Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:25, реферат
Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.
Психическое развитие — последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики детей и подростков.
Развитие психики совершается в ходе ее онтогенеза. Ребенок рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включением в жизнь общества и его созидательную деятельность. Постепенно ребенок становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.
В целом психическое развитие совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды, скачки развития. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в психическом развитии.
Основные отличительные
Рост и развитие всех
органов и физиологических
Изменения биологических предпосылок психического развития обусловлены процессами созревания, которые составляют определенную последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, значимых для возникновения и реализации психических функций. Процессы созревания охватывают длительный период онтогенеза и имеют гетерохронный характер, т.е. отдельные структуры и функции в организме ребенка созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Таким образом, до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую физиологическую и психологическую ''архитектуру'', в значительной степени определяющую возможности данного возраста.
Последовательность процессов созревания отражает как общее, так и индивидуальное в развитии ребенка. Индивидуализация касается в первую очередь темпа созревания или скорости возрастных преобразований, которая может входе онтогенеза меняться. Таким образом, ребенок в ходе развития может переживать периоды ускорения или замедления биологического созревания. Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы.
Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание функциональных систем в организме ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное, т.е. гармоничное взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.
В постотальном онтогенезе выделяют три критических периода.
Первый наблюдается с 2 до 3 лет, в период, когда ребенок начинает двигаться активно, особенно ранимой оказывается нервная система и ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению психических заболеваний.
Второй период совпадает с началом школьного обучения и приходится на 6-8 лет. Резко меняется образ жизни ребенка, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность. В этом возрасте происходят существенные изменения в органах и тканях тела, формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвижность и гибкость костей. Крепнут мышцы и связки. (см. воп. 10)
Третий период (пубертатный) связан с изменениями в организме ребенка гормонального баланса; созреванием; перестройкой эндокринной системы. Он приходится на 12-15 лет. Характеризуется ранимой нервной системой, возникновением нервных расстройств. В это время в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.(см. воп. 39)
Рассмотрим, как происходит развитие психики. В целом развитие совершается постепенно, но в нем наблюдаются скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), интеграция – к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности.
Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и др.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Поведенческие критерии критических периодов – трудновоспитуемость, упрямство, негативизм и др.
Реактивность – способность организма отвечать на воздействия адекватной реакцией. Она определяется особенностями его функционального процесса, поэтому на одно и то же воздействие орган не сможет отвечать противоположными реакциями.
Резистентность – устойчивость организма к действиям вредных факторов внешней среды. Она обеспечивается специальными биологическими механизмами, выработанными в процессе эволюции. Резистентность характеризуется устойчивостью ребенка к действию инфекционных факторов, переохлаждению и факторов, травмирующих психику. Такая устойчивость имеет большое значение и связана с гомеостазом – состоянием, относительным динамическим постоянством внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах (например, обеспечение постоянства температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови и др.), которое поддерживается благодаря сложным координационным и регуляторным взаимоотношениям, осуществляемым как на уровне целостного организма, так и на органном, клеточном и молекулярном уровнях.
В этом механизме отчетливо
Адаптация – свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Понятие физиологической адаптации было впервые сформулировано Кеноном как совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятность влияния окружающей среды, направленное на сохранение гомеостаза.
Показано, что любые приспособления реакций в организме осуществляется под контролем центральной нервной системы благодаря формированию специальных функциональных систем адаптации, включающих корковые и подкорковые отделы головного мозга и эндокринной системы. Особое значение формированию защитных реакций организма в условиях стресса отводится и гипофизу и надпочечникам, синтезирующим адаптивные гормоны (адреналин).
Под действием ''стресс'' (напряжение)
понимают неспецифические
Речь, конечно, идет о сильном стрессе, наиболее тяжелая форма которого – шок. При действии раздражителей средней силы происходит развитие ''реакции активности'' – активации защитных систем организма, которая не носит патологический характер, не приводит к истощению. Адаптация организма к слабым по силе воздействиям происходит без элементов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом отмечается постепенное или быстрое повышение резистентности организма.
Рассмотрим
адаптацию детей к новым
Дети с сильной нервной системой обладают большими адаптационными свойствами. Оказалось, что наиболее тяжело идет адаптация детей при их поступлении в ясли в возрасте от 10 мес. до 1 г 3 мес. Более легко идет адаптация детей до 6 мес. и старше 1,5 лет. Резко снижаются адаптационные возможности в критические периоды развития.
Необычные факторы окружающей среды, оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние ребенка, его самочувствие, здоровье называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем ребенка, иногда даже неблагоприятной для здоровья.
Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — отмечаемое за последние 100—150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Этот термин был введен в литературу в 30-е гг. нашего столетия немецким ученым Э. В. Кохом, хотя первые сведения об ускорении соматического развития публиковались уже в прошлом веке. Ретардация развития – замедление развития. В настоящее время термин акселерация употребляется в двух значениях: 1) эпохальная акселерация; 2) внутригрупповая акселерация.
Эпохальная акселерация
Ускорение развития коснулось и двигательной функции. Современные подростки по сравнению с их ровесниками, жившими несколько десятилетий назад, быстрее бегают, дальше прыгают в длину с места, большее число раз подтягиваются. Подобные сдвиги наблюдаются в силе сжатия кисти и других показателях.
Существует много гипотез о причинах акселерации и эпохального сдвига в целом. Предполагаемые причины можно разбить на две группы: внешнесредовые (экзогенные), действующие на каждое новое поколение в течение индивидуальной жизни человека, и эндогенные, связанные с изменением наследственности.