Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:50, доклад
Представленный кофейный столик «Illusion side table» был задуман знаменитым датским дизайнером Джоном Брауэром (John Brauer), создавшим этот шедевр для бренда ESSEY в 2005 году. Данная компания стала широко известна после выпуска ставших уже культовыми «мятых» корзин для мусора и таких же стаканчиков под письменные принадлежности. Именно Джон является их автором.
Во-вторых, постмодернизм выдвигает в качестве главного творческого принципа плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. Это так называемая «эстетика вседозволенности». Это в некоторой степени свойственно датскому дизайну, который в современном понимании сочетает в себе традиции и инновации, т.е. идеи прошлого и будущего, а также национальный и международный опыт дизайна. За счет этого проявляется его множественность идей и взглядов, а, соответственно, гибкость концепций и актуальность своему времени.
В-третьих, для постмодернизма характерен парадокс формы. В случае с кофейным столиком он заключается в том, что, глядя на предмет, мы с одной стороны, понимаем, что это действительно стол и полностью осознаем его функциональную принадлежность, а с другой стороны, он не обладает теми характерными чертами, которые свойственны традиционному столу. У него нет ярко выраженных столешницы и привычных для нас четырех ножек, т.е. как такового стола, казалось бы, перед нами и нет. К тому же не подлежит логическому объяснению то, что, мягкая, струящаяся ткань, которая физически не может удерживать жесткую форму, здесь, напротив, является самой конструкцией и материальной сутью мебельного предмета. Это скатерть, которая принявши форму круглого стола, зависла в воздухе. Добавляет парадоксальности прозрачный материал объекта.
В-четвертых, опираясь на все выше сказанное, «Illusion» представляет собой многозначную форму, которая общается со зрителем, донося до него то, что не смог бы сказать даже сам автор произведения. Нет однозначного истолкования формы, несмотря на ее кажущуюся простоту и понятность. Таким образом, возникает поиск «правильной» интерпретации, чистой истины, которую на самом деле мы не познаем никогда. Это также свойственно предметам постмодернизма.
В-пятых, визуальные характеристики стола, складчатость и изгибы его формы, создают ощущение общей динамики и непрестанного движения. Объект представляется живым, создается впечатление, что пройди человек мимо, складки начнут колыхаться от потоков воздуха и поменяют свои очертания. Динамика и изменчивость формы – характерный признак постмодернизма в современной его интерпретации.
В-шестых, в этом объекте просматривается более зрелое понимание дизайна. Здесь нет места иронии, насмешке, гротесковости, которые изначально были свойственны постмодернизму. В центре внимания становится человек с его потребностями, эмоциональным восприятием действительности. Вещь создается для человека, для взаимодействия с ним.
Кроме того, следует упомянуть
как о финансовой доступности материала
стола, так и о его экологичности, как
с точки зрения процесса производства
и эксплуатации, так и с позиции минимального
вреда, наносимого природному окружению.
Последние две мысли отражают расширенное
понятие об экологии в дизайне, которое
главенствует в современном постмодернизме.
5.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЙ
СМЫСЛ
Как видно из названия «
Предмет выглядит так, как будто это настоящий стол, покрытый скатертью, но то, что кажется, не всегда является таковым. Глядя на данный объект, несложно представить себе ситуацию, когда из-под полупрозрачной скатерти, накинутой на небольшой круглый стол, исчезает этот самый предмет. При этом ткань остается висеть в воздухе.
Эффект миража создается при помощи прозрачного материала и нейтрального цвета, т.к. такая мебель, находясь в интерьере, сливается с ним, становится невидимой.
Поверхность Illusion table отражает все вокруг
себя, придавая атмосфере оттенок чего-то
необычного, относящегося к нереальным,
вымышленным мирам. Данное впечатление
несколько странно, поскольку сама форма
стола, накрытого скатертью, из жизни привычна
человеку и не должна вызывать настолько
противоречивых эмоций.
6.
КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ
СМЫСЛ
В визуальных характеристиках
стола заключено несколько
1. КРУГ – сложный первичный символ единства, целостности и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Превосходит все другие геометрические формы. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца и все точки которой эквивалентны. Центр круга – источник бесконечного вращения времени и пространства. Это одна из наиболее широко употребляемых фигур для выражения идеи вечности, так как движение по кругу символически означает постоянное возвращение к самому себе (Шейнина Е. Я., Энциклопедия символов).
2. ВОЛНА – один из древнейших символов человечества. Известна с античных времен. Олицетворяла в древнейшие времена и средние века воду вообще, океан, море, вечное движение, а в новое время стала символом постоянной изменчивости окружающего мира, быстротечности времени, непостоянства человеческой жизни (Похлебкин В., Словарь международной символики и эмблематики). Также, волны олицетворяют иллюзии и многократные изменения.
