Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:44, курс лекций
Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.
Предисловие
Лекция 1.Предмет, система и источники арбитражного процессуального права
Лекция 2.Понятие и принципы арбитражного процесса
Лекция 3.Арбитражные процессуальные правоотношения
Лекция 4.Подведомственность и подсудность
Лекция 5.Субъекты арбитражного процесса. Судебное представительство
Лекция 6. Судебные расходы, штрафы. Процессуальные сроки
Лекция 7.Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
Лекция 8.Иск в арбитражном процессе
Лекция 9.Возбуждение дела в арбитражном суде и подготовка дела к судебному разбирательству
Лекция 10.Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
Лекция 11.Судебные постановления
Лекция 12.Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Лекция 13.Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Лекция 14.Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)
Лекция 15.Упрощенное производство
Лекция 16.Производство в суде апелляционной инстанции
Лекция 17.Производство в суде кассационной инстанции
Лекция 18. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Лекция 19.Производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов
Лекция 20.Производство по делам об исполнении актов арбитражных судов
Лекция 21.Производство по делам, связанным с третейскими судами
Правовая конструкция возвращения заявления при неподведомственности дела арбитражному суду не может быть использована в данном случае, поскольку возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения (ч. 6 ст. 129 АПК РФ). В рассматриваемой ситуации суду необходимо отказать в принятии такого заявления, однако в АПК РФ нормы, регулирующей основания и порядок отказа в принятии заявления, нет. Пленум ВАС РФ вынужден рекомендовать судам применять те нормы АПК РФ, которые имеются в главе о предъявлении иска. Такое решение может быть оправдано с точки зрения практики, но не теории арбитражного процесса.
Согласно разъяснению, данному Пленумом ВАС РФ в п. 7 Постановления, арбитражный суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу, в случае если при принятии заявления о привлечении к административной ответственности установлены: факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В данном случае ссылаться на ст. 29.4 КоАП нельзя, поскольку она регулирует порядок разрешения вопросов, возникающих при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП именно при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья выясняет вопросы о том, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Поскольку дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, а особенности, регулирующие порядок подготовки дела к судебному разбирательству, в гл. 25 АПК РФ не предусмотрены, то судьей должна быть проведена подготовка дела к судебному разбирательству, включающая в том числе и действия, направленные на выяснение перечисленных выше вопросов. Сокращенный срок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности не исключает проведения судьей подготовки дела к судебному разбирательству, о чем было указано в п. 3 того же Постановления Пленума ВАС РФ.
Заявление о привлечении к административной ответственности не подлежит оплате государственной пошлиной, так как в настоящее время федеральным законом не предусмотрено ее взимание за рассмотрение арбитражным судом данной категории дел.
Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности осуществляется судьей единолично.
Закон устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Такие дела должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В КоАП не установлено иного срока рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.6).
Срок на рассмотрение дела может быть продлен арбитражным судом до одного месяца. Продление срока возможно в случае ходатайства об этом лиц, участвующих в деле, либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд должен вынести мотивированное определение.
Арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа и лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. В случае неявки этих лиц в судебное заседание судья арбитражного суда вправе наложить на них штраф в порядке и размерах, установленных ч. 4 ст. 205 АПК РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена законом на должностное лицо.
Должностное лицо представляет в суд доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд может их истребовать от административного органа (должностного лица) по своей инициативе.
Арбитражный суд, рассматривая дело о привлечении к административной ответственности, выясняет в судебном заседании:
имелось ли событие административного правонарушения;
имелся ли факт совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении;
имелись ли полномочия у административного органа, составившего протокол;
предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения;
имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.
При этом суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).
К обстоятельствам, подлежащим выяснению в арбитражном суде, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности КоАП также относит виновность лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1).
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности важно выяснить правильность составления протокола об административном правонарушении, поскольку соблюдение установленного законом порядка составления протокола предоставляет лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном производстве, ряд гарантий защиты их прав.
По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Арбитражный суд отказывает в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, например, в случае, когда при рассмотрении дела было установлено, что протокол составлен неправильно или неправомочными лицами, представленных материалов недостаточно и их полнота не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В случае принятия решения о привлечении к административной ответственности в его резолютивной части должны содержаться:
наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его местонахождение или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;
вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать предусмотренные ч. 2, ч. 3 ст. 29.10 КоАП правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на которые наложен арест, а также об указании в решении на размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, если при рассмотрении данного дела решался вопрос о возмещении имущественного ущерба.
При назначении наказания в виде административного штрафа суд, руководствуясь ст. 32.2 КоАП, направляет исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.
Исполнительный лист направляется в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения указанного решения.
При назначении наказания в виде конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, суд, руководствуясь ст. 32.4 КоАП и ст. 11 ФЗ "Об исполнительном производстве", направляет исполнительный лист судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к ответственности, либо по месту нахождения его имущества.
Если за одно правонарушение назначаются наказания в виде административного штрафа и конфискации, суд выдает два исполнительных листа (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).
Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. "Специфика данной категории дел не позволяет откладывать изготовление решения".
Если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Если решение арбитражного суда не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.
Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности в трехдневный срок со дня его принятия направляется арбитражным судом лицам, участвующим в деле.
Копия решения может быть также направлена арбитражным судом в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).
В отличие от КоАП РФ в АПК РФ речь идет не об обжаловании, а об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
При применении нормы о подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 3 ст. 30.1 КоАП) необходимо знать, что в предусмотренном ею порядке подлежат оспариванию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 г.).
Дела об оспаривании постановлений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с применением специальных норм, установленных как в АПК РФ (ст. ст. 207 - 211), так и в КоАП (ст. ст. 30.1 - 30.8).
Возбуждение производства по делу. Средством возбуждения производства по делу об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности является заявление (ч. 2 ст. 207 АПК РФ).
Заявление подается лицом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
С заявлением об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе обратиться лицо, признанное потерпевшим в соответствии со ст. 25.2, ст. 28.2 КоАП, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях потерпевший извещается о времени и месте судебного заседания. Процессуальное положение и права потерпевшего определены КоАП РФ (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).
В отличие от дел о привлечении к административной ответственности дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности не могут возбуждаться прокурором.
Для оспаривания решения по делам об административных правонарушениях законом установлен 10-дневный срок. Началом течения этого срока считается день вручения или получения копии обжалуемого постановления, решения.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя.