Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:50, доклад
Представленный кофейный столик «Illusion side table» был задуман знаменитым датским дизайнером Джоном Брауэром (John Brauer), создавшим этот шедевр для бренда ESSEY в 2005 году. Данная компания стала широко известна после выпуска ставших уже культовыми «мятых» корзин для мусора и таких же стаканчиков под письменные принадлежности. Именно Джон является их автором.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральская
Государственная Архитектурно-
Кафедра
дизайна среды
ДОКЛАД ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ на тему:
«Разбор
смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр
(John Brauer)»
Пажитнева Д.А.
Екатеринбург-2011
«Illusion side table», Джон Брауэр (John Brauer), компания Essey (прозрачный (clear))
серый (grey)
белый (white) черный (black) красный (red)
1.
ЗНАКОВЫЙ СМЫСЛ
Представленный кофейный
Предлагаемый проект дизайнера – поистине один из самых экстраординарных, немедленно породивших массу подражаний во всём мире, что указывает на его актуальность и современность дизайнерского подхода к проектированию. Это подчеркивает и наличие номинаций в международных выставках, например, таких как British Industry Awards 2007.
Кофейный столик относится к категории элитной мебели. Но, несмотря на это, цена объекта сравнительно невысока и колеблется в пределах от 190€ до 350€ (примерно 8000-15000 рублей), что зависит от размера, а значит, от количества затраченного материала и трудовых усилий при изготовлении. За данную стоимость его может приобрести среднестатистический потребитель, имеющий средний уровень достатка. Но это в случае заказа через интернет-магазин непосредственно от компании-производителя или официальных дистрибьюторов. Если же приобретать объект через посредников, уже транспортированный в Россию, то его цена увеличится примерно в 3-5 раз и будет составлять около 1500€.
Если ориентироваться на минимальную стоимость, то можно утверждать о соответствии такого проекта современным тенденциям, а также чертам датского дизайна, который пропагандирует гуманизацию и демократизацию (в том числе с точки зрения стоимости) высоко эстетических дизайнерских объектов.
С точки зрения потребителя иметь такой столик - значит еще раз подчеркнуть свой хороший вкус и осведомленность в последних дизайнерских трендах. Кроме того, поскольку предмет производится ручным способом, то каждая единица по-своему уникальна, да и в принципе может быть изготовлена на заказ в соответствии с требованиями потребителя. Так любой интерьер, так же как и его владелец, обретает особо подчеркнутую индивидуальность.
Таким образом, столик является статусным объектом благодаря тому, что задуман популярным на сегодняшний день дизайнером, а кроме того, выпущен под известным брендом. Помимо этого, на значимость данного предмета влияет принадлежность автора именно к датскому дизайну, который на данный момент устанавливает тенденции развития современного дизайна в целом, а также занимает устойчивую позицию на мировом рынке.
В свете всего выше сказанного, возникает некое нарушение связей между знаковым и онтологическим смыслом. А именно: было доказано, что стол «Illusion» является модным, «авторитетным» мебельным предметом, но с одной стороны, он достаточно дешев (благодаря используемому пластиковому материалу – полиакрилу), что противоречит всем представленным доказательствам, а с другой – поскольку изготавливается не массово, а ручным способом, то повышает статусность и уникальность вещи, а также своего обладателя. Данная особенность указывает на неоднозначность представленного объекта.
2.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
Форма
Джону Брауэру удалось сделать волшебство явью. Маленький стол «Illusion» – творение для настоящего фокусника. Он сочетает в себе как прочность стола, так и визуальную легкость и изящество скатерти. Получился удивительный объект, представляющий собой прозрачный стол, точно имитирующий изгибы и складки ткани. Если бы скатерть вдруг затвердела, она бы выглядела точно так же, как данное творение дизайнера. Т.е. предмет производит впечатление, что он накрыт скатертью, в то время как эта легкая «материя» в складку и есть сам стол.
В объекте нет никаких лишних элементов, отвлекающих внимание. Форма является «чистой», физически цельной (состоящей из единого фрагмента материала), а это отсылает нас к специфике датского дизайна, где основными характеристиками создаваемого предмета неизменно остаются простота формы, а также понятность ее истолкования и функционального назначения.
Имитация естественного
Форма объекта трактуется однозначно, у зрителя, как правило, возникает лишь одна ассоциация – ткань или скатерть. Это уже пройденный этап в дизайне. Но, с другой стороны, благодаря своей форме стол приобретает некую динамику, появляющуюся в складках как будто колышущейся «материи». Это отсылает нас к проявлениям постмодернизма в его современной трактовке, где в дизайнерском объекте должно чувствоваться движение, развитие, некоторая неуловимость момента.