3. ПОКРЫВАЛО – символ темноты, как состояния, предшествующего просветлению, будь оно космическое или духовное. Также олицетворяет непостижимость, скрытое или эзотерическое знание, тайну, иллюзию материального мира, невежество и печаль. Однако, то, что скрывает, может и раскрывать. Голая правда бывает опасной, поэтому вуаль имеет также и защитные качества как по отношению к истине, так и по отношению к спрашивающему (Peter Greif, «Simbolarium»).
В мистицизме покрывало часто используется как метафора иллюзорного мира материального существования (буддийская традиция (майя)) или скрывает абсолютную реальность, слепящий божественный свет (Энциклопедия знаков и символов).
Говоря о выборе символов, можно
отметить их соответствие
Рассмотрим также символику цвета:
1. БЕЛЫЙ ЦВЕТ (воздушно-белая прозрачность) – в физическом смысле понимается одновременно и как не имеющий цвета, и в то же время представляет собой полное слияние всех цветов спектра и потому в разных этнических культурах является символом полноты физического бытия, соединения всех сторон физического мира в духовном, Божественном свете. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение – тождественность солнечному свету, а свет – это Божество, благо, жизнь, полнота бытия, идеальность человеческого существования.
Белый не скрывает в себе другого цвета и потому считается символом чистоты и совершенства, невинности души, добродетели, радости. Как противоположный черному занимает особое положение в системе цветового спектра и выражает аспект универсального, ассоциируется с Абсолютом, красотой, выражающейся в сущности явлений. Это символ всепоглощающей полноты бытия. Белый так же означает память предков, и смену этапов существования.
С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном. Все, что касается блага людей – это все белый цвет, цвет жизни, развития и процветания. Феномен же цвета заключается в том, что он «есть свет» в различном отношении «ограниченный тьмой». Поэтому белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью.
Благодаря своей нейтральности, белый цвет практически не вызывает негативных реакций, ассоциаций, а действует как фон, никак не акцентируя на себе внимание.
2. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – отсутствие цвета. Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. С одной стороны, черный цвет связан с любопытством, он притягивает к себе. Всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, т.е. он должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого.
Существует и негативная
Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, обозначает чувство неизвестности, всегда скрывает в себе все, что несет, то есть он «загадочен», из-за чего часто вызывает страх. Отсюда феномен черного цвета в том, что он определяет Зло как начало, придает призрачность бытию.
Черный всегда выделяется своей непохожестью, неординарностью, способностью заглушить или подчеркнуть.
3. СЕРЫЙ ЦВЕТ – несмотря на свою спектральную невыраженность, обладает сильными скрытыми чертами. Он соединяет в себе противоположные качества черного и белого, поэтому единственная его цель – стабильность, гармония и процветание. Серый цвет всегда балансирует процессы вокруг, но при этом воспринимается раздвоенным, двуликим.
Серый цвет есть воплощение
небытия в бытие. Он создается
отношением черного к белому
и придает бытию характер
Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет - это нейтральность как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница как ничейная территория, граница как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы обособить друг от друга противоположности, «серый - это только территория» в качестве абстракции.
Существует множество оттенков серого, к ним, в том числе, относятся перламутровые и жемчужные цвета.
4. КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ – первый цвет, возникающий после проникновения во мрак, но и связанный с прохождением сквозь него. Это «первое сияние», намек на грядущее пробуждение после состояния отчаяния. Это цвет гибнущего старого мира, который, однако, содержит в себе потенцию преодоления хаоса.
С другой стороны, коричневый символизирует приземленность и плодородие, олицетворяет стабильность. Это чисто земной цвет, который ассоциируется у большинства людей с основательностью, устойчивостью, цельностью и укоренением повседневности.
Немало положительных качеств коричневого связано и с тем, что это цвет древесины, которая постоянно окружала человека в жилищах. В природе этот цвет весьма распространен, и во всех естественных объектах высоко ценится людьми.
Светло-коричневый оттенок - цвет энергетики Земли - символизирует спокойность и ясность мышления, в нем проявляется тяга к земле. В природном эквиваленте – это земля или кора дерева, согретая солнцем. Это цвет жизни, благополучия и процветания.
Кремовый цвет оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность в будущем.
Коричневый - это затемненный желто-красный цвет. Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается или, как говорят художники, замирает. Коричневый теряет активный экспансивный импульс и ударную силу красного. В нем остается только жизненность, потерявшая активность. Поэтому он выражает жизненные, чувственные ощущения тела, инстинктивное в управлении им.
5. КРАСНЫЙ ЦВЕТ, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, гнев и месть, войну, революцию, силу и мужество. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями, также обозначает власть и величие. Кроме того, красный - выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения.
Такое разнообразие в цветовом
решении стало возможным
Информация о работе Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)