Организация и экономика зернопродуктового подкомплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в России в настоящее время преобразования предусматривают коренное реформирование всего агропромышленного комплекса. Одной из главных стратегических задач при этом должно быть обеспечение оптимального уровня продовольственной безопасности путем организации наполненного отечественными товарами (в том числе зерном и хлебопродуктами) продовольственного рынка, доступного по уровню цен значительному большинству населения страны. Практическая реализация данной задачи предполагает выявление и всестороннее изучение путей и способов ее решения, которые об

Работа содержит 1 файл

курсач по экономике.docx

— 134.49 Кб (Скачать)

муки; сохраняющиеся  административные и технические  барьеры [1,2].

Российская Федерация  из крупнейшего в прошлом импортера  за последние годы стала одним  из ведущих

экспортеров зерна, и во многом благодаря поставкам  российской пшеницы в ряде стран  была обеспечена про-

довольственная  стабильность, и снята острота  продовольственного кризиса. Если проанализировать долю Рос-

сии в мировом  производстве зерна, то в конце XIX века-начале XX века Россия занимала 20%, а в 90-х  годах

прошлого столетия только примерно 4%. Такое снижение связано  с проведением аграрных преобразований в

1992-1998 гг. без  глубоко проработанных программ, снижением урожайности зерновых, сокращением посев-

ных площадей под  зерновыми культурами. В то время  в стране стояла проблема, нарушающая устойчивое

функционирование  рынка зерна, – введение отдельными субъектами РФ административных запретов на вывоз

за пределы  регионов зерна, муки и других продуктов  переработки. Для чего было необходимо государственное

регулирование зернового рынка, направленное на всемерное  стимулирование внутреннего производства высо-

кокачественного зерна и его потребления. В  настоящее время Россия занимает четвертое место в мире по про-

изводству зерна, а также является одним из трех основных мировых экспортеров пшеницы.

В настоящее  время рынок зерна России характеризуется  устойчивым положительным развитием. В на-

шей стране имеется  достаточная база для производства всех видов зерновых культур. Значительные объемы

валовых сборов зерна приходятся на Южный и Приволжский  федеральные округа. Так, в 2008 году в  России

собран рекордный  урожай зерна за последнее время 109 млн. тонн. По расчетам ОЗК (Объединенная зерновая

корпорация) к 2015 году производство зерна в стране увеличится до 120 млн. тонн, а экспорт  составит 40-42

млн. тонн в год.

В структуре  урожая зерновых культур традиционно  основной валовой сбор приходится на пшеницу, на

втором месте  – ячмень. Так, например, в структуре  урожая 2009 года доля пшеницы составила 63,6%, на ячмень

приходилось 18,4% (рисунок 1.). В последние три года увеличение объемов производства в  стране сухих зав-

траков и мюсли  стимулировало производство овса (5,6%), который потеснил с традиционного  третьего места

рожь (4,5%). Кроме  того, в 2009 году, благодаря защитным мерам, инициированным Российским Зерновым

Союзом, и принятым в сфере таможенных пошлин, увеличилось  производство отечественного риса до 978 тыс.

тонн (это наивысший  показатель за последние 10 лет) [5].

Рис. 1. Структура  урожая зерновых культур в 2009 году

Однако в текущем 2010 году сельскохозяйственная отрасль  в России очень сильно пострадала от погод-

ных аномалий. Жаркое, засушливое лето и пожары привели  к снижению объемов валового сбора  зерна по срав-

нению с прошлым  годом (примерно в 3 раза). Последняя  оценка состояния запасов зерна  в стране и потребно-

стей населения на ближайший год показала, что собранного объема вполне хватит на внутренние нужды страны.

В связи со сложившейся  ситуацией можно проанализировать динамику цен на основные виды зерновых

культур в стране (таблица 1).

Таблица 1. Динамика цен производителей на основные виды зерновых культур (август-сентябрь 2010 г.)

Зерновая культура

Фактическая цена на продукцию, реализуемую сельскохо-

зяйственными  товаропроизводителями (цена реализации)

на 15.08.2010 на 01.09.2010 на 15.09.2010

Пшеница продовольственная  твердая 3 класса 6,90 6,96 7,00

Пшеница продовольственная  мягкая 3 класса 5,68 5,91 6,08

Пшеница фуражная 4,96 5,09 5,23

Рожь продовольственная 3 класса 4,18 4,73 4,86

Рожь фуражная 4,05 4,44 4,75

Ячмень продовольственный 5,13 5,66 5,74

Ячмень пивоваренный -- 6,35 6,85

Ячмень фуражный 4,59 4,92 4,97

Кукуруза 2 класса 5,50 5,59 5,60

Овес продовольственный 3 класса -- 4,47 4,53

Овес фуражный 4,35 4,46 4,63

Гречиха 3 класса 12,58 16,00 16,7

Как видно из данных таблицы 1, цены на основные виды зерновых культур на протяжении всего  периода

увеличиваются. Наибольшее увеличение цен отмечается на ячмень пивоваренный и рожь фуражную. Посте-

пенное повышение  цены на зерновые культуру будет способствовать увеличению цены и на продукты перера-

ботки зерна (муку, крупу, хлебобулочные и макаронные изделия), а также мучные кондитерские изделия. В

связи с этим Правительством Российской Федерации  было принято Постановление «О введении временного

запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации». Эта ме-

ра должна способствовать сдерживанию роста цен на зерновые культуры и продукты их переработки.

В настоящее  время политика государства направлена на развитие аграрного комплекса, что  позволит в

ближайшие годы вернуть прежние позиции России на мировом рынке экспорта зерновых культур и способст-

вовать расширению внутреннего рынка зерна.

Список литературы:

1. Вернет ли  себе Россия статус зерновой  державы [Электронный ресурс] / Режим  доступа: http //

www.agrovision.ru. –  Загл. с экрана.

2. Зерно в  ожидании компромисса [Электронный  ресурс] / Режим доступа: http // www.agrovision.ru. –

Загл. с экрана.

3. Материалы  интернет-ресурсов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http // www.zerno.ru.

4. Материалы  интернет-ресурсов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http // www.zol.ru.

5. Основные зерновые  культуры: структура урожая и  цены [Текст] / Российский Зерновой  Союз // Хле-

бопродукты. – 2010. – №2. – С 8-9. 

    оддержка  развития производства и повышение качества зерна 
    Развитие рынка невозможно без динамичного роста производства и повышения качества зерна, оптимизации его территориальной структуры производства с учетом естественных конкурентных преимуществ каждого из регионов. В условиях рынка эти вопросы государство может решать за счет мер финансово-кредитной политики. 
    Существующая система бюджетного субсидирования аграрного сектора лишь в малой степени оказывает реальное влияние на повышение эффективности хозяйственной деятельности, внедрение современных технологий, вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения, сохранение плодородия почв и т.п. Фактически равный доступ имеют к бюджетной поддержке хозяйства, которые внедряют инновационные технологии, обеспечивают стабильный рост урожайности сельхозкультур и продуктивности животных и те, кто получают прибыль за счет упрощения технологий, нарушения севооборотов, неисполнения природоохранных требований. В этой ситуации представляется необходимым введение жестких требований на доступ сельхозтоваропроизводителей к бюджетной поддержке исходя из соблюдения ими технологических критериев и параметров производства, обязательств по увеличению посевных площадей, урожайности сельхозкультур и продуктивности животных. 
    Для оценки результативности работы сельхозпроизводителей по внедрению современных технологий предлагается использовать следующие критерии: 
    - соответствие применяемого севооборота оптимальному для соответствующей природно-климатической зоны; 
    - компенсация выносимых с урожаем элементов питания за счет применения удобрений в размере не менее 110%; 
    - прирост урожайности сельскохозяйственных культур, а также соотношение между декларируемой и потенциальной урожайностью сельскохозяйственных культур. 
    При этом предлагается использовать организационный механизм, который предполагает согласование технологических карт, декларирование сельхозпроизводителем обязательств по приросту урожайности и посевных площадей как основание для включения в реестр получателей средств бюджетной поддержки. 
    Государство должно обеспечить разработку стандартных технологий производства и хранения основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых на территории Российской Федерации. Следует отметить, что Европейское Сообщество ведет такие разработки для всех культур, выращиваемых на территории ЕС с 1994 г. и на настоящий момент введены в действие 26 стандартных фитосанитарных технологий. Разработка российских фитосанитарных стандартных технологий позволит повысить урожайность на 10 - 15% и сократить потери урожая на 8 - 20%, гармонизировать ряд правовых и нормативных актов в области международной зерновой торговли. 
    Органы управления АПК субъекта Российской Федерации должны быть наделены полномочиями по проведению инспекционного контроля над соблюдением сельхозпроизводителем согласованных технологий, что предусматривает возможность отзыва права на получение бюджетной поддержки сельхозпроизводителем, если он не соблюдает согласованные технологии. 
    Применение инновационных технологий невозможно без реализации программ технологической модернизации агропродовольственного сектора, что в определенной мере предусмотрено Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Однако для придания системности работам по государственной поддержке инновационного развития следует выделить отдельной строкой средства бюджетной поддержки по субсидированию части затрат по уплате процентов по привлекаемым долгосрочным кредитам на закупку высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий и предусмотреть доступ сельхозпроизводителям, реализующим такие технологии, к необходимым объемам кредитных ресурсов для приобретения средств химизации и высококачественных семян. 
    Конкурентные преимущества современных агротехнологий в большей степени определяются промышленными условиями производства семян высокоурожайных сортов и гибридов. Инновационный характер новых сортов и гибридов повышает ресурсосберегающий потенциал агротехнологий за счёт их адаптационного потенциала и повышения окупаемости техногенных факторов регулирования продуктивности. 
    Любые варианты развития отечественной селекции и семеноводства должны предусматривать её развитие как высокотехнологичной, инновационной части биологической науки и сельскохозяйственного производства, что требует решения следующих задач: 
