Курс лекций по "Арбитражному процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:44, курс лекций

Описание работы

Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.

Содержание

Предисловие
Лекция 1.Предмет, система и источники арбитражного процессуального права
Лекция 2.Понятие и принципы арбитражного процесса
Лекция 3.Арбитражные процессуальные правоотношения
Лекция 4.Подведомственность и подсудность
Лекция 5.Субъекты арбитражного процесса. Судебное представительство
Лекция 6. Судебные расходы, штрафы. Процессуальные сроки
Лекция 7.Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
Лекция 8.Иск в арбитражном процессе
Лекция 9.Возбуждение дела в арбитражном суде и подготовка дела к судебному разбирательству
Лекция 10.Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
Лекция 11.Судебные постановления
Лекция 12.Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Лекция 13.Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Лекция 14.Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)
Лекция 15.Упрощенное производство
Лекция 16.Производство в суде апелляционной инстанции
Лекция 17.Производство в суде кассационной инстанции
Лекция 18. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Лекция 19.Производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов
Лекция 20.Производство по делам об исполнении актов арбитражных судов
Лекция 21.Производство по делам, связанным с третейскими судами

Работа содержит 1 файл

Лекции по АП.doc

— 2.07 Мб (Скачать)

По ходатайству заявителя исполнение решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть приостановлено арбитражным судом.

В заявлении должны быть указаны:

наименование административного органа, принявшего обжалуемое решение;

название, номер, дата принятия решения и иные сведения о нем;

права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, обжалуемым решением;

требование заявителя и основания, по которым он обжалует решение.

К заявлению необходимо приложить текст обжалуемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления в административный орган, принявший обжалуемое решение.

В силу указания закона заявление об обжаловании постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной (ч. 4 ст. 208 АПК РФ). При подаче такого заявления не применяются положения подп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине".

Судебное разбирательство и принятие решения по делу. Дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней.

В этот же срок должна быть проведена и подготовка дела к судебному разбирательству.

При подготовке дела к судебному разбирательству следует учитывать, что необходимость осуществления конкретных действий по подготовке дела к судебному разбирательству определятся судьей (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.), а сами действия определены в ст. 135 АПК РФ и ст. 30.4 КоАП.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает:

наличие полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;

имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности;

соблюден ли установленный законом порядок привлечения к ответственности;

не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Для выяснения перечисленных вопросов арбитражный суд заслушивает объяснения лиц, привлеченных к административной ответственности.

При необходимости могут быть заслушаны показания иных лиц, участвующих в рассмотрении заявления, пояснения специалиста, заключение эксперта, а также исследованы другие доказательства.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается законом на административный орган, принявший обжалуемое постановление.

Арбитражный суд при рассмотрении указанной категории дел проверяет оспариваемое решение в полном объеме, независимо от доводов, содержащихся в заявлении.

В АПК РФ предусмотрены следующие полномочия арбитражного суда: 1) признать оспариваемое решение административного органа незаконным и отменить его полностью; 2) признать оспариваемое решение административного органа незаконным в части и изменить его; 3) оставить оспариваемое решение без изменения, а заявление без удовлетворения (ч. 2, ч. 3 ст. 211 АПК РФ).

Перечень полномочий суда по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренный в КоАП, значительно шире. В соответствии с ним суд вправе вынести одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными органом, должностным лицом (ст. 30.7 КоАП).

Поскольку указанная норма является специальной, то при вынесении решения по делу по жалобе на постановление административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен учитывать ее содержание.

Пленум ВАС РФ дал соответствующие разъяснения судам по вопросам реализации их полномочий, предусмотренных ст. 211 АПК РФ и ст. 30.7 КоАП.

Так, в п. 16 Постановления N 2 от 27 января 2003 г. внимание судов обращено на то, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП).

При этом суду необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 30.7 КоАП, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 г.).

В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено (п. 9 Постановления Пленума N 10 от 2 июня 2004 г.).

Основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа является нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при условии если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

В Постановлении Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г. обращается внимание судов на специфику рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществленного определенного вида деятельности, дел об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителя (п. п. 20, 21).

Решение арбитражного суда по делам рассматриваемой категории может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок со дня его принятия.

Если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

В случае оспаривания постановления административного органа о привлечении к административной ответственности и принятия арбитражным судом решения об отказе в удовлетворении требования заявителя соответствующее постановление вступает в законную силу одновременно с вступлением в законную силу указанного решения арбитражного суда, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

 

                5. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

 

Общая характеристика. Данная категория дел и по ранее действовавшему арбитражному процессуальному законодательству была подведомственна арбитражному суду.

Данная категория дел не должна рассматриваться в арбитражных судах, поскольку в таких делах отсутствует спор о праве.

Если же законом установлена судебная подведомственность, то указанные дела должны рассматриваться в исковом производстве.

Под обязательными платежами понимаются установленные Налоговым кодексом РФ налоги и сборы. Понятие налога и сбора дано в ст. 8 НК РФ, виды налогов и сборов - в ст. 12 НК РФ.

В случае, когда налогоплательщик не уплачивает в установленный законом срок сумму налога или сумму сбора, образуется недоимка (ст. 11 НК РФ), которая и подлежит взысканию налоговым органом. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном и в судебном порядке (ст. ст. 45, 46, 47 НК РФ).

Под санкцией понимается в первую очередь налоговая санкция, которая является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (ст. 114 НК РФ).

Заявителями могут быть налоговые органы (в большинстве случаев), органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы (ст. 45 НК РФ), органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции.

В качестве примеров можно привести следующие:

заявления инспекций Министерства по налогам и сборам о взыскании недоимок по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, подоходному налогу, о взыскании суммы налога с продаж за определенный период времени, о взыскании штрафа за нарушение постановки на учет в налоговом органе, о взыскании штрафа за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, о взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации;

заявления отделений Пенсионного фонда о взыскании пеней за задержку исполнения платежных документов по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

заявления фонда обязательного медицинского страхования о взыскании недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование;

заявления иных органов, осуществляющих контрольные функции, например лесхоза о взыскании лесных податей.

Указанные выше органы вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Под иным порядком понимается бесспорный порядок взыскания.

Возбуждение производства по делу. Заявление подается в арбитражный суд, если требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке не было исполнено или был пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В заявлении, помимо общих требований, необходимо также указать:

наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающего уплату платежа;

сведения о направлении требования платежа в добровольном порядке.

Документ, подтверждающий направление заявителем такого требования, должен быть приложен к заявлению.

Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение дела о взыскании обязательных платежей и санкций производится судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается законом на заявителя.

Арбитражный суд в случае непредставления заявителем доказательств по делу, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, вправе истребовать их по своей инициативе.

При рассмотрении дела суд устанавливает:

имеются ли основания для взыскания суммы задолженности;

полномочия органа, обратившегося с заявлением о взыскании;

проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Суд также выясняет наличие обстоятельств, исключающих привлечение лица к налоговой ответственности. В частности, судом проверяется соблюдение давностных сроков, установленных НК РФ, применительно к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113) и ко взысканию налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

Если арбитражным судом удовлетворяется требование заявителя о взыскании обязательных платежей и санкций, то в резолютивной части решения указывается:

наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его местонахождение или место жительства, сведения о государственной регистрации;

общий размер подлежащей взысканию денежной суммы, с определенной отдельно от основной задолженности и санкции.

Решение арбитражного суда о взыскании обязательных платежей и санкций может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке в сроки, установленные законом для подачи апелляционной и кассационной жалоб.

 

Информация о работе Курс лекций по "Арбитражному процессу"