Рефлексы - анатомия и физиология детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Среди учебных дисциплин естественно-научного цикла физиология центральной нервной системы занимает особое место, поскольку именно она интегрирует известные знания об устройстве отдельных нейронов и структур мозга с их деятельностью, основанной на генетически запрограммированных механизмах, позволяющих реализовать готовые врожденные программы, но, в то же время, предоставляющих возможность изменять характер нейронных процессов, приспосабливая его к характеру влияний окружающего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Рефлексы…………………………………………………………………4
1.1.Рефлекс-стереотипная приспособительная реакция………………...4
1.2.Классификация рефлексов…………………………………………….4
1.3.Классификация условных рефлексов………………………………....5
1.4.Рефлекторная дуга……………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………….....13
Список литературы………………………………………………………....14

Работа содержит 1 файл

готов по анатомии реферат.docx

— 33.12 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  Ставропольского края

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Ставропольский государственный  педагогический институт

Психолого-педагогический факультет

 

 

Реферат

по дисциплине «Анатомия и физиология детей и подростков»

на тему:

«Рефлексы»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ПД-1

Бондаренко М.Г.

 

Проверил:

к.псих.н.

Сейфулина Г.В.

 

 

 

Ставрополь, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Рефлексы…………………………………………………………………4

1.1.Рефлекс-стереотипная приспособительная реакция………………...4

1.2.Классификация рефлексов…………………………………………….4

1.3.Классификация условных  рефлексов………………………………....5

1.4.Рефлекторная дуга……………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………….....13

Список литературы………………………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди учебных дисциплин  естественно-научного цикла физиология центральной нервной системы  занимает особое место, поскольку именно она интегрирует известные знания об устройстве отдельных нейронов и  структур мозга с их деятельностью, основанной на генетически запрограммированных  механизмах, позволяющих реализовать  готовые врожденные программы, но, в  то же время, предоставляющих возможность  изменять характер нейронных процессов, приспосабливая его к характеру  влияний окружающего мира.

В современной учебной  физиологической литературе изучаемые  процессы принято рассматривать  одновременно на нескольких уровнях  организации: молекулярном, клеточном, органном и организменном: только при  таком подходе в конечном итоге  может сложиться целостное представление  об изучаемом явлении. В физиологии центральной нервной системы  крайне важным является также выяснение  важнейших принципов ее функционирования, что позволяет преодолевать естественные трудности исследования такого сложного объекта, как человеческий мозг.

В задачи центральной нервной  системы входит как регуляция  важнейших процессов жизнедеятельности  организма, так и организация  поведения, причем и то, и другое нервная система должна постоянно  координировать и приспосабливать  к непрерывно изменяющимся условиям окружающего мира. Решая эти задачи, нервная система тесно взаимодействует  с эндокринной системой, а во многих случаях нервная и эндокринная  регуляции практически интегрируются  в сложных нейроэндокринных механизмах управления.

 

 

 

 

 

 

1.Рефлексы

1.1.Рефлекс-стереотипная приспособительная реакция.

Рефлекс можно определить как закономерную целостную стереотипную реакцию организма на изменения  внешней среды или внутреннего  состояния, которая осуществляется при обязательном участии центральной  нервной системы. Рефлекс обеспечивается объединением афферентных, вставочных и эфферентных нейронов, составляющих рефлекторную дугу.

 

Рефлекс - реакция приспособительная, она всегда направлена на восстановление равновесия, нарушенного меняющимися  условиями среды. Характер рефлекторного  ответа зависит от двух особенностей раздражения: силы стимула и места, на которое он действует. Рефлекторные ответы стереотипны: повторное действие одного и того же раздражителя на один и тот же участок тела сопровождается одним и тем же ответом.

 

1.2.Классификация  рефлексов

В зависимости от происхождения  все рефлексы можно подразделить на врожденные или безусловные и приобретенные или условные. В соответствии с их биологической ролью можно выделить защитные или оборонительные рефлексы, пищевые, половые, ориентировочные и т. д. По локализации рецепторов, воспринимающих действие раздражителя, различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные; по расположению центров - спинномозговые или спинальные, бульбарные ( с центральным звеном в продолговатом мозгу), мезенцефальные, диэнцефальные, мозжечковые, корковые. По различным эфферентным звеньям можно различать соматические и вегетативные рефлексы, а по эффекторным изменениям-мигательные, глотательные, кашлевые, рвотные, и т. д. В зависимости от характера влияния на деятельность эффектора можно говорить о возбуждающих и тормозных рефлексах. В зависимости от того, в каком регионе головного мозга происходит переключение возбуждения с афферентных сенсорных путей на эфферентные , можно различать рефлексы продолговатого, среднего мозга, мозжечка и т. д.

 

1.3.Классификация условных рефлексов

1. По особенностям безусловного  подкрепления или проявления  условного рефлекса:

-по наличию или отсутствию подкрепления условного рефлекса:

положительные (подкрепляемые), "запускающие" какой-либо вид деятельности, функцию и отрицательные (неподкрепляемые), тормозящие какую-либо функцию.

по биологическому значению безусловного рефлекса, на базе которого выработан условный: витальные, зоосоциальные и саморазвития.

- по структуре подкрепляющего  стимула: условные рефлексы 1-го  порядка (вырабатываются на основе  уже выработанного условного  рефлекса); 2-го порядка (вырабатываются  на основе уже выработанного  условного рефлекса 1-го порядка),3-го  порядка и т.д.

2. По особенностям условного  сигнала:

- экстеро- и интероцептивные (висцеральные) условные рефлексы

- натуральные (сигнальный  раздражитель является естественным  признаком безусловного, например, запах - естественный сигнал для  пищи, поэтому условный рефлекс  слюноотделения на запах пищи - натуральный условный рефлекс)  и искусственные (сигнальный раздражитель  случайно сочетается с безусловным,  поэтому условный слюноотделительный  рефлекс на звук звонка искусственный).

- условный рефлекс на  простые и сложные сигнальные  раздражители.

3. По соотношению во времени условного и безусловного раздражителей:

- наличные УР (при совпадении  во времени стимула и подкрепления)

- следовые УР (стимул и подкрепление разделены определенным временным интервалом):

а) совпадающие (подкрепление следует почти сразу за сигналом, интервал менее 5 секунд),

б) отставленные ( интервал между стимулом и подкрепление - 5-30 секунд),

в) запаздывающие ( интервал - более 30 секунд) действует т.н. закон силы. Согласно этому закону, величина условного рефлекса прямо зависит от силы условного раздражителя (сигнального раздражителя).

Основные свойства условных рефлексов.

УР имеют приспособительный  характер.

УР образуются при участии  высших отделов головного мозга, в частности, коры больших полушарий (КБП).

УР приобретаются и  исчезают в течение жизни отельной особи или индивидуума, они не детерминированы генетически и  не передаются по наследству.

4. УР носят сигнальный  характер, т.е. всегда предшествуют  проявлению безусловного рефлекса. Они подготавливают организм  к какой-либо биологически важной  деятельности, осуществляя опережающую  регуляцию функций.

Рассмотрим последовательно  образование условного слюноотделительного  рефлекса на включение лампочки.

При включении лампочки у  животного развивается ориентировочный  рефлекс "Что такое?". Биологическое  значение этого рефлекса состоит  в повышении возбудимости сенсорных  систем для наилучшего восприятия и  оценки действующих на организм раздражителей. Поэтому основными факторами  для возникновения ориентировочного рефлекса являются новизна, неожиданность  и значимость данного раздражителя для организма. В составе ориентировочной  реакции выделяют два процесса:

1) начальная реакция тревоги, "удивления". Она сопровождается  повышением тонуса мышц и фиксированием  позы (затаиванием), а также - генерализованным изменением электрической активности мозга (реакция активации или десинхронизации на ЭЭГ - неспецифическая "настройка");

2) исследовательская реакция  внимания, поворота головы и глаз  в сторону действующего раздражителя. В это время начинается собственно  анализ раздражителя.

Итак, если включить лампочку, произойдет активация как коры в  целом, так и подкорковых и  корковых структур зрительного анализатора. Если далее через какое-то время (5-15 сек.) собаке дать пищу, то произойдет активация пищевого центра на всех уровнях ЦНС, начиная от продолговатого мозга, заканчивая КБП. Под влиянием пищи, действующей на рецепторы языка  и слизистой полости рта, возникает  безусловный рефлекс - слюноотделение. Таким образом, близкое сочетание  во времени сигнального (впоследствии - условного ) и безусловного раздражителей приводит к тому, что на различных уровнях ЦНС формируется очаги возбуждения - представительства данных раздражителей. Итак, имеются два очага возбуждения на всех уровнях ЦНС, в том числе в коре. В коре данные очаги возбуждения называются корковым представительством условного раздражителя (КПУР) и корковым представительством безусловного раздражителя (КПБР). Какой же из этих очагов возбуждения сильнее? Очевидно, что центры пищевого рефлекса в данный момент оказываются более важными, более "сильными", т.е. можно говорить о том, что пищевой центр доминирует .Нейроны доминантного очага в ЦНС обладают повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, способностью куммации, могут "притягивать" к себе иррадиирующее возбуждение от других очагов. В результате взаимодействия доминирующего очага возбуждения (КПБР) и другого очага (в данном случае - КПУР) возбуждение от КПУР распространяется к КПБР. Таким образом, возникает т.н. временная связь. Но возникновение временной связи еще не означает выработку устойчивого условного рефлекса. Для этого необходимо закрепление этой временной связи, ее консолидация. Чтобы сформировалась устойчивая временная связь, необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителей; это приводит к развитию феномена "проторения", когда импульсы от КПУР быстрее и легче проходят по "знакомому" пути к КПБР, реакция на условный раздражитель облегчается и ускоряется.

Таким образом ,вначале только лишь возникает временная связь между КПУР и КПБР, затем она закрепляется и формируется устойчивый условный рефлекс. Рефлекторная дуга этого рефлекса представлена следующими звеньями:

а) афферентное звено УР - это афферентное звено анализатора, воспринимающего действие условного  раздражителя (в нашем примере - это  афферентное звено зрительного  анализатора);

б) центральное звено - объединенное. Оно включает в себя подкорковые  и корковые центры как зрительного ,так и пищевого центра, объединенные устойчивой временной связью;

в) эфферентное звено - идущие от слюноотделительного центра продолговатого мозга нервы к слюнным железам;

г) эффекторы - слюнные железы. Образование самого условного рефлекса обычно проходит две стадии: генерализации  и специализации. На первой стадии - генерализации условно-рефлекторное действие приобретает не только подкрепляемый, условный сигнал, но и сходные с  ним раздражители. Например, у собаки выработали условный слюноотделительный рефлекс на звук с частотой 400 Гц. Подача сигналов 200 или 600 Гц вначале  также будет вызывать выделение  слюны - это и есть генерализация  рефлекса. Затем, если звуки данных частот не подкреплять пищей, а тон 400 Гц. подкреплять, то секреция слюны будет происходить только на звук частотой 400 Гц, а все остальные, сходные по качеству раздражители становятся неэффективными. Произошла, таким образом, дифференцировка раздражителей, реакция на неподкрепляемые раздражители затормозилась. Специализация условного рефлекса позволяет из широкого спектра сходных по сенсорной модальности раздражителей выделить один, биологический значимый, который запускает рефлекторную реакцию. Обычно стадия специализации совпадает с началом его автоматизации.

Механизмы замыкания временной  связи. Существует несколько гипотез  о механизмах образования устойчивой временной связи. Одна из наиболее широко распространенных - синаптическая, согласно которой, основой формирования временной связи условного рефлекса является изменение эффективности работы синапсов, участвующих в передаче возбуждения. Рассмотрим наиболее важные механизмы, способные улучшать синаптическую проводимость.

1. Возможно увеличение  количества синапсов, участвующих  в проведении возбуждения между  КПУР и КПБР , результате этого суммарная проводимость нейронной цепи существенно возрастает.

Между нейронами могут  образовываться дополнительные аксошипиковые контакты, облегчающие проведение возбуждения.

Под влиянием многократной длительной стимуляции один в синапсах происходит увеличение количества рецепторов постсинаптической мембраны, взаимодействующих  с медиатором, в частности, с АХ. Это приводит к возрастанию количества действующих ионных каналов на постсинаптической мембране, и следовательно, к существенному облегчению, улучшению синоптической передачи.

При длительной стимуляции в нейронах синтезируются особые белки, ферменты или молекулы РНК, которые  также способны значительно облегчать  синоптическую передачу.

5. Определенная роль в  консолидации временной связи  принадлежит и глиальным клеткам,  осуществляющим миелинизацию "голых" пресинаптических терминалей аксонов ,что также приводит к улучшению проведения нервных импульсов.

Информация о работе Рефлексы - анатомия и физиология детей и подростков