Организация фермерского производства на предприятии СПК «Колос»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование фермерского производства на предприятии СПК «Колос», на основе анализа дать оценку уровню организации производства, выявить существующие проблемы и факторы их обусловливающие, разработать обоснованные предложения по их разрешению и повышению эффективности развития предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Общая характеристика СПК «Колос»……………………………………...
1.1. Характеристика и оценка ресурсного потенциала………………………...
1.2. Организация сбыта продукции……………………………………………..
2. Анализ и оценка деятельности фермерского хозяйства…………………….
2.1. Организация производства и оплата труда………………………………...
2.2. Эффективность деятельности фермерского хозяйства……………………
Выводы и предложения………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

     Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. ГК РФ предусматривает минимальное число членов кооператива — не менее 5. В крупных кооперативах (более 50 человек) может создаваться наблюдательный совет, контролирующий деятельность исполнительных органов кооператива (правления, председателя). Компетенция исполнительных органов кооператива должна также определяться законом и уставом по «остаточному принципу», то есть в нее должны включаться любые вопросы, не входящие в компетенцию общего собрания и наблюдательного совета [8].

     Для защиты интересов рядовых членов кооператива ГК РФ определяет исключительную компетенцию общего собрания, которая ни при каких условиях не может быть передана исполнительному органу кооператива. Исключается возможность избрания в руководящие органы кооператива лиц, не являющихся его членами, то есть наемных управляющих (менеджеров). Он запрещает также совмещение членства в наблюдательном совете и правлении или на посту председателя кооператива, что является одной из гарантий предотвращения возможных злоупотреблений со стороны лиц, работающих в исполнительных органах кооператива.

  Председатель СПК «Колос»:

  • без доверенности действует от имени предприятия, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • заключает договора и выдает доверенности на право представительства от имени СПК «Колос», в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должность работников СПК «Колос», об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет оперативное руководство деятельностью СПК, распоряжается имуществом и финансовыми средствами, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников;
  • ведет учет и бронирование военнообязанных, является начальником штаба гражданской обороны и несет персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, а также за подготовку и обучение персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных объектах;
  • открывает в банках счета кооператива;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания участников кооператива.

     В пределах своей компетенции председатель СПК «Колос» издаёт приказы и даёт указания, обязательные для всех работников кооператива.

     Переход на комплексную структуру управления в СПК «Колос» стал возможен благодаря тому, что в хозяйстве небольшое число работников; территория хозяйства компактна; в хозяйстве есть опытные руководители и специалисты всех уровней, умеющие самостоятельно выполнять обязанности технологов и организаторов в комплексах.

     Переход на комплексную структуру управления обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с другими типами структуры управления. Упрощается и улучшается управление предприятием, повышается его оперативность за счет сокращения количества управленческих связей, соединения технологического руководства и организационного распорядительства, создаются более благоприятные условия маневрирования техническими и трудовыми ресурсами, обеспечивается экономичность аппарата управления [10].

     Определим тип структуры управления СПК «Колос».

     Традиционные  организационные структуры подразделяются на линейные и функциональные (штабные).

     В линейных структурах распоряжения передаются непосредственно от начальника подчиненному и далее к другим подчиненным. Руководитель в линейной структуре имеет право в пределах своих полномочий принимать решения и действовать без согласования с другими руководителями такого же ранга. В линейной структуре создается иерархия уровней управления.

     Функциональная  структура  подразумевает деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную конкретную задачу и обязанности [10].

     Как видно из структурной схемы, в СПК «Колос» структура управления является линейно-функциональной, т.е. является комбинацией  линейной и функциональной структуры. Такой тип структуры характеризуется усложненным производством и взаимодействием с большим количеством институтов внешней среды. Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие  в организации основную работу и обслуживающие их специальные функциональные  подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, бухгалтерия, склады, обслуживающее производство и т.п.

   Такая организация соединила в себе преимущества двух типов и это  позволяет ей при соответствующих внешних условиях эффективно обслуживать интересы и цели развития. Ее достоинства:

  • четкое разделение труда, как следствие — появление высококлассных специалистов;
  • упрощение контроля за нижестоящими уровнями;
  • высокая скоординированность действий;
  • подбор кадров строго по деловым и профессиональным качествам;
  • стимулирует деловую и профессиональную специализацию;
  • исключает дублирование задач;
  • уменьшает потребление ресурсов;
  • улучшает координацию в функциональных подразделениях..

   Но  такой системе присущи и недостатки:

  • отсутствие гибкости во взаимоотношениях с внешней средой и внутри  организации;
  • ухудшение взаимодействия, обмена информацией между подразделениями;
  • большая ориентация подразделений на решение своих целей, нежели целей всей организации;
  • увеличение цепи прохождения распоряжений руководителя.

     Для оценки эффективности организационной структуры предприятия используются такие показатели, как количество уровней управления, количество занятых на каждом уровне, соотношение численности управленческого персонала по уровням, нормы управляемости, затраты на содержание административно-управленческого аппарата, обеспеченность оргтехникой, ПК и др [2].

     На  основании приведенной на рис. 2 схемы  структуры управления СПК «Колос» сделаем выводы о количестве уровней управления, количестве работников, занятых на каждом уровне, и соотношении их численности (табл. 2).

Таблица 2 – Органы и работники управления на предприятии 

Органы  и работники

аппарата  управления

Коли-чество, чел. Полномочия  органов и функции должностных  лиц
Председатель 
 
 
 

Главный бухгалтер 
 
 

Инженер по труду 
 

Начальники/заведующие комплексов 
 

Зав.складом 
 

Зав.столовой 
 
 
 

Бригадир участка 
 

Специалисты и  работники комплексов

1 
 
 
 

1 
 
 

1 
 

6 
 
 

1 
 

1 
 
 
 

1 
 

89

Находится на первом уровне управления, действует от имени  предприятия, издает приказы, осуществляет руководство предприятием и контролирует все финансовые вопросы, ему подчиняются все уровни управления.

Находится на втором уровне управления, организация бухгалтерского учета, контроль за экономным использованием всех имеющихся у предприятия ресурсов и т.п.

Находится на втором уровне управления, осуществляет контроль за соблюдением техники безопасности, вносит предложения по усовершенствованию инструкций и т.п.

Находятся на первом уровне управления, руководство производственно-хозяйственной  деятельностью, планирование производства, координирует работу бригадиров и т.п.

Находится на первом уровне управления, руководит работой  склада по приему, хранению, отпуску  товаров со склада, соблюдение режимов  хранения и т.п.

Находится на первом уровне управления, руководство производственно-хозяйственной деятельностью столовой, своевременное обеспечение продовольственными товарами и т.п.

Находится на втором уровне управления, расставляет работников по местам, обеспечивает работников необходимыми материалами для работы и т.п.

Находятся на третьем  уровне управления, осуществляют основную работу на участках.

 

     На  основании данных можно сделать  вывод, что организационная структура управления СПК «Колос» состоит из 3-х уровней:

  • первый уровень — высший — это председатель кооператива,
  • второй уровень — руководители среднего звена,
  • третий уровень — специалисты и работники фермы.

1.2. Организация сбыта продукции 

           Специализация - преимущественное развитие отраслей сельскохозяйственного производства на конкретном предприятии; сосредоточение деятельности на производстве определенного вида или видов продукции (услуг, работ).

     Сложившаяся специализация определяется на основе анализа структуры товарной продукции.

     На  сельскохозяйственных предприятиях процесс  специализации обычно связан с расширением одной или несколько отраслей при соответствующем сокращении других. Он может осуществляться до тех пор, пока это экономически выгодно. Цель специализации сельскохозяйственных предприятий – создание условий для увеличения прибыли, объема производства продукции, снижения издержек, повышения производительности труда, улучшения качества продукции. Переход от многоотраслевых к специализированным хозяйствам с высокой (оптимальной) степенью концентрации производственных ресурсов приобретает особое значение в условиях, когда перед сельским хозяйством стоят задачи повышения эффективности и улучшения качественных показателей [2]. Специализация выступает как организационная предпосылка обеспечения устойчивости сельского хозяйства, роста выхода продукции при высокой эффективности производства, решение социальных проблем деревни. На чем специализируется предприятие «Колос» и какова структура продукции показывает таблица 3. Рассматриваемый период – три года.

