Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:44, курс лекций
Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.
Предисловие
Лекция 1.Предмет, система и источники арбитражного процессуального права
Лекция 2.Понятие и принципы арбитражного процесса
Лекция 3.Арбитражные процессуальные правоотношения
Лекция 4.Подведомственность и подсудность
Лекция 5.Субъекты арбитражного процесса. Судебное представительство
Лекция 6. Судебные расходы, штрафы. Процессуальные сроки
Лекция 7.Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
Лекция 8.Иск в арбитражном процессе
Лекция 9.Возбуждение дела в арбитражном суде и подготовка дела к судебному разбирательству
Лекция 10.Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
Лекция 11.Судебные постановления
Лекция 12.Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Лекция 13.Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Лекция 14.Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)
Лекция 15.Упрощенное производство
Лекция 16.Производство в суде апелляционной инстанции
Лекция 17.Производство в суде кассационной инстанции
Лекция 18. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Лекция 19.Производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов
Лекция 20.Производство по делам об исполнении актов арбитражных судов
Лекция 21.Производство по делам, связанным с третейскими судами
По всем вопросам разъяснения решения, исправления описок, опечаток, арифметических ошибок арбитражный суд выносит определение в 10-дневный срок со дня поступления заявления в суд, которое может быть обжаловано (ч. ч. 3, 4 ст. 179 АПК РФ).
4. Определения арбитражного суда
Определения арбитражного суда - это постановления, которые не разрешают спора сторон по существу, в отличие от решения. Определения арбитражного суда разрешают отдельные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, его появления, движения и прекращения.
Арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных действующим АПК, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства.
Определения арбитражного суда различаются по своему характеру и последствиям. От определений, выносимых в процессе рассмотрения дела, следует отличать определения, которыми завершается рассмотрение спора без вынесения решения по существу. Это определения о прекращении производства по делу и об оставлении заявления без рассмотрения (гл. 17, 18 АПК РФ). С вынесением этих определений процесс прекращается без рассмотрения дела по существу. Это и есть форма окончания процесса без вынесения решения. Отличие названных определений от всех остальных состоит в том, что, будучи пресекательными, они препятствуют дальнейшему движению дела, являясь единственными определениями, выносимыми по делу, имея значение судебного решения. Закон указывает, что арбитражный суд выносит определение в виде отдельного судебного акта в письменной форме или в виде протокольного определения. Определение в виде отдельного судебного акта арбитражный суд выносит во всех случаях, если АПК РФ предусмотрена возможность обжалования определения отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
Так, например, определение арбитражного суда об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска может быть обжаловано. Может быть обжаловано определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения вопроса об обращении решения к немедленному исполнению (ч. 5 ст. 182 АПК РФ).
Определение в виде отдельного судебного акта арбитражный суд выносит в условиях, обеспечивающих тайну совещательной комнаты судей, по правилам, установленным для принятия решения. Протокольные определения могут быть вынесены арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания. В том случае, если дело рассматривается в коллегиальном составе, то судьи совещаются по вопросам, связанным с вынесением такого определения, на месте, в зале судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания. В протокольном определении должны быть указаны вопросы, по которым выносится определение, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и вывод по результатам рассмотрения дела (ст. 185 АПК РФ).
Определения арбитражного суда по их содержанию, по целевой направленности могут подразделяться на виды.
Подготовительные определения выносятся до рассмотрения дела по существу и разрешения его в судебном заседании. Этими определениями разрешаются частные вопросы процессуального характера, возникающие при возбуждении дела, предъявлении иска и подготовке материалов дела к судебному разбирательству, принятии дела к производству и т.д. При подготовке дела к судебному разбирательству многочисленные действия судьи могут быть реализованы в виде целого ряда определений о привлечении в процесс в качестве другого ответчика, о привлечении в процесс в качестве третьего лица, об истребовании необходимых доказательств и др.
В стадии разрешения дела по существу арбитражный суд выносит определения, способствующие вынесению законного и обоснованного решения, которые направлены на защиту прав и законных интересов сторон и помогают ходу процесса и его движению. К ним относятся определения об отложении производства по делу, о приостановлении производства по делу (ст. 147 АПК РФ), о заключении мирового соглашения (ч. 5 ст. 141 АПК РФ), об истребовании необходимых доказательств (гл. 14 АПК РФ) и др.