    - принятие новой редакции федерального закона «О семеноводстве», который должен предусматривать участие государства в защите интересов селекционера, создание условий для привлечения частных инвестиций в селекцию и семеноводство; 
    - институциональные преобразования путем развития негосударственных форм селекционно-семеноводческой деятельности и стимулирование создания частных селекционно-семеноводческих фирм путем предоставления им на безвозмездной основе земельных участков, доступа к льготным кредитным ресурсам и средствам бюджетной поддержки; 
    - реорганизация системы оценки новых сортов и гибридов, предусматривая декларирование его полезных свойств и ответственность автором сорта за достоверность информации; 
    - государственная поддержка создания частных высокотехнологичных центров промышленного производства семян, включая компенсацию затрат на формирование и модернизацию инженерных сетей и др. 
    Дальнейший прогресс сельского хозяйства, радикальное повышение урожайности зерновых культур, производства зерна с заданными потребительскими качествами, нивелирование последствий глобального изменения климата становится невозможным без применения современных биотехнологий. Однако в этой сфере нарастает отставание России от развитых стран, во многом в результате распространения в обществе спекулятивных заявлений не подтвержденных корректными научными изысканиями. Необходимо совершенствование правовой базы использования и бюджетное финансирование проведения фундаментальных и прикладных исследований в области аграрных биотехнологий, активная поддержка их практического внедрения, что позволит России реализовать свой интеллектуальный и природно-климатический потенциал. Одновременно необходимо создание эффективной системы контроля за возделыванием и использованием посевов генно-инженерно модифицированных культур и обеспечение прозрачности и достоверности для потребителя информации об их использовании в продовольственных товарах. 
    Эффективное аграрное производство возможно при оптимизации территориальной структуры производства исходя из естественных конкурентных преимуществ. Перенос принятия оперативных решений в вопросах доступа к средствам бюджетной поддержки с федерального на региональный уровень явился объективной необходимостью, однако он не был в должной мере обеспечен усилением координирующей роли федерального центра в вопросах территориального размещения производительных сил на межрегиональном уровне. Рынки ресурсов и продукции являются межрегиональными, и реализация масштабных проектов неизбежно будет сталкиваться с мощными рыночными ограничениями по доступу к ресурсам и рынкам сбыта. В этой ситуации представляются необходимыми следующие действия: 
    - разработка системных мер поддержки на уровне экономических районов, включающих субъекты России с близкими агроклиматическими условиями, структурой (по видам продукции) сельского хозяйства и рынкам сбыта; 
    - разработка рекомендаций для достижения сбалансированного кредитования и инвестирования различных отраслей АПК исходя из прогнозов развития производства и перерабатывающих мощностей, потребления продовольствия как по объемам, так и по структуре на региональном и межрегиональном рынках сбыта; 
    - координация и стимулирование формирования субрегиональных кластеров. Основой этой работы являются прогнозные балансы спроса и предложения, оценка ожидаемых изменений потребительских предпочтений, рациональное распределение ресурсов и производств в рамках кластера, разработка единого бизнес-плана развития, использование комплексного целевого финансирования НИОКР и селекции на межрегиональном уровне, связанное кредитование производства и переработки, поддержка продвижения продукции на рынки сбыта. 
    В условиях расширения масштабов применения новых энерго- и ресурсосберегающих современных технологий при производстве зерна и продуктов его переработки возрастает значение кадрового обеспечения производства. Требуются комплексные системные решения по развитию кадрового потенциала аграрного сектора, что должно предусматривать: 
    - переподготовку проффессорско-преподавательского состава, оснащение учебных заведений современной техникой и оборудованием, использование новых методов обучения и практического обучения; 
    - организацию целевой подготовки кадров исходя из реальной потребности развития отрасли; 
    - компенсацию за счет средств федерального и региональных бюджетов части затрат сельхозтоваропроизводителей и других участников рынка зерна, направляемых на развитие материально-технической базы, обучение, переобучение и повышение квалификации своих сотрудников в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. 
    - привлечение отраслевых союзов (федеральных и региональных) к выполнению работ по организации и проведение обучения и повышения квалификации кадров в вопросах распространения передового опыта и новых технологий, организации и проведение обучения и повышения квалификации; 
    - включение отраслевых союзов в систему государственного информационного обеспечения и консультационной помощи в сфере сельского хозяйства.

