Автор: Екатерина Опаш, 25 Августа 2010 в 16:41, реферат
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомэрсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Д. Юм и И. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомэрсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Д. Юм и И. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.
Локка иногда называли «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.
Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника.
Окончил
Вестминстерскую школу и
Теория
познания занимает у Локка центральное
место. Идя по стопам Бэкона, он критикует
картезианство и
Свои основные взгляду в этой области он представил в произведении "Опыты о человеческом разумении"(1690). В нем он отрицает существование "врожденных идей", а источником для всего знания признает исключительно опыт - внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии; это знаменитое учение о "чистой доске", tabula rasa. Фундамент знания составляют "простые идеи", возбуждаемые в уме первичными качествами тел(протяженность, плотность, движение) и вторичными(цвет, звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи(модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается из ясность и отчетливость.
Само познание делится Локком на интуитивное(направленное на самоочевидные истины нашего существования), демонстративное(положения математики и этики) и сенсативное (существование единичных вещей); последнее оценивается как наиболее смутное и неопределенное.
Государство
Локка, вслед за Гоббсом, рассматривает
как результат взаимного
В религиозных вопросах Локк стоит на позициях веротерпимости как основоположения религиозной свободы; в этом и других, следуемых отсюда положениях, он близок протестантизму. Но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате "Разумность христианства"(1695), хотя он и признает по причине конечности человеческого разума необходимость божественного откровения.
Социально-политические взгляды Локка выражены в "Двух трактатах о государственном правлении"(1690), первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй - развитию теории конституционной парламентской монархии. Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, признавая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и "федеративную" (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ее не поддерживать и даже ниспровергать не справляющееся со своими обязанностями правительство.
Большую часть жизни Локк страдал от астмы, а после шестидесяти подозревал, что болен чахоткой. В 1691 он принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) – приглашение леди Мешэм, жены члена парламента. Однако Локк не позволил себе полностью расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем. Там же его посещал И. Ньютон, с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в этот последний период жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он прежде вынашивал. Среди работ Локка – Второе письмо о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration, 1690); Третье письмо о веротерпимости (A Third Letter for Toleration, 1692); Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education, 1693); Разумность христианства, каким оно передано в Писании (The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures, 1695) и многие другие.
В
1700 Локк отказался от всех должностей
и удалился в Отс. Умер Локк в доме
леди Мешэм 28 октября 1704.
Литература: