Совершенствование работы туристической фирмы в кризисный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение влияния кризисных ситуаций на сферу туризма, и способность данной индустрии преодолеть такого рода препятствия.
Задачи, которые будут выполнены в данной курсовой работе:
1) Рассмотреть теоретические особенности управления предприятием в условиях кризиса.
2) Изучить влияние финансового кризиса на туристскую индустрию.
3) Выявить основные проблемы турбизнеса, возникшие в связи с кризисом.
4) Рассмотреть на примере специфику работы турфирмы.
5) Предоставить руководство по действию в кризисных ситуациях, для турфирм.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Влияние мирового финансового кризиса на туризм. 7
1.1 Некоторые особенности управления предприятием в условиях кризиса. 7
1.2 Влияние мирового финансового кризиса на туризм в 2009 году. 12
1.3 Проблемы которые принес кризис туризму. 16
Глава 2 Характеристика ООО «Спутник - Гермес». 24
2.1 История и перспективы ООО «Спутник - Гермес» 24
2.2 Внутренняя структура фирмы. 28
2.3. Анализ внутреннего и внешнего имиджа организации. 29
2.4. Конкуренция на рынках сбыта услуг. 30
2.5 Финансовый план и анализ основных финансово – экономических показателей ООО «Спутник - Гермес». 32
Глава 3. Совершенствование работы туристической фирмы в кризисный период. 38
3.1 Организация маркетинговых коммуникаций. 38
3.2 Применение стратегических наборов для обеспечения стабильности прибыли в период сезонных колебаний спроса. 44
3.3 Рекомендации по работе с персоналом. 47
3.4. Рекомендации по совершенствованию деятельности турфирмы в кризисный период. 50
3.5 Пути совершенствования ценовой стратегии фирмы. 57
Заключение. 59
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 219.52 Кб (Скачать)

Таким образом, деятельность менеджера при реализации антикризисной программы в соответствии с нетрадиционным подходом заключается  в решении следующих задач:                                                                                                                                              1. приведение ресурсов в соответствие с целью реализуемой антикризисной стратегии (включает в себя активацию скрытого потенциала предприятия);                       2. доведение новой стратегии и ее целей до понимания сотрудников предприятия, что позволит более активно вовлекать их в процесс реализации избранной антикризисной стратегии;                                                                                                   3. принятие решений по поводу организационной структуры;                                             4. разработка антикризисной программы, ориентированной на достижение поставленных целей.

Мы рассматриваем кризис как одну из стадий развития предприятия в полном соответствии с определением кризиса, данным Эндрю Гроувом, и, следовательно, предполагаем, что необходимость в разработке антикризисной программы возникает на каждом предприятии в условиях рынка с определенной периодичностью. Банкротство же может наступить только в том случае, когда предприятие неадекватно или несвоевременно применит антикризисную программу, то есть не воспользуется возможностями, предоставляемыми кризисом для обновления.

После выбора стратегии  антикризисного управления необходимо определить составляющие антикризисной  программы и составить оперативный  план ее реализации, выявить точки  контроля и осуществления управленческих воздействий, то есть разработать антикризисную  программу предприятия.

Разработка антикризисной  программы начинается в проведения количественного и качественного  анализа деятельности предприятия. Используемые при этом количественные индикаторы достаточно четко определены нормативными документами, требующими проведения комплексного системного анализа, что позволяет провести количественную диагностику силами самого предприятия. Качественную диагностику силами предприятия  провести зачастую очень сложно. Это  вызвано тем, что, помимо непредвзятого  взгляда на предприятие и его  проблемы, необходима еще и очень  высокая квалификация специалистов-экспертов  в области антикризисного управления, а также знание чужого опыта; как  показывает практика, специалистов такого уровня на предприятии может быть недостаточно или не быть вовсе. Сам  по себе качественный анализ предполагает использование известных методов  диагностики: комплексной диагностики  предприятия и всех его подсистем  управления на основе финансового анализа, SWOT-анализа, анализа управленческой среды и возможностей управленческого  персонала. Избранный комплекс методик  анализа должен предусматривать:                                                                1. анализ стратегической позиции предприятия;                                                                      2. анализ организационно-производственной структуры;                                                           3. анализ системы управления;                                                                                              4. анализ системы управления персоналом, в т.ч. системы оплаты труда и кадровой политики;                                                                                                                                        5. анализ социально-психологической среды.

В общем случае анализ состояния предприятия проводится по трем основным направлениям:                                                                                                                                 1) анализ технической системы;                                                                                                  2) анализ политической системы;                                                                                                  3) анализ культурной системы.

В данном случае под технической системой подразумеваются: предметная область деятельности предприятия, структура управления, нормативно определенные методы и средства управления и т.п. Под политической системой понимаются власть в организации, методы распределения  ресурсов и вознаграждения, а под  культурной системой – состояние  организационной культуры на предприятии.

Следующим этапом разработки антикризисной программы  является избрание стратегии антикризисного управления в зависимости от внутренних и внешних факторов, воздействующих на предприятие и его деятельность. На этом же этапе определяются цели предприятия и цели его реформирования.

Когда стратегия  вывода предприятия из кризиса определена, как и цели предприятия, для создания эффективной антикризисной программы  необходимо разработать корпоративную, деловую и функциональную стратегии. Корпоративная стратегия включает в себя определение видов деятельности, которыми предприятие предполагает заниматься, отказ от убыточных или  бесперспективных видов деятельности, принятие принципиальных решений по поводу увеличения капитала и источников его формирования, определение характера  отношений с потребителями, конкурентной политики, схемы распределения инвестиций. Деловая стратегия предприятия  разрабатывается с целью выявления  способов достижения конкурентных преимуществ  в выбранных видах деятельности и стратегических зонах хозяйствования. И, наконец, самой конкретной частью формирования антикризисной стратегии предприятия является разработка функциональных стратегий. В блок функциональных стратегий входят: стратегия маркетинга, стратегия технического развития, стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, стратегия инвестирования, стратегия развития человеческих ресурсов, стратегия развития производства и финансовая стратегия. Ведущей для предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, должна являться маркетинговая стратегия.

Завершающей стадией  разработки антикризисной программы  является разработка плана ведения  бизнеса в условиях кризиса, представляющего  собой комплекс задач и мероприятий, обеспечивающих реализацию антикризисной  стратегии. Указанный план должен иметь  несколько разделов, включающих в  себя различные подразделы, а именно:                                                                                                                                          1. маркетинг и программа продаж;                                                                                               2. инвестиционная программа;                                                                                                     3. технология и производство;                                                                                                    4. персонал (кадровое обеспечение);                                                                                             5. организационное проектирование;                                                                                              6. финансовое обеспечение.

Таким образом, это оперативный план по выводу предприятия  из кризисного состояния, в котором  оно оказалось в силу объективных  и субъективных, внутренних и внешних  причин. При этом необходимо избегать типичной ошибки, совершаемой в ходе реализации антикризисной программы, а именно применения несистемного подхода  к ее разработке и реализации. В  этом случае предприятие вместо того, чтобы проводить комплексные  изменения, сосредотачивается на какой-либо одной области своей деятельности или на каком-либо одном разделе  составленного плана вывода из кризиса. Однако очевидно, что проектная эффективность  программы будет достигнута только в том случае, если все заложенные в нее меры станут приниматься  в указанные сроки. В противном  случае может возникнуть ситуация, когда изменения, происходящие в  «забытых» видах деятельности предприятия, окажутся необратимыми и реализация антикризисных мер будет бесполезна.

Проведение антикризисных  мероприятий создает определенное напряжение в атмосфере предприятия, и затягивать данный процесс весьма опасно. Опыт показывает, что 12 месяцев (именно этот период определен в  руководящих документах антикризисных  управляющих как критический) вполне достаточно для того, чтобы задекларированные  идеи превратились в первую действующую  версию обновленных процессов. Большие  временные затраты приводят к  тому, что сотрудники начинают думать, что антикризисная программа  – очередная серия бессмысленных  преобразований, неуместная в условиях нестабильности, и соответственно перестают  уделять должное внимание ее реализации.

1.2 Влияние мирового финансового кризиса на туризм в 2009 году.

 

На развитие туризма сегодня влияют следующие  факторы. Во-первых, мировой финансовый кризис, который отразился во всех сферах жизни. Не стала исключением  и туротрасль. Путешествия – далеко не первая необходимость и потребность  человека, значит, и отказаться от них  не так уж сложно. В первую очередь  кризис ударит по среднему классу, ведь именно он всегда составлял основную прослойку активно путешествующих. Массовый туризм так же не мало пострадает от кризиса. Уже цены на дальние направления  выросли на 10-40% по сравнению с  прошлым годом. И все из-за удорожания стоимости перелета. Если в прошлом  году в Бангкок, например, можно было улететь за $500, то сейчас место в  эконом классе стоит не менее $1100. В  среднем на дальних направлениях дешевые туры подорожали в 2 раза и  более, в дорогих сегментах удорожание составило 15-20% 2.

Деловой сегмент  туротрасли также понесет потери. Можно согласится с мнением Алексея  Крылова, руководителя комиссии по законодательству Ассоциации Туроператоров России (АТОР), который пишет: "Число бизнес-туристов будет уменьшаться, что напрямую связано с сокращением персонала во многих компаниях. Труднее всего придется сегменту корпоративного отдыха.3

Вторым фактором, определяющим, положение сегодняшнего туризма, являются законопроекты, которые  могут быть приняты правительством в ближайшее время. В России могут принять законопроекты, способные практически уничтожить туристский рынок 4. Особенно в свете наступившего финансового кризиса. В государственной думе обсуждаются поправки к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в РФ". Это касается фингарантий, а точнее их увеличения, для туроператоров до 100 или 150 млн. рублей. Сейчас все еще идут споры о размере фингарантий, в просторечии ФИГов, и если они будут увеличены в 10-15 раз, то это возможно приведет не к укреплению рынка за счет того, что мелкие и средние турфирмы, для которых, предлагаемые ФИГи немыслимы, уйдут с рынка, а его монополизации. Монополизация приведет к падению конкуренции. А последнее в свою очередь приведет к взвинчиванию цен, которые и так будут расти в условиях кризиса. Кроме того, Ростуризм может получить право исключать из Единого Федерального реестра туроператоров компании, проигравшие два судебных спора с клиентами. И если первое новшество уберет с рынка мелкие и средние турфирмы, то второе ударит по крупным операторам, которым предъявляют десятки исков в год и без нарушений закона.

В-третьих, международные  отношения. Они оказывают огромное влияние на туризм. Примером тому служит Таиланд, в двух крупнейших аэропортах которого, блокированных местной  оппозицией, застряли десятки тысячи иностранных туристов. Это стало настоящей головной болью и для российских туроператоров. Проблему разрешил Конституционный суд этой страны, освободив от должности действовавшего премьера. После чего удовлетворенные решением КС оппозиционеры освободили аэропорты. В самые "горячие" дни политического продажа туров на таиландском направлении практически прекратилась, сейчас их реализация возобновляется.

Туротрасль –  одна из самых чувствительных к разного  рода катаклизмам и стрессам. И  влияние на нее вышеперечисленных  факторов – тому пример. Если так  будет продолжаться, то вырисовывается не совсем оптимистичное будущее  туротрасли. Хотя если правительство  и туроператоры примут правильное для  развития туризма решение, то все  будет не так уж плохо. Остается ждать  конца кризиса, решений правительства  и реагирования на это туротрасли.

Российские туроператоры признали, что финансовый кризис повлиял  на их деятельность. В результате кризиса  резко упал спрос на туристские услуги - в общей сложности на 30%, поскольку  люди в условиях кризиса боятся тратить  деньги на поездки.

Негативные последствия  финансового кризиса для туристской отрасли некоторые эксперты сравнивают с дефолтом в 1998 году. В то время  тоже снизился турпоток, но тогда количество туристов уменьшилось незначительно. Ведь была девальвация, цена путевок  уменьшилась, сейчас же этого не произойдет. Путевки, авиа - и железнодорожные  билеты останутся дорогими, так как  объективных причин для снижения цен нет, а вот денег у предприятий  и граждан станет меньше. Основу стоимости авиабилетов составляют затраты на авиатопливо, а цены хоть немного и упали в последнее  время, но остались по-прежнему достаточно высокими. Отдых на Байкале будет  таким же дорогим для москвичей, как, к примеру, поездка в Турцию или Египет. Это объясняется просто. Себестоимость турпутевки, которую  составляет завышенная плата за аренду земли, затраты на содержание и благоустройство  турбаз, транспортные расходы –  по-прежнему останется высокой, это  не зависит от туроператоров.

Кстати, если вследствие кризиса 98-го многие россияне, решившие отказаться от зарубежных поездок, переориентировались  на путешествия по России, то теперь это вряд ли произойдет, поскольку внутренние туры по цене зачастую равны, а то даже и дороже зарубежных.

Информация о работе Совершенствование работы туристической фирмы в кризисный период