Имеются определения, которые выносятся уже после рассмотрения дела по существу. К ним относятся, в частности, определения об исправлении недостатков арбитражного решения (ч. 4 ст. 179 АПК РФ); определения, направленные на обеспечение исполнения решения суда.
Большинство определений, выносимых по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, при рассмотрении дела в судебном заседании, суд вправе вынести без оформления в виде отдельного процессуального документа. В этом случае определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания. В определении указывается вопрос, по которому оно выносится, и мотивация.
Копии определения направляются в 5-дневный срок со дня вынесения определения, если не установлен иной срок (ч. 2 ст. 186 АПК РФ).
Определение арбитражного суда по своей структуре аналогично решению. Оно состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В определении, выносимом в виде отдельного акта, должны быть указаны наименование арбитражного суда, наименование и номер дела, дата и место вынесения определения, состав суда, предмет спора; наименования лиц, участвующих в деле; вопрос, по которому выносится определение; мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты; вывод по результатам рассмотрения судом вопроса; порядок и срок обжалования определения (ст. 185 АПК РФ), если оно подлежит обжалованию.
Копии определения, вынесенного по делу, направляются лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются им под расписку (ч. 1 ст. 186 АПК РФ).
Особенностью является то обстоятельство, что определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено действующим АПК РФ или арбитражным судом.
Определение арбитражного суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в случаях, если в соответствии с АПК РФ предусмотрено обжалование этого определения, а также если это определение препятствует дальнейшему движению дела.
В отношении определения, обжалование которого не предусмотрено АПК РФ, а также в отношении протокольного определения могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Жалоба на определение подается в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения, если иной срок не установлен действующим АПК РФ (ст. 188).
Лекция 12
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
2. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании нормативных правовых актов
3. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
5. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций
1. Общая характеристика дел, возникающих из
административных и иных публичных правоотношений
Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела:
об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 23 АПК РФ);
об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ);
об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ);
о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ);
другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений".
Концентрация в АПК РФ правовых норм, регулирующих производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в самостоятельный раздел свидетельствует о появлении в арбитражном процессе нового вида судопроизводства.
Ряд ученых отстаивают точку зрения, согласно которой нет необходимости выделять в самостоятельный вид производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, поскольку отсутствуют существенные отличия от искового производства, а имеющиеся в данных категориях дел процессуальные особенности не носят принципиального характера.
Другие ученые, напротив, полагают, что имеются все необходимые признаки, свидетельствующие о самостоятельности этого вида судопроизводства, а именно:
в отличие от искового производства в производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, отсутствует спор о праве. При рассмотрении дел данной категории суд не разрешает спора о праве, а осуществляет судебный контроль за законностью действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и иных органов, должностных лиц;
участникам конституционных, административных, финансовых, налоговых правоотношений свойственны отношения власти и подчинения, поскольку, с одной стороны, в них выступают орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой - гражданин или организация, таких полномочий не имеющие;
возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования или оспаривания, т.е. подачей жалобы или заявления;
лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.
При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, по мнению ученых, выступающих за самостоятельность данного вида судопроизводства, не могут применяться некоторые категории искового производства, как-то: мировое соглашение, увеличение или уменьшение исковых требований, отказ от иска, изменение предмета или основания иска, признание иска, встречный иск (встречная жалоба).
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными АПК РФ.
Особенности, характеризующие порядок рассмотрения дел административного судопроизводства, определены не только в главах 22 - 26 АПК РФ, но и в других главах Кодекса.
В главе об основных положениях определена форма обращения в арбитражный суд по делам, возникающим из публичных правоотношений, именуемая заявлением (ст. 4 АПК РФ).
В главе о составе арбитражного суда закреплено правило о рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, дел, относящихся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ коллегиальным составом суда (ст. 17 АПК РФ).
В главе о компетенции арбитражных судов определена подведомственность рассматриваемой категории дел (ст. 29 АПК РФ) и установлена подсудность Высшему Арбитражному Суду РФ дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти; дел об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону. Оспариваемые нормативные и ненормативные правовые акты должны затрагивать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34 АПК).
В главе о лицах, участвующих в деле, и иных участниках арбитражного процесса установлено правило, в соответствии с которым государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 53 АПК РФ). Под публичными интересами понимаются государственные и общественные интересы.