   4 К наиболее важным направлениям государственного регулирования следует отнести: ценовое регулирование (установление экономически обоснованных цен на ресурсы по госзаказу, оптимизацию цен на энергоресурсы, установление льготных железнодорожных тарифов; льготное кредитование (формирование эффективных кредитных линий, развитие лизинговых операций, расширение объемов предоставления товарных кредитов, создание кредитных банков); оптимизация налоговой системы (снижение налогов на НДС, прибыль и имущество, предоставление налоговых льгот, введение налоговых льгот для инвесторов); бюджетное финансирование (финансирование целевых программ, дотации на материально-технические ресурсы, ассигнования на создание резервных запасов); амортизационная политика (дифференциация норм амортизации, введение ускоренных механизмов амортизации, оптимизация норм амортизации).

        Механизм саморегулирования должен  развиваться через спрос и  предложение учитывающий: конкуренцию  на рынке зерна и продуктов  его переработки; регулирование  экономических отношений кооперативных  и интегрированных формирований; развитие хозрасчетных отношений.

        Анализ показывает, что наибольшее  влияние на экономику сельскохозяйственных  организаций оказывает система  ценообразования как в процессах  производства и реализации зерна,  так и в материально-техническом  обеспечении. В Кабардино-Балкарской  Республике в структуре себестоимости за 2000-2007 годы доля промышленных средств производства увеличилась с 54,4 до 69,7 %. За эти годы стоимость бензина возросла в 2,5 раза, тогда как реализационная цена пшеницы в 1,4 раза, кукурузы в 1,3 раза (табл. 5). 

      Таблица 5

Динамика  цен на приобретение энергоресурсов и  реализация зерна

и продуктов её переработки  в Кабардино-Балкарской Республике 

  2000 2001 2005 2006 2007 2007

в % к

2000

Бензин, руб./т  8124 9430 17250 20000 20560 253,1
Топливо дизельное, руб./т 5960 7380 14067 17234 17361 291,3
Теплоэнергия  для ТПХ (руб./Гкалл) 96 164 476 584 721 218,4
Электроэнергия  для СХП (руб./Квт-час) 0,40 1,64 1,68 1,73 1,98 485,0
Зерно пшеницы, руб./т 2980 3044 3181 3450 4260 142,5
Зерно кукурузы, руб./т 3361 3430 3500 3510 4420 131,5
Продукция переработки зерна
Хлеб  и хлебобулочные изделия, руб./кг 10,6 11,3 16,6 21,4 22,3 210,4
Мука, руб./кг 8,3 8,6 11,7 12,3 12,8 154,3

 

      Целесообразна корректировка экономической политики государства в формах и объемах стимулирования развития сельского хозяйства и зернового производства посредством прямой поддержки отрасли; увеличения бюджетного финансирования для ведения элитного семеноводства до 50 % затрат на гектар посева; повышения объемов субсидирования при приобретении материально-технических ресурсов и удобрений; установления льготного кредитования на уровне не более 5-7 % ставки годовых; введение льготного налога на прибыль цехов по переработке зерна, принадлежащих сельскохозяйственным организациям; установление компенсационных выплат в размере до 50 % затрат на производство зернобобовых культур; увеличение резервного фонда зерна не менее 8-10 млн т и оптимизация интервенций на зерновом рынке; повышение доли бюджетных средств в страховых платежах до 50-60 %.

        Сегодня высокая кредиторская  задолженность сельскохозяйственных  товаропроизводителей не позволяет им нормально вести бизнес. По данным Минсельхоза РФ за 2000-2007 г., она возросла более чем в 4,5 раза. В 2007 г. сумма задолженности по кредитам по отношению к выручке от реализации всей продукции и услуг составила 112 %. В работе обоснована необходимость корректировки Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей.

        Острой проблемой является вступление  России в ВТО. Как показывает анализ публикуемых материалов по переговорам, членство нашей страны в ней на тех условиях, которые выдвигаются экспертами ряда государств в объемах государственной поддержки, будет иметь крайне негативные последствия для сельского хозяйства и АПК в целом.

        В диссертации предложен механизм  совершенствования экономических отношений в зернопродуктовом подкомплексе, обоснована необходимость финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, предложены условия, по которым возможно вступление в ВТО, обоснованы принципы развития хозрасчетных отношений в современных условиях.

        Современные методы хозяйствования  в условиях финансово-экономического кризиса обусловливают необходимость разработки научно обоснованных мер по совершенствованию организационного механизма, оптимизации сочетания государственного и хозяйственного управления исходя из следующих основных принципов:

        – интересов работников, трудового  коллектива и государства, результатов хозяйственной деятельности;

        – оптимизации сочетания централизации  и децентрализации управленческих структур и функций на различных иерархических уровнях;

Информация о работе Организация и экономика зернопродуктового подкомплекса