Таблица 3 – Структура товарной продукции в фермерском хозяйстве

Наименование

товарной  продукции

годы В среднем

за 3 года

2008 2009 2010
т.р. % т.р. % т.р. % т.р. %
Озимые  зерновые 69567,13 5 34798,85 2 31295,18 10 45220,39 3
Яровые  зерновые 351341,7 21 559555,95 28 69578,93 21 326825,53 24
Зернобобовые 423,69 - - - - - - -
Продолжение таблицы 3
Многолетние травы на сено 41062,5 2 32550 2 32651,50 10 35421,33 3
Семена 7869 - 7318,17 - 13967,50 4 9718,22 1
Зеленая масса 45167,66 3 61915,82 3 34250 11 47111,16 4
Итого по растениеводству 514431,68 31 696174,79 35 181743,11 56 464296,63 35
Молоко 729828,54 43 831395,07 41 88945,23 28 550056,28 41
КРС 254178,21 15 315195,96 16 32941,67 10 200771,65 15
Свиньи 177504,90 11 156849,60 8 20042,08 6 118132,19 9
Итого по животноводству 1161511,65 69 1303440,63 65 141928,98 44 868960,42 65
Итого 1675943,33 100 1999615,42 100 323672,09 100 1333257,05 100
 

     В структуре товарной продукции предприятия  за три года видно, что в 2008 и 2009 годах животноводство занимает первое место, а вот в 2010 году ситуация меняется и первое место занимает растениеводство.. Выручка от продукции животноводства в среднем за три года составила 868960,42 тыс.руб. и структура товарной продукции данной группы 65 %.

     Продукция растениеводства заметно ниже. Выручка от этой продукции составляет 464296,63 тыс.руб., а структура – 35 %.

     Рассмотрим  организация маркетинговой и  сбытовой деятельности фермерского  хозяйства.

      Правильный  выбор организационной структуры управления маркетингом только создает предпосылки для эффективной работы маркетинговой службы. Необходимо укомплектовать эту службу квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы. Всем этим должен заниматься руководитель маркетинговой службы совместно с руководством предприятия [9].

      Руководители  и ведущие специалисты маркетинговой службы должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к кадрам управления (компетентность, высокие моральные качества и т. д.). Кроме того, они должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга.

      Организацию маркетинговой и сбытовой деятельности производит непосредственно председатель кооператива. Он осуществляет заключение договоров с покупателями, ведет переговоры о сотрудничестве и определяет объем реализации в зависимости от произведенной продукции, а также сроки реализации. Функции, выполняемые во взаимодействии с конкретным должностным лицом в организациях, приобретающих продукцию, мне не предоставили. Поэтому проанализировать деятельность председателя, насколько эффективна система маркетинга и сбыта, касательно данного аспекта не смогу.

               Результаты реализации продукции рассмотрим в таблице 4.

Таблица 4 – Каналы и эффективность сбыта  продукции за 3 года

Товар ная продукция Каналы  сбыта 2008 год 2009  год 2010 год
объём про-даж,ц выруч-ка, т.р. затраты, т.р. объём про-даж,ц выруч-ка, т.р. затраты, т.р. объём про-даж,ц выруч-ка, т.р. затраты, т.р.
Зерно ИП Кочнев Е.В., ООО «Урал-Агрофинанс», ООО «МСК» 38942 421332,52 385 54516 594354,80 396 38046 100874,11 56
Моло-ко ОМП Талицкий молочный завод, ЗАО «Первая молочная компания», ОАО «Пышминский молочный завод» 13022 729828,54 236 14756 831395,07 485 9045 88945,23 45
КРС Талицкий мясокомбинат 1087 254178,21 198 1012 315195,96 156 831 32941,67 15
                     
Продолжение таблицы 4
Свиньи ООО Маковский  пищекомбинат 722 177504,90 125 288 156849,60 48 293 141928,98 68

Информация о работе Организация фермерского производства на предприятии СПК «Колос»