Курс лекций по "Арбитражному процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:44, курс лекций

Описание работы

Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.

Содержание

Предисловие
Лекция 1.Предмет, система и источники арбитражного процессуального права
Лекция 2.Понятие и принципы арбитражного процесса
Лекция 3.Арбитражные процессуальные правоотношения
Лекция 4.Подведомственность и подсудность
Лекция 5.Субъекты арбитражного процесса. Судебное представительство
Лекция 6. Судебные расходы, штрафы. Процессуальные сроки
Лекция 7.Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
Лекция 8.Иск в арбитражном процессе
Лекция 9.Возбуждение дела в арбитражном суде и подготовка дела к судебному разбирательству
Лекция 10.Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
Лекция 11.Судебные постановления
Лекция 12.Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Лекция 13.Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Лекция 14.Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)
Лекция 15.Упрощенное производство
Лекция 16.Производство в суде апелляционной инстанции
Лекция 17.Производство в суде кассационной инстанции
Лекция 18. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Лекция 19.Производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов
Лекция 20.Производство по делам об исполнении актов арбитражных судов
Лекция 21.Производство по делам, связанным с третейскими судами

Работа содержит 1 файл

Лекции по АП.doc

— 2.07 Мб (Скачать)

перечень прилагаемых документов.

Заявитель в соответствии со ст. 193, ч. 3 ст. 125 АПК обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемые к нему документы, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого нормативного акта, а также:

документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления.

Если заявление не отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию заявления, не имеет необходимых прилагаемых документов, то арбитражным судом выносится определение об оставлении заявления без движения (ст. 128 АПК РФ).

В случаях, предусмотренных в ст. 129 АПК РФ, заявление о признании нормативного правового акта или отдельных его положений недействующими может быть возвращено заявителю. О возвращении заявления арбитражный суд выносит определение.

Подача в арбитражный суд заявления о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим не приостанавливает действия последнего.

Судебное разбирательство. Рассмотрение арбитражным судом дел о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим имеет ряд особенностей. Существование этих особенностей обусловлено тем, что оспариваемые нормативные акты затрагивают права неопределенного круга лиц и имеют в связи с этим большое публичное значение.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат коллегиальному рассмотрению судом в составе трех судей (ст. ст. 17, 194 АПК РФ).

Для данной категории дел установлены сокращенные сроки их рассмотрения. Дела об оспаривании нормативных правовых актов должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Поскольку рассматриваемая категория дел относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, то арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей соответствующих органов государства и должностных лиц, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

За невыполнение указанной обязанности следует применение арбитражным судом санкции в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Наложенный судом штраф взыскивается из личных средств этих должностных лиц в доход федерального бюджета (ст. 119, ч. 3 ст. 194 АПК РФ).

При рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим суд проверяет соответствие оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу.

Однако, прежде чем проверять оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие его иным нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, необходимо проверить:

были ли соблюдены требования ч. 3 ст. 15 Конституции РФ об обязательном официальном опубликовании любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;

прошли ли нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти государственную регистрацию в Министерстве юстиции и отвечают ли они требованиям, установленным Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражным судом проверяются также полномочия органа или лица, принявшие оспариваемый правовой акт.

В стадии судебного разбирательства дел о признании оспоренного нормативного акта недействующим своеобразно реализуются принципы диспозитивности и состязательности.

В силу большого публичного значения рассматриваемой категории дел арбитражный суд не связан доводами заявителя и проверяет законность оспоренного нормативного правового акта в полном объеме.

Отказ заявителя от своего требования или признание требования соответствующими органом государства, должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием для арбитражного суда рассмотреть дело по существу.

Обязанность доказать соответствие оспоренного нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли этот акт.

Законная сила судебного решения по делу об оспаривании нормативного правового акта (ее субъективные пределы) распространяется на всех лиц, которых касается действие этого акта, независимо от того, участвовали ли они в деле или нет. Когда имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу, в котором ранее уже проверялась законность нормативного правового акта, арбитражный суд прекращает производство по делу об оспаривании того же акта, но другими заявителями. При этом ссылка заявителей на новые основания, по которым они оспаривают тот же нормативный правовой акт, не может быть принята арбитражным судом во внимание, поскольку суд осуществляет проверку законности оспоренного акта в полном объеме независимо от доводов заявителя.

Решение суда по делу. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта недействующим принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Особенности решения по рассматриваемой категории дел заключаются в следующих чертах (ст. 195 АПК РФ):

арбитражный суд, рассмотрев дело об оспаривании нормативных правовых актов, принимает либо решение о признании оспариваемого акта или его отдельных положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу, либо решение о признании нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу и не действующими полностью или в части.

В резолютивной части решения должны содержаться:

наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;

название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;

указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

Признанные арбитражным судом недействующими нормативный правовой акт или отдельные его положения не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Правовым последствием признания арбитражным судом нормативного правового акта недействующим является установление запрета его применения со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу и возложение обязанности на орган или лицо, принявшими нормативный акт, привести его в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть обжаловано в апелляционном порядке, однако закон допускает обжалование такого решения (за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ) в кассационном порядке в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления решения в законную силу (общий срок на кассационное обжалование согласно ст. 276 АПК РФ составляет два месяца).

Копии судебного решения в десятидневный срок с момента принятия этого решения должны быть направлены лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции РФ.

Направление копий решения по делу в перечисленные выше органы является обязанностью суда. Копии решения могут быть направлены и в иные органы, иным лицам.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию данными изданиями.

Указанное решение должно быть опубликовано в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и при необходимости в иных изданиях (ч. 2 ст. 196 АПК).

 

3. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

 

Общая характеристика. В форме производства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд рассматривает дела:

а) об оспаривании ненормативных правовых актов;

б) об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов; органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Рассмотрение данной категории дел было и ранее подведомственно арбитражному суду (ст. 22 АПК РФ 1995 г.). Основные показатели работы арбитражных судов Российской Федерации свидетельствуют о постоянном росте таких споров. Так, в 2003 г. арбитражными судами было рассмотрено 57522 дел, что на 46,3% больше, чем в 2002 г.

Субъектами перечисленных споров являются заявитель и лицо, отвечающее по заявленному требованию. В качестве заявителя в арбитражный суд могут обращаться:

юридические лица;

образования, не имеющие статуса юридического лица, например крестьянские (фермерские) хозяйства;

граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, например в случае отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, оспаривания акционером решения органа управления акционерного общества;

прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.

В качестве лица, отвечающего по заявленному требованию, могут участвовать:

органы государственной власти Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

государственные органы;

должностные лица;

судебный пристав-исполнитель.

Поскольку органы законодательной власти издают в основном нормативные акты, то в гл. 24 АПК РФ речь идет в первую очередь об оспаривании ненормативных актов, принимаемых органами и должностными лицами исполнительной власти.

К таким органам относятся Правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства, правительство субъектов РФ (например, администрация области), органы и должностные лица местного самоуправления (например, исполкомы, главы муниципальных образований), государственные органы и должностные лица (таможенные, налоговые органы, органы по управлению государственным имуществом, органы контроля и надзора, например органы санитарного надзора).

Предметом проверки арбитражных судов могут стать и ненормативные акты представительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Ненормативные правовые акты имеют следующие характерные признаки, отличающие их от нормативных правовых актов:

содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;

не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;

рассчитаны на строго определенный вид общественных отношений;

действие ненормативного акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений.

Под ненормативными правовыми актами понимаются правовые акты, имеющие индивидуальный характер, т.е. устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.

Ненормативный правовой акт может приниматься указанными выше органами в форме постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания, инструкции и др.

Информация о работе Курс лекций по "Арбитражному процессу"