Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:25, реферат
Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.
Роль гормонов в молоке матери состоит, во-первых, в том, что в условиях незавершенности развития нейроэндокринных механизмов младенца они повышают его адаптационные возможности в новых условиях существования. Во-вторых, эти гормоны необходимы для нормального созревания механизмов мозга. Так, например, дефицит пролактина в материнском молоке нарушает развитие до-фаминергической системы мозга ребенка.
В перинатальный и ранний постнатальный периоды высока потребность развивающегося мозга в анаболических и тиреоидных гормонах, ибо в это время осуществляется синтез белков нервной ткани и идет процесс миелинизации.
Рассмотрим влияние отдельных гормонов на процесс развития детей и подростков. Соматотропный гормон (СТГ) участвует в реакциях иммунологической защиты. Врожденная или приобретенная недостаточность СТГ приводит к замедлению роста детей и гипофизарной карликовости; повышенная продукция СТГ у детей, наоборот – к высокому росту. Тиреотропический гормон (ТТГ) способствует адаптации ребенка к новым условиям, которые являются для него экстремальными. Пролактин (ПРЛ) участвует в формировании половых органов детей, стимулирует рост предстательной железы и семенных пузырьков у мальчиков.
Надпочечники принимают участие в адаптационных реакциях организма с первых дней жизни ребенка. Нарушение функции коры надпочечников у детей не только снижают адаптацию к стрессу, но вызывают и другие последствия: у девочек развиваются вторичные половые признаки, свойственные мужскому типу, ослабевает умственное и физическое развитие.
Гормоны щитовидной железы повышают основной обмен и температуру тела, ускоряют минелинизацию нервных волокон, рост и дифференцировку скелета; они необходимы для ускорения обмена холестерина и других липидов. У новорожденных уровень этих гормонов максимален, что поддерживает интенсивность обменных процессов на высоком уровне. После 10 лет каких-либо различий в активности щитовидной железы не отмечается. В период полового созревания отмечается объем щитовидной железы, особенно у девочек.
В период второго детства (у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек с 8 до 11 лет) выявляются половые различия в размерах и форме тела. Половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируется грудная железа, затем появляются волосы на лобке, а потом в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием грудных желез. Средний возраст развития грудных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет. Средний возраст появления волос на лобке приходится на самый конец периода второго детства.
В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным болгарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется.
В подростковый период продолжается половое созревания, этот период так и называют - пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12 а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествующий период.
У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация. Она обычно начинается после того, как пройден максимум скорости роста тотальных размеров тела.
В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. Продолжается рост яичек и полового члена, особенно в 13—14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются волосы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набухание сосков и появляются волосы в подмышечных впадинах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В 14—15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения семени).
Рис. Расположение желез внутренней секреции (схема).
1 - полушарие большого мозга; 2 – ядра гипоталамуса; 3 – гипофиз; 4 — щитовидная железа; 5 — трахея;
6 — легкое; 7 — перикард; 8 — мозговое вещество надпочечника; 9 — корковое вещество (кора) надпочечника; 10—почка; 11—аорта; 12—мочевой пузырь; 13—яичко; 14—нижняя полая вена; 15—аортальный параганглий; 16—поджелудочная железа; 17—надпочечник; 18—печень; 19—вилочковая железа (тимус);
20—паращитовидная железа; 21—сонный гломус; 22— мозжечок; 23—шишковидное тело (эпифиз); 24—мозолистое тело.
Эндокринная система вместе с нервной системой принимает участие в регуляции жизнедеятельности организма, при этом гормональным влияниям принадлежит ведущая роль. Избыток или недостаток гормонов может вызвать тяжелейшие заболевания детей и подростков. Гипофункция щитовидной железы, например, приводит не только к задержке роста и развития, но и к нарушению психической деятельности.
В начале полового созревания функциональные показатели работы головного мозга обнаруживают регресс, обусловленный гормональной перестройкой и активизацией глубоких структур мозга. Созревание передних отделов коры головного мозга является условием формирования таких психических новообразований, как произвольная регуляция поведения и абстрактное мышление. В раннем онтогенезе правое полушарие развивается с некоторым опережением, в связи с этим его вклад в обеспечение психического развития детей, особенно на ранних этапах онтогенеза, весьма значительны.
Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависят от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы с детьми, у которых замечено отставание в психическом развитии, связанное с нарушениями эндокринной системы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта.
У плода человека количество нейронов Ц НС достигает максимума в первые 20-24 недели внутриутробного развития и остается постоянным до пожилого возраста. После рождения дифференцированные нейроны уже не обладают митотической активностью, тогда как пролиферация глиальных клеток мозга продолжается. Постоянство числа нейронов головного мозга играет основную роль в накоплении и сохранении информации.
