Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:27, творческая работа
В наше время, когда человек отделил себя культурой от природы, когда социальное оказывает глубочайшее влияние на индивидуальное, зачастую вытесняя его, человек ищет те смыслы, которые определят его существование в мире. Одним из этих смыслов человек считает любовь, так и не имея возможности постигнуть глубину ее сути.
Смысл любви
Ленецкая Дарья
«... если я
раздам все имение мое и
отдам тело мое на сожжение,
а любви не имею, нет мне
в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь
не завидует, любовь не превозносится,
не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,
не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется,
все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества
прекратятся, и языки умолкнут, и знание
упразднится.»
(отрывок из 13 главы 1-го послания Коринфянам)
В наше время, когда человек
отделил себя культурой от природы,
когда социальное оказывает глубочайшее
влияние на индивидуальное, зачастую
вытесняя его, человек ищет те смыслы,
которые определят его
Что такое любовь? Думаю, нет такого человека, который бы не задавал себе этот вопрос. Любовь – феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. За это время было выдвинуто множество теорий. Одной из наиболее любопытных, на мой взгляд, является теория Владимира Соловьева, попытка с религиозной позиции охарактеризовать любовь.
В своей книге Соловьев пытается ответить на вопрос: в чем смысл человеческой половой (эмоциональной) любви? Сначала он убедительно доказывает, что смысл половой любви, эмоциональной любовной страсти, никак не заключается в простом продолжении рода. Эмоциональная человеческая любовь - это очень усложненный способ естественного отбора, с помощью которого высшие силы пытаются создать, вырастить некоего сверхчеловека, гения, следующее звено эволюционной цепи.
Половая любовь у людей не предназначена для продолжения рода, а ее смысл, суть - в полной трансформации бытия. Для него чувство любви - есть высшее эмоциональное проявление человеческой сущности. Любовь не иллюзия, и не смотря на то, что идеальный смысл любви еще не осуществился в действительности, мы не должны признать его неосуществимым.
Соловьев дает определение половой любви, как «жертву эгоизма», он утверждает, что основное зло эгоизма состоит не в том, что человек признаёт за собой исключительное качество и наивысшую самооценку, по Соловьёву человек, как сосредоточение жизненных сил и уникальность имеет полное на это право. Зло появляется в том случае, если человек не признаёт исключительность других людей, так как все люди равны.
Любовь убивает эгоизм, так как любя, человек признаёт исключительность другого человека – объекта своей любви. Отсюда суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с «убитым эгом», вернее с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым как бы с «чужой» индивидуальностью, а «чужая» индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго.
Соловьев считает, что осуществиться истинному плану любви мешают две вещи - материальная природа и смерть. Отсюда он переходит к доказательству того, что конечная цель любви – это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. В абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью. Однако это понимание сегодня искажено и перенесено в материальную действительность.
В современном мире любовь понимается как симпатия к человеку, плотские взаимоотношения, страсть. Я не хочу сказать, что всего этого нужно избегать. Человек – существо эмоциональное, и ему свойственно, всё перечисленное выше. Когда современный среднестатистический человек говорит «я тебя люблю», он имеет ввиду примерно следующее: «ты мне нравишься своей внешностью», «мне приятно быть рядом с тобой», «ты сделал мне много доброго». Такая любовь – эгоцентричная, если она не имеет действия, это просто слова констатирующие факт что человеку хорошо и ничего более. С одной стороны мы видим, что любовь становится чем-то материальным, с другой эгоистичным. А эгоизм, по мнению Соловьева, это самоотрицание индивидуальности, ее разрушение, как следствие смерть.
Соловьев пишет об этом следующее: «как привнесенная в материальную действительность сфера любовного соединения становится извращением первоначально заложенного смысла, так же извращается и сам порядок соединения. Его мистическая основа, которая так сильно давала о себе знать в первоначальной страсти, забывается как мимолетная экзальтация, а самым желательным, существенною целью и вместе первым условием любви признается то, что должно быть лишь ее крайним, обусловленным проявлением. Это последнее - физическое соединение, поставленное на место первого и лишенное таким образом своего человеческого смысла, возвращенное к смыслу животному,- делает любовь не только бессильною против смерти, но само неизбежно становится нравственною могилою любви гораздо раньше, чем физическая могила возьмет любящих».
То есть любовь должна пониматься совершенно другим образом, не так как мы понимаем ее сегодня, не начинаться с сексуальных связей, а должна быть изначально духовным чувством. Если ты говоришь: «я тебя люблю», это должно означать «я хочу быть полезным тебе», «мне хочется сделать тебе приятное», «я готов ради тебя на всё», «если нужно – я пожертвую всем ради твоего счастья!».
Любовь – это осознанный выбор. Любовь – это обязательство. Любовь – это жертвенность. Любовь – это большой труд для блага объекта любви. Настоящая любовь – от Бога.
«Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность». - Эта задача дана нашей духовной природой, особенность которой состоит именно в том, что человек может, оставаясь самим собой, в своей собственной форме вместить абсолютное содержание, стать абсолютной личностью.
Соловьев пишет что «истинный человек в полноте своей идеальной личности не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих… Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви». Но задача эта никогда сознательно не ставилась людьми, а потому никогда и не решалась как следует. На любовь смотрели и смотрят только как на данный факт, как на состояние (нормальное для одних, болезненное для других), которое переживается человеком, но ни к чему его не обязывает.
В человеке должны едино
сосуществовать три элемента: животная
природа, социально-нравственный закон
и высшее начало - духовное, мистическое
или божественное. Духовное начало
в области любви и половых
отношений должно стоять во главе
угла. Этот элемент «с присущими
ему требованиями совершенно естествен для
человека в его целости как существа, причастного
высшему божественному началу и посредствующего
между ним и миром. А два низшие элемента
- животная природа и социальный закон,
- также естественные на своем месте, становятся
Только в равновесии этих
трех элементов человек может
достигнуть целостности и как
следствие бессмертия. Исключительно
духовная любовь есть такая же аномалия,
как и любовь исключительно физическая
и исключительно житейский
«Истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская. Но ее собственное осуществление невозможно без соответствующего преобразования всей внешней среды, т. е. интеграция жизни индивидуальной необходимо требует такой же интеграции в сферах жизни общественной и всемирной».
Истинная половая любовь есть часть мира, она не должна исключать другие его элементы, все должно взаимно полагать друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Соловьев пишет следующее: как в любви индивидуальной два различные, но равноправные и равноценные существа служат один другому не отрицательною границей, а положительным восполнением, точно то же должно быть и во всех сферах жизни собирательной; всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его деятельности, а положительною опорой и восполнением: Как для половой любви (в сфере личной жизни) единичное «другое» есть вместе с тем все, так с своей стороны социальное все, в силу положительной солидарности всех своих элементов, должно для каждого из них являться как действительное единство, как бы другое, восполняющее его (в новой, более широкой сфере) живое существо.
В своей работе Соловьев связывает идею всемирной сизигии любовь с истинною сущностью всеобщей жизни. Он считает что именно в выявлении этой связи он исполнил свою прямую задачу – «определить смысл любви, так как под смыслом какого-нибудь предмета разумеется именно его внутренняя связь со всеобщею истиной».
И кто знает, может мы достигнем, в скором времени, нового этапа сознательной жизнь и идея о трансформации мира через любовь и всеединство будет ключевой. Ведь без всеобщей трансформации мира, цель любви не будет достигнута, и ее энергия будет использована в бесконечном воспроизведении материальных тел.