Построение модели организационной структуры управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:07, дипломная работа

Описание работы

Внедрение рациональных структур, форм и методов управления производством наряду с совершенствованием организации производства и труда на сельскохозяйственном предприятии является наиболее актуальной проблемой в настоящее время. Переход на новые методы хозяйствования предполагает активный поиск и применение более результативных форм управления производством, отвечающих современным задачам. Эффективное управление – это, прежде всего, рациональная структура управления.

Содержание

Содержание
Введение 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие, функции и виды структуры управления 6
1.2 Принципы построения структуры управления 19
1.3 Правовое регулирование 23
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСК «ОЛЕКАН» НЕРЧИНСКОГО РАЙОНА 25
2.1 Природные условия и основные экономические показатели деятельности предприятия, его организационная структура и специализация 25
2.2 Обеспеченность основными фондами и трудовыми ресурсами, эффективность их использования 34
2.3. Результаты производства и финансовое состояние предприятия 41
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПСК «ОЛЕКАН» 48
3.1 Анализ существующей структуры управления в ПСК «Олекан» 48
3.2 Анализ системы управления персоналом 52
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПСК «ОЛЕКАН» 55
4.1 Совершенствование структуры управления в ПСК «Олекан» 55
4.2 Проектирование рациональной структуры управления в ПСК «Олекан» 65
4.3 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 70
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

Внедрение рациональных структур, форм и методов управления производством  наряду с совершенствованием организации  производства и труда на сельскохозяйственном предприятии является наиболее актуальной проблемой в настоящее время. Переход на новые методы хозяйствования предполагает активный поиск и применение более результативных форм управления производством, отвечающих современным задачам. Эффективное управление – это, прежде всего, рациональная структура управления.

Структура аппарата управления оказывает существенное влияние на содержание и обоснованность принимаемых решений, а следовательно, и на результаты производства. Излишнее количество звеньев в системе управления удлиняет путь прохождения информации и указаний, поэтому, чем меньше ступеней в управлении, тем надёжнее и экономичнее управление, тем оперативнее решаются производственные и иные вопросы.

Система управления сельскохозяйственным производством направлена на повышение  эффективности производства в низовом  звене, то есть непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях и производственных объединениях, а также на максимизацию конечных результатов производства. Она должна быть достаточно эффективной и экономичной, то есть способствовать увеличению производства продукции при наименьших затратах ресурсов.

Цель работы – исследование и  построение модели организационной  структуры управления предприятием.

Задачи:

  • определить функции управления и факторы, влияющие на объем управленческой деятельности предприятия;
  • изучить специфику и условия функционирования организации ПСК «Олекан»;
  • разработать основные блоки управления;
  • внести коррективы в имеющуюся систему управления.

В качестве объекта исследования выступает  организация ПСК «Олекан».

В данной работе использовались следующие  методы исследования:

    • сравнительного анализа;
    • расчетно-конструктивный;
    • экономико-статистический;
    • социально-психологический.

Все методы дают более четкую картину  обстановки на предприятии и помогают вывести основные проблемы и правильно  построить выводы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие, функции и виды структуры управления

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной  структурой управления могут быть как  отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

а) в зависимости от состава структурных  подразделений организации вычленяются  звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры  управления поддерживаются благодаря  связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи.

 Первые – суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. 

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления  должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное  разделение труда между органами  управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления  надлежит связывать с определением  полномочий и ответственности  каждого работника и органа  управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями,  с одной стороны, и полномочиями  и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит  к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления  призвана быть адекватной социально-культурной  среде организации, оказывающей  существенное влияние на решения  относительно уровня централизации  и детализации, распределения  полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия  на организационную структуру управления.

Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления – сама организация.

Организационная структура имеет  отношение непосредственно к  предприятиям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных  процессах: разделении труда, ресурсном  обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, регламентирования, мотивации, контроля, учета и анализа, т. е. процесса управления. При этом процесс управления рассматривается как совокупность функций управления, базирующихся на сборе и обработке информации, необходимой для подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Структура управления – это система разделения труда и установление служебных связей между структурными подразделениями и работниками аппарата управления по принятию и реализации управленческих решений.

Структура управления характеризуется  рядом свойств.

Она отражает субординацию органов управления. Эта субординация закрепляется юридическими нормативными актами, положениями, уставами.

 Структура управления выражает  определенную технологию управленческой  деятельности, последовательность  реализации управленческих процедур.

Она определяет функции управления. Т.е. не одно управленческое действие в  производственной системе не должно исходить от элементов, находящихся  вне структуры управления.

Структура управления осуществляет интеграцию вертикального и горизонтального, профессионально-квалификационного и функционального разделения труда. Чем эффективнее процесс, тем совершеннее деятельность производственной системы, устойчивее процессы ее функционирования и развития.

В организационной структуре и  структуре управления различают звено и ступень.

Звено управления – это самостоятельное  подразделение в структуре управления, которое выполняет одну или несколько  функций. В качестве звеньев управления в сельскохозяйственных предприятиях выступают бригады, участки, отделения, различные службы (агрономическая, зоотехническая).

Ступень управления – это совокупность однородных звеньев управления конкретного  иерархического уровня. В хозяйствах к низшей ступени в основных отраслях производства относится бригада, а  к высшей – хозяйства в целом и аппарат управления во главе с его руководителем. Промежуточное положение занимают отделения, производственные участки, цехи и т.д.

Следовательно, структура управления характеризуется количеством, составом звеньев и ступеней управления, а  также характером связей и их взаимодействием. Различная комбинация и сочетание связей в пределах одного типа структуры управления существенно видоизменяет ее действительное содержание, могут упростить или усложнить и, соответственно, повысить или понизить ее эффективность.

Целевое назначение организационной  структуры управления — обеспечить устойчивое развитие социально-экономической  системы предприятия посредством  формирования, сохранения и совершенствования  способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы, т. е. учет тех факторов, которые и определяют структуру управления.

Структура управления может быть линейной, функциональной и линейно-функциональной (комбинированной).

Схема организационной структуры  управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

- линейные (административное подчинение),

- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости  от характера связей выделяются несколько  основных типов организационных  структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная;

- множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство – простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная  организационная структура реализует  тесную связь административного  управления с осуществлением функционального  управления (рис.1.1).

 

 

 

 

Д - директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис. 1.1 Функциональная структура управления

 

На рис. 1.1 административные связи  функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка). В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 1.2).

 

Д - директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные 
подразделения; ОП - подразделения основного производства.

 

Рис. 1.2 Линейно-функциональная структура управления

 

Иногда  такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 1.2 функциональные начальники составляют штаб директора). Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 1/3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

 

Рис. 1.3 Дивизиональная структура управления

Матричная структура (рис. 1.3, 1.4) характерна тем, что исполнитель может иметь  двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы  или направления). Такая схема  давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

 

Рис. 1.4 Матричная структура управления, ориентированная на продукт

 

Множественная структура объединяет различные  структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная.

Информация о работе Построение модели организационной структуры управления предприятием