Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:13, лекция
Гигиена сельскохозяйственных животных, или зоогигиена (греч. Zoon – животное, hygienos – здоровый), - область ветеринарной науки об охране здоровья животных рациональными приемами кормления, содержания, выращивания и ухода за ними, при которых животные могут дать максимальную продуктивность, обусловленную наследственностью. Известно, что только от здорового животного можно получить здоровый приплод, наивысшую продуктивность при низкой ее себестоимости.
Предмет гигиены
Роль и значение гигиены животных
Общая гигиена
Большое значение имеет скорость перевозок. Продолжительные, плохо организованные перевозки в вагонах, автомашинах, а также и перегоны могут вызывать большие потери в результате закрытых повреждений, травм, снижения качества мясопродуктов. Поэтому перед перевозками и перегонами животных необходимо тщательно проверить состояние скотопрогонных дорог, а также специально подготовить людей, которые будут сопровождать животных. Перевозки животных, особенно племенных, требуют, чтобы на всем пути следования для них были созданы такие условия содержания и кормления, которые бы приближались к нормальным условиям их жизни в хозяйствах.
Сопровождающему лицу на всех животных выдают ветеринарное свидетельство, подписанное представителем Государственной ветслужбы, где указывается, откуда и куда следуют животные, их количество и вид (группа), благополучие животных по инфекционным болезням и каким обработкам они подвергались перед отправкой. Кроме ветеринарного свидетельства, должны быть хозяйственная накладная и путевой лист или спецификация, в которых также указывается, откуда (станция отправления) и куда (станция назначения) следуют животные, их количество. При отсутствии этих документов отправка животных, погрузка их в вагоны, пароходы (баржи), автомашины или перегон по дорогам не разрешается.
Животных, которых отправляют на выставки, выводки, ипподромы, а также в хозяйства, после выгрузки размещают в отдельных помещениях — изолируют от остального поголовья на один месяц. За это время ветслужба хозяйства проводит клиническое наблюдение, необходимые исследования, а если нужно, то и специальную обработку. Только после профилактического карантина и полного благополучия завезенных животных допускают в общее стадо хозяйства.
Перед перевозкой проводят необходимую работу по подготовке транспортных средств и условий погрузки животных. Ответственное за погрузку лицо (ветеринарный специалист или зоотехник) организует осмотр и подготовку погрузочной площадки (железнодорожная рампа, эскарпы, специальные трапы и пр.). Тщательно обследуют вагоны, палубы, трюмы, кузова автомашин и другие средства перевозок. Обращают внимание на очистку их от посторонних, особенно острых и твердых предметов, целость полов, стен, дверей, окон. Все острые выступы, предметы, а тем более торчащие внутрь гвозди, крючки убирают. Вагоны, палубы, трюмы, кузова автомашин промывают и дезинфицируют.
Вагоны должны иметь соответствующее количество поперечных, а четырехосные — продольных перегородок, дверные решетки, кормушки, поилки, метлы, лопаты, ведра и освещение. Палубы и трюмы оборудуют ограничительными барьерами, клетками. При перевозках морским путем запасают определенное количество пресной воды. На автомашинах делают дополнительные ограждения бортов, перегородки, а в жаркое время предусматривают и специальную защиту от солнечных лучей. При продолжительных перевозках (сутки и более) нужен запас кормов. Сопровождающее лицо, особенно если перевозят или перегоняют большое количество животных, снабжают ветаптечкой и средствами для оказания первой помощи. Обычно на каждые 1—3 вагона положен один проводник. В вагоны грузят не более чем трехсуточный запас кормов из расчета: для лошадей сена (в тюках) —8 кг, концентратов (зерновых) — 2; для крупного рогатого скота — соответственно 12 и 4; для овец и коз — 2 и 1; для свиней — концентратов 4 и для птицы — не более 1 кг зерновых кормов на 16 кг живой массы. При перевозках рекомендуют заготавливать в сутки на одну голову подстилки: для 374
лошадей — 2 кг; крупного рогатого скота — 2—3,5, свиней—1,5 и овец — 0,2 кг.
