Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:44, курс лекций
Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.
Предисловие
Лекция 1.Предмет, система и источники арбитражного процессуального права
Лекция 2.Понятие и принципы арбитражного процесса
Лекция 3.Арбитражные процессуальные правоотношения
Лекция 4.Подведомственность и подсудность
Лекция 5.Субъекты арбитражного процесса. Судебное представительство
Лекция 6. Судебные расходы, штрафы. Процессуальные сроки
Лекция 7.Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
Лекция 8.Иск в арбитражном процессе
Лекция 9.Возбуждение дела в арбитражном суде и подготовка дела к судебному разбирательству
Лекция 10.Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
Лекция 11.Судебные постановления
Лекция 12.Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Лекция 13.Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Лекция 14.Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)
Лекция 15.Упрощенное производство
Лекция 16.Производство в суде апелляционной инстанции
Лекция 17.Производство в суде кассационной инстанции
Лекция 18. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Лекция 19.Производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов
Лекция 20.Производство по делам об исполнении актов арбитражных судов
Лекция 21.Производство по делам, связанным с третейскими судами
Разрешая вопрос о соотношении норм АПК и КоАП при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, Пленум ВАС РФ разъяснил, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Это касается наименования категорий дел (§ 1 и § 2 гл. 25), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК РФ), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. 206 и ст. 211 АПК РФ), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК РФ), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК РФ).
В то же время при определении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10).
Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные ч. 1 ст. 205 и ч. 1 ст. 210 АПК РФ, и невозможность в связи с этим извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за 15 дней до его начала, судам при наличии соответствующих сведений об участниках арбитражного процесса следует руководствоваться ч. 3 ст. 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Необходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в заявлении и приложенных к нему материалах.
При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).
Пленум ВАС РФ также обратил внимание судов на специфику применения норм АПК, регулирующих порядок подготовки дела к судебному разбирательству. Поскольку по делам об административных правонарушениях применяются положения АПК о сокращенных сроках их рассмотрения, то необходимость осуществления конкретных действий по подготовке дела к судебному разбирательству определяется судьей.
В связи с этим в определении о принятии заявления и о подготовке дела к судебному разбирательству может быть указано не только на действия по подготовке, предусмотренные ст. 135 АПК, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, но также и на время и место проведения судебного разбирательства (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях важное значение имеет протокол об административном правонарушении.
Предусмотренный ст. 28.2 КоАП порядок составления протокола об административном правонарушении предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Пленум ВАС РФ в п. 17 Постановления N 2 от 27 января 2003 г. указал, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Приведенные положения получили дальнейшее развитие в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется судом на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).
Принимая решение по делу о привлечении к административной ответственности, а также о рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд должен проверить, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч. ч. 1, 3 ст. 4.5 КоАП. Истечение указанных сроков является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В случае, когда арбитражный суд при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения или о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), он принимает решение об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности. К подведомственности арбитражного суда относятся дела о привлечении к административной ответственности только юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 23.1 КоАП, ст. 202 АПК, п. 9 Постановления Пленума N 2 от 27 января 2003 г.).
К ведению арбитражного суда КоАП относит такие составы административных правонарушений, как:
производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14);
нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24);
осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1);
незаконное использование товарного знака (ст. 14.10);
незаконное получение кредита (ст. 14.11);
фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ст. 14.17);
ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);
нарушение правил обязательной сертификации (ст. 19.19);
другие дела, предусмотренные ст. 23.1 КоАП.
Помимо дел, перечисленных в ч. 3 ст. 23.1 КоАП, арбитражный суд вправе рассматривать дела о привлечении к административной ответственности в случае, когда орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Перечень таких дел установлен в ч. 2 ст. 23.1 КоАП .
Возбуждение дела. Производство по делам рассматриваемой категории возбуждается на основании заявлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заявление подается органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях.
КоАП предоставляет право составлять протоколы об административных правонарушениях должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Перечень должностных лиц, уполномоченных КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен в ч. ч. 2, 3 ст. 28.3 КоАП и не является исчерпывающим, поскольку он устанавливается федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП).
К должностным лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 28.3 КоАП, относятся, например, должностные лица органов внутренних дел (милиции); должностные лица налоговых органов; должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; должностные лица, осуществляющие государственный пожарный надзор, и др.
Производство по делам о привлечении к административной ответственности вправе возбудить прокурор. Такое право в соответствии с положениями п. 2 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предоставлено также и заместителю прокурора.
При этом следует иметь в виду, что такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 г.).
Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
В заявлении, помимо реквизитов общего характера, должны также быть указаны:
дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
требования заявителя о привлечении к административной ответственности.
Поскольку подтверждением совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, то он обязательно должен быть приложен к заявлению о привлечении к административной ответственности.
Помимо протокола к заявлению прилагаются уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
К заявлению, поданному прокурором, вместо протокола об административном правонарушении должно быть приложено постановление прокурора, вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 г.).
Если заявление не соответствует требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК РФ, а также в случае отсутствия в приложении к заявлению указанных в законе документов, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без соответствующего заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с тем, что отсутствуют основания для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10).
Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 2 июня 2004 г. N 10 указаны два случая (п. п. 6, 7), когда заявление о привлечении к административной ответственности подлежит возвращению арбитражным судом.
Оба случая с теоретической точки зрения могут быть восприняты критически.
В соответствии с п. 6 Постановления при поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.