Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:44, курс лекций
Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.
Предисловие
Лекция 1.Предмет, система и источники арбитражного процессуального права
Лекция 2.Понятие и принципы арбитражного процесса
Лекция 3.Арбитражные процессуальные правоотношения
Лекция 4.Подведомственность и подсудность
Лекция 5.Субъекты арбитражного процесса. Судебное представительство
Лекция 6. Судебные расходы, штрафы. Процессуальные сроки
Лекция 7.Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
Лекция 8.Иск в арбитражном процессе
Лекция 9.Возбуждение дела в арбитражном суде и подготовка дела к судебному разбирательству
Лекция 10.Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
Лекция 11.Судебные постановления
Лекция 12.Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Лекция 13.Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Лекция 14.Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)
Лекция 15.Упрощенное производство
Лекция 16.Производство в суде апелляционной инстанции
Лекция 17.Производство в суде кассационной инстанции
Лекция 18. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Лекция 19.Производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов
Лекция 20.Производство по делам об исполнении актов арбитражных судов
Лекция 21.Производство по делам, связанным с третейскими судами
Не могут быть объектом рассмотрения арбитражного суда акты проверок, ревизий, резолюции, указания и т.п.
Помимо ненормативных актов арбитражными судами рассматриваются заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, нарушающих права и интересы участников экономической деятельности.
В частности, арбитражные суды рассматривают дела:
по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
по спорам об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
об оспаривании решений инспекций МНС о привлечении к налоговой ответственности;
о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц инспекции МНС;
об оспаривании постановлений и действий судебных приставов-исполнителей;
о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;
по спорам, связанным с применением контрольно-кассовых аппаратов;
иные споры.
Преобладающими в рассматриваемой категории дел являются налоговые споры. В 2003 г. с участием налоговых органов арбитражными судами было рассмотрено 444804 споров, возникающих из административных правоотношений, что составило 51,2% от общего количества рассмотренных дел.
Возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя или отказа в их совершении предусмотрена ст. 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" и ч. 1 ст. 329 АПК РФ.
Заявления по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе споры об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи, рассматриваются арбитражными судами в порядке искового производства.
Возбуждение производства по делу. Дела рассматриваемой категории возбуждаются подачей заявления.
Обжалование в арбитражный суд ненормативных правовых актов, действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возможно при соблюдении следующих условий:
действия (бездействие), решения перечисленных выше лиц, по мнению заинтересованных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
рассмотрение данной категории дел в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление при соблюдении указанных выше условий может быть подано как непосредственно организацией, гражданином - индивидуальным предпринимателем, так и прокурором, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами. Обращение прокурора, государственных и иных органов осуществляется в защиту государственных и общественных интересов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Если установленный в законе срок на обжалование пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен арбитражным судом.
Заявление подается в письменной форме, содержание заявления должно отвечать некоторым общим требованиям, предъявляемым законом к исковому заявлению, и специальным требованиям, предъявляемым законом непосредственно к заявлению об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц.
В соответствии с законом в заявлении должно быть указано:
наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
наименование заявителя, его местонахождение; если заинтересованным лицом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
наименование государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый ненормативный правовой акт, совершивших оспариваемые действия (бездействие);
название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием (бездействием);
законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение, действие (бездействие);
требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо также указать сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
По ходатайству заявителя действие оспариваемого акта, решения может быть приостановлено арбитражным судом.
К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого акта, решения, а также документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления.
К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.
По делам о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговому органу необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. В соответствии со ст. 104 НК РФ, прежде чем обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с лица налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом, налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
К заявлению налоговый орган должен приложить документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Если заявление об оспаривании ненормативного акта, решения, действия (бездействия) отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему АПК РФ, то оно принимается судом. В противном случае заявление оставляется без рассмотрения, что не лишает заинтересованное лицо права обратиться в арбитражный суд с заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляется по правилам искового производства с учетом особенностей.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц рассматриваются судьей единолично.
Рассмотрение данных дел осуществляется в срок, не превышающий двух месяцев, а дел об обжаловании действий (бездействия), решений судебного пристава-исполнителя - в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления. В эти сроки включается и срок на подготовку дела к судебному разбирательству.
Суд может признать обязательной явку в суд представителей государственных органов и должностных лиц и вызвать их в судебное заседание. При неявке указанных лиц в судебное заседание суд вправе применить штрафные санкции в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Наложенный судом штраф взыскивается из личных средств этих должностных лиц в доход федерального бюджета (ст. 119, ч. 3 ст. 194 АПК).
При рассмотрении данной категории дел специфически действует принцип состязательности:
обязанность доказать соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону или иным нормативным правовым актам, законность принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение, совершили действие либо допустили бездействие;
в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может их истребовать по своей инициативе.
Решение, принимаемое арбитражным судом по делам рассматриваемой категории, должно отвечать как общим, так и специальным требованиям, установленным в законе.
В решении по делу арбитражный суд должен четко указать, соответствует ли закону или иным нормативным правовым актам оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) и были ли нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае признания оспоренного акта, решения, действия (бездействия) незаконными, арбитражный суд должен в резолютивной части решения указать на это и обязать соответствующий орган, должностное лицо в установленный судом срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения или каким-либо иным образом.
В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органами или лицами об исполнении решения.
Решение суда по рассматриваемой категории дел подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Признанный судом недействительным полностью или в части ненормативный правовой акт не подлежит применению со дня принятия об этом судебного решения.
Поскольку в законе не установлены особенности, связанные с обжалованием решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в отличие от дел об оспаривании нормативных правовых актов), то данное решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном, а затем кассационном порядке.
4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Общая характеристика. Арбитражным судам подведомственна новая категория дел - об административных правонарушениях. Арбитражный суд рассматривает такие дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г.
По некоторым вопросам применения норм КоАП Пленумом ВАС РФ были даны разъяснения, изложенные в соответствующих постановлениях. Среди них - Постановление N 2 от 27 января 2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановление N 16 от 31 июля 2003 г. "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин", Постановление N 10 от 2 июня 2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Согласно нормам КоАП арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности (абз. 3 ч. 3 ст. 23.1) и дела об обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 30.1).
В первом случае арбитражные суды действуют в качестве судов первой инстанции, т.е. рассматривают дело по существу, во втором случае - в качестве судов проверочной инстанции, осуществляя проверку решения соответствующего административного органа о привлечении лица к административной ответственности.
Как отмечал О.В. Бойков, подведомственность арбитражным судам административных дел, рассматриваемых в порядке обжалования постановлений иных органов, определена по традиционному субъектному признаку: постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд. Разграничение же подведомственности дел об административных правонарушениях, рассматриваемых непосредственно судьями, осуществляется главным образом по содержательному признаку, а именно по характеру правонарушения. Поскольку указанный критерий носит оценочный характер, то распределение составов правонарушений между судебными юрисдикциями имеет в ряде случаев достаточно произвольный характер.