Незрелость глиальных клеток обуславливает дефицит защитной и опорной функций для ткани мозга, замедленные обменные процессы в мозге и его низкую электрическую активность, медленное и неэкономичное распространение возбуждения по нервным волокнам (из-за недостаточной миелинизации), а также большую проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).
Во время рождения ребенка его мозг характеризуется низкой чувствительностью к гипоксии, низким метаболизмом и преобладанием в этот период анаэробного пути получения энергии. Относительные величины массы мозга новорожденного и размеров его головы в 4 раза больше, чем у взрослого человека. У плода и новорожденного в связи с низким уровнем тормозных медиаторов в ЦНС легко возникает генерализованное возбуждение даже при очень небольшой силе раздражения. Активность тормозных процессов по мере созревания мозга нарастает.
Процессы возбуждения и торможения можно выявить на ЭЭГ в последней фазе внутриутробного периода, причем раньше в спинном мозге, а затем в коре больших полушарий, вызванные потенциалы в незрелом мозге отличаются от аналогичных в зрелом мозге: низкая амплитуда, удлиненный латентный период, нестабильность формы и даже исчезновение ответа при повторных стимулах. Эти критерии имеют важное практическое значение для определения степени функциональной зрелости мозга ребенка.
Развитие ЦНС во внутриутробном периоде, в основном, регулируется генетическими факторами. После рождения решающую роль в созревании ЦНС начинают играть факторы внешней среды. Для нормального развития различных центров мозга необходима их стимуляция нервными импульсами от периферических нервов, несущих информацию о внешних воздействиях.
Интенсивность сенсорного потока предопределяет
и онтогенез поведения и
В критические периоды постнатального развития для созревания мозга приток адекватных сенсорных стимулов особенно необходим. У ребенка первого года жизни сенсорные функции развиваются весьма интенсивно. Их высокая активность ускоряет созревание ЦНС. У маленьких детей можно легко выработать тонкие зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные дифференцировки, в то время как у старших детей их получение затруднено.
На развитие ЦНС
оказывают влияние и
В процессе онтогенетического развития головного мозга имеет место усиление межполушарного взаимодействия. У маленьких детей этому способствует бимануальная координация, т.е. сочетанные, целенаправленные движения двумя руками; улучшение межполушар-ных связей обусловлено ускорением миелинизации нервных волокон мозолистого тела мозга.
В первые 4-5 лет жизни происходит быстрое развитие ЦНС: не только резко прирастает масса мозга, но отмечается также интенсивная структурная дифференцировка коры больших полушарий.
В раннем постнатальном периоде вначале образуются вегетативные условные рефлексы (например, пищевой рефлекс начинает вырабатываться со 2-й недели жизни ребенка), затем появляются двигательные и, наконец, речедвигательные условные рефлексы. Скорость образования натуральных условных рефлексов постепенно увеличивается. Искусственные условные рефлексы появляются позже.
Последовательно
развивается у детей центрально
Типологические особенности высшей нервной деятельности у ребенка 6-11 лет обычно не отмечаются, поскольку сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в этот период часто меняется. Подростковый период характеризуется повышением возбудимости ЦНС и ослаблением процессов торможения; ухудшается дифференцирование сигналов, возрастают латентные периоды условных реакций, усиливается иррадиация возбуждения.
В юношеском возрасте
продолжается структурно-функциональное
созревание коры больших полушарий:
усложняется ансамблевая
Головной мозг располагается в мозговой части черепа. Индивидуальные колебания массы головного мозга взрослого человека очень велики — от тысячи до более двух тысяч граммов (наиболее часто — от 1100 до 1700 г), что никак не определяет способности и одаренность человека. Мозг новорожденного весит 330—400 г. Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками. Внутри мозга находятся полости (желудочки) мозга. От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.
Головной мозг состоит из пяти отделов: продолговатого, заднего (мозжечок и варолиев мост), среднего, промежуточного и переднего мозга (см. рис.).
рис. 64 Продольный разрез головного мозга:
1 — продолговатый мозг, 2 — мост, 3 — средний мозг, 4 — промежуточный мозг, 5 • гипофиз, в — мозолистое тело, 7—правое полушарие, в—полушарие мозжечка
Головной мозг — передний отдел центральной нервной системы, обеспечивающий регуляцию жизненных функций организма, материальный субстрат высшей нервной деятельности (поведения). Он регулирует дыхание, кровяное давление и температуру, положение тела, движения, рефлексы, еду и питье, гормональный статус — почти все вегетативные функции организма. С помощью сенсорных систем головной мозг обеспечивает взаимодействие организма с внешним миром и осуществляет контроль внутренней среды. Высшие функции мозга, которые рассматриваются в данной главе, связаны с умственной деятельностью человека — это сенсорное восприятие и целенаправленное движение, обучение и память, эмоции, речь и мышление, бодрствование и сон, и, наконец, сознание, как осознание умственной и (или) физической деятельности.