Только после полной
исправности и оснащения
Перевозку животных по железной дороге осуществляют в специальных вагонах (четырехосный вагон системы А. К. Лаврика), а также используют обычные двух- или четырехосные крытые товарные вагоны. Все вагоны железная дорога должна надлежащим образом оборудовать дверными решетками, фуражными досками, кольцами для привязывания животных, фонарями и стремянками. Остальное оборудование и инвентарь (ведра, лопаты, метлы и пр.) предоставляет отправитель.
В вагоне животных размещают продольно — головами к поперечному проходу, где обычно находится запас кормов и подстилка, или поперечно — головами к одной из продольных стен вагона. Продольное размещение применяют при перевозках лошадей, племенных крупных животных, а также при дальних перевозках скота на убой. Поперечное размещение позволяет более эффективно (на 20%) использовать площадь вагона.
При перевозках особо ценных, племенных животных для постоянного наблюдения и ухода за ними выделяют на каждый вагон 1—2 проводников. В их обязанности входит размещать животных в вагонах, закреплять дверные решетки, правильно использовать оборудование и инвентарь. Проводники своевременно кормят, поят и чистят животных, следят за чистотой вагонов, не допускают в вагоны посторонних лиц.
Существуют средние нормы погрузки животных в вагоны. В четырехосный вагон рекомендуется грузить: крупного рогатого скота взрослых—16—24 головы, молодняка — 24—28, телят — 36—50; овец и коз — 80—ПО; свиней массой до 80 кг — 50—60, 80— 100 кг —44—50, массой 100—150 кг —32—44, более 150 кг —20— 32; лошадей — не более 14 голов. Перевозка птицы и кроликов в клетках ведется исходя из норм погрузки в четырехосный вагон: кур 850—1050, гусей — до 250, уток — 400—450, индеек — до 500, кроликов — до 500, лисиц, песцов—100, норок, соболей — 200, нутрий— 150. В двухосный крытый товарный вагон грузят: лошадей — 8 голов, взрослого крупного рогатого скота —8—12, молодняка — 12—14, телят—18—25 в зависимости от возраста, овец и коз — 40—55; свиней — в среднем до 30 голов (массой до 80 кг — 25—30; 80—100 — 22—25, 100—150 кг—14—22, более 150 кг —по 10—14); верблюдов не более четырех голов. Племенных животных в вагонах обычно размещают в меньшем количестве, что определяется соглашением хозяйств и ветнадзора дороги.
При перевозке рогатого скота, овец и свиней на двери вагонов навешивают решетки. Кроликов и птицу грузят в вагоны в специальных клетках. Диких животных и пушных зверей перевозят также в клетках с отдельными, специально устроенными решетчатыми дверцами.
В теплое, а тем более в жаркое время года при перевозке животных вагоны проветривают через двери и люки. Последние при движении открывают только с одной подветренной стороны по ходу поезда, а на стоянках — с обеих сторон. Чтобы предупредить перегрев свиней, в жаркое время необходимо не только вентилировать вагоны, но и систематически поливать полы водой. Железнодорожными правилами не допускается погрузка свиней в зимний период при температуре наружного воздуха ниже —25°С, а в летний период— крупных жирных свиней массой более 100 кг при температуре 25°С и выше.
В вагонах поддерживают чистоту и сухость. Проводники ежедневно их убирают, очищают от навоза, который складывают в определенном месте и выбрасывают только в местах (пунктах), отведенных для этой цели железной дорогой. Чтобы навоз не высыпался при движении поезда, полы вагонов заранее ремонтируют, а около дверей делают дощатое перекрытие. Кормят животных через определенные промежутки времени, но не реже 3 раз в сутки, поят зимой— 1—2 раза, летом 2—3 раза.
Если животные в пути заболели или пали, проводник срочно сообщает об этом главному кондуктору, а последний докладывает о случившемся по радио или телеграфу ветнадзору железной дороги для принятия мер. Все ветеринарные требования при перевозках регламентируются Ветеринарным уставом, а также соответствующими инструкциями и правилами.
Перевозки животных водным транспортом. Подготавливают животных для перевозок водным транспортом так же, как и по железной дороге. Водным транспортом перевозят обычно большие партии скота на специально оборудованных самоходных судах или баржах. В местах погрузки скота (в портах, пристанях) предусматривают причалы, загоны для скота, навесы с запасами кормов, воды, инвентаря, места для кормления и водопоя животных. Тