: «Так световое воздействие вещи
на зрительный нерв воспринимается не
как субъективное раздражение самого
зрительного нерва, а как объективная
форма вещи, находящейся вне глаз». И если
не каждый ученик сможет сразу увидеть
все особенности строения натуры, то мы
объясним это не тем, что он видит натуру
по-иному, а лишь его недостаточным знанием
предмета. Познание натуры у школьника
должно быть объективным, правильным,
возникающим на основе серьезных научных
знаний.
Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах