Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.

Работа содержит 1 файл

ответы по анатомии.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Конечным результатом восприятия раздражителя является организация эффекторного управляющего сигнала, реализующегося, как правило, в движении. Специфические сенсорные системы перерабатывают информацию о раздражителях, после чего она поступает к различным исполнительным структурам мозга. Двигательная система, также как и сенсорные системы, обладает многоуровневой организацией и обеспечивает последовательную переработку управляющего движением сигнала: от моторной коры до мышечного сокращения по команде спинальных мотонейронов. Хотя сенсорные и двигательная системы в принципе, независимы друг от друга и могут работать изолированно, очень редко ощущение не сопровождается двигательной реакцией. Неразрывная связь ощущения и движения четко определена И.М.Сеченовым, который в "Рефлексах головного мозга" (1863) показал, что без внешнего чувственного раздражения невозможна психическая деятельность и ее объективное выражение — мышечное движение.

Движения бывают непроизвольными — рефлекторными и произвольными — целенаправленными. Непроизвольные движения входят в систему обеспечения безусловных рефлексов, непроизвольные и произвольные движения совместно обеспечивают условные рефлексы, вырабатываемые на различные раздражители.

 

43. Спинной мозг. Центральная  нервная система. Периферическая  нервная система. Рефлекс. Рефлекторная  дуга.

Спинной мозг находится в позвоночном  канале и представляет собой несколько  сплющенный в передне-заднем направлении тяж длиной 41—45 см и толщиной около 1 см. Передней и задней продольными бороздами он делится на две симметричные половины. Внутри находится полость — спинномозговой канал, заполненный жидкостью. Спинной мозг покрыт тремя оболочками: наружной — твердой, средней — паутинной и внутренней — сосудистой.

Спинной мозг начинается от продолговатого мозга и заканчивается в поясничном отделе, на уровне второго поясничного позвонка. Соответственно числу позвонков его делят на сегменты (всего 31). Функции спинного мозга — рефлекторная и проводниковая. В спинном мозге замыкается значительное количество рефлекторных дуг, благодаря которым регулируются как соматические, так и вегетативные функции организма.

Рис. Схема строения спинного мозга человека (поперечный разрез):

1 — передний корешок спинномозгового нерва, 2 — спинномозговой нерв* 3 — спинномозговой узел, 4 — задний корешок спинномозгового нерва, 5 — задняя продольная борозда, 6 — спинномозговой канал, 7 — белое вещество, 8 — серое вещество, 9 — передняя продольная борозда

Нервная система человека представлена головным и спинным мозгом (центральная  нервная система); Спинномозговым и  черепными узлами и перифирическими нервами (периферическая нервная система). Нервная система обеспечивает восприятие раздражений, падающих на организм (чувствительное звено), анализ и переработку поступающей информации (центральное звено) и ответную реакцию в виде возбуждения органов или их систем вплоть до возникновения целостных поведенческих актов (эффекторное, или двигательное, звено).

Нервная система осуществляет регуляцию и интеграцию всех функций  на разных уровнях – от клетки до целого организма. Благодаря этому происходит поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз) и приспособление его как единого целого к изменяющимся условиям внешней среды.

Согласованное чередование  сокращения и расслабления разных групп  мышц обеспечивается нервной системой и носит рефлекторный характер. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, протекающая при участии нервной системы. Путь, по которому проходят нервные импульсы (возбуждение) от рецепторов к исполнительному органу, называется рефлекторной дугой (См. рис.). Рефлекторная дуга представляет собой совокупность морфологически взаимосвязанных образований, обеспечивающих восприятия, передачу и переработку сигналов, необходимых для реализации рефлекса.

Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев: 1) воспринимающие раздражение рецепторы; 2) центростремительный (чувствительный) нейрон; 3) вставочный нейрон или нервный центр, где происходит анализ и переключение возбуждения с чувствительных клеток на Двигательные; 4) центробежный (двигательный) нейрон; 5) исполнительный орган, отвечающий на раздражение. Рефлекторные дуги сухожильных рефлексов, например коленного, состоят из двух нейронов: чувствительного и двигательного (нет вставочного нейрона).

 

 

Рис. Схема рефлекторной дуги

 

1 — нервное окончание чувствительного волокна, 2 — чувствительное волокно, 3 — спинномозговой узел, 4 — центральная часть чувствительного волокна, 5 — вставочный нейрон, 6 — центробежный нейрон, 7 — двигательное нервное волокно, 8 — нервное окончание в мышце




Информация о работе Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь с другими науками