Поскольку внешний вид стола,
покрытого скатертью, традиционен и
в некоторой степени нам привычен, то он
является универсальным. Т.е. его возможно
вписать в любой по стилистике интерьер,
где он будет смотреться гармонично в
сочетании с другими элементами, материалами
и формами.
Материал
Джон Брауэр – уже признанный мастер работы с пластиками, и особенно с акрилом, из которого, в частности и сделан столик-«невидимка».
Полиметилметакрилат, или акрил (акриловое стекло), является самым известным видом пластика. По внешнему виду и применению он схож с обычным стеклом и, кроме того, является производным продуктом органической химии. Но, по сравнению с ним он обладает рядом преимуществ. Вес акрила почти в два с половиной раза ниже, чем у обычного стекла, а сопротивляемость удару – в пять раз выше.
Данный материал характеризуют легкость, прочность, высокая степень светопропускания, устойчивость к химическому воздействию, термопластичность (способность размягчаться при нагреве и сохранять при охлаждении придаваемую форму), высокая безопасность. Акрил обладает хорошей светостойкостью, не желтеет и не теряет своих прочностных характеристик под воздействием УФ лучей при длительном (10 лет) пребывании под воздействием окружающей среды. Кроме того, листовой пластик, легок в обработке. Его можно резать, сверлить, формовать, полировать, склеивать, окрашивать и т.д.
Хотя акрил – продукт органической химии, этот материал экологически чист и не выделяет никаких токсических веществ. Важно и то, что материал может быть подвергнут вторичной переработке и заново пущен в производство. Под воздействием высокой температуры акриловое стекло воспламеняется, но никаких ядовитых газов оно при этом не выпускает. Данные характеристики отвечают современным повышенным требованиям общества к экологической составляющей проектирования, причем это касается не только химического состава материала, но также способа его производства и дальнейшей эксплуатации, включая утилизацию объекта.
Благодаря современному производству листовой пластик может быть глянцевым и матовым, иметь гладкую или рифленую поверхности. В зависимости от светопропускания, матовый листовой пластик может быть как полупрозрачный, так и абсолютно непрозрачный. Данные эстетические качества удачно обыграны дизайнером кофейного столика, что повысило его визуальные характеристики.
Также технические свойства
Таким образом, благодаря
Конструкция и способ производства
Стол только внешне кажется легким, но по своей конструкции он достаточно прочен и устойчив. К особенности дизайна можно отнести отсутствие традиционного четкого физического разделения составных частей, характерных для стола (столешница, опорные ножки, крепежные элементы): объект является цельной формой, детали которой «перетекают» одна в другую. Таким образом, стол не имеет никаких других опор, кроме самого трех- или четырехмиллиметрового пластика, который подобно скатерти свешивается до пола и формирует собственно ножки-подставки. Так датский иллюзионист создал не стол без стола, а скорее стол без некоторых подобающих признаков.
Как говорилось выше, каждый столик изготавливается вручную: при помощи специальной горелки цельным листам акрила придают форму цилиндра, затем одевают получившуюся заготовку на специальную форму и формируют складки скатерти. Термопластичность материала дала возможность уйти от массового производства к ручному, тем самым придав каждому столику индивидуальность и возможность выполнения на заказ, что особо ценится в современном дизайне. Кроме того, ручное производство характерно для ремесленных традиций датского дизайна.
Объект создает иллюзию, что перед вами
обычный круглый столик, на который постелили
струящуюся блестящую скатерть и из-за
ее длины ножек не видно. На самом деле
никаких ножек нет. В этом прослеживается
принцип иллюзорности стола.
Габаритные размеры
На сегодняшний день кофейный столик имеет несколько вариаций:
1. «Illusion», высота 44 см, диаметр 32 см, толщина акрила 3 мм, вес 3 кг;
2. «Grand Illusion», высота 52 см, диаметр 44 см, толщина акрила 4 мм, вес 4,2 кг;
3. «Ellipse Illusion», высота 42 см, размер эллипса 47х40 см, толщина акрила 4 мм, вес 4,2 кг;
4. «Tall Illusion», высота 56 см, диаметр 32 см, толщина акрила 4 мм, вес 4,2 кг;
5. «Mega Illusion», высота 115 см, размер эллипса 56х85 см, толщина акрила 4 мм, вес 19 кг.
Благодаря разнообразию стола
в габаритных размерах – от
маленького кофейного до
Информация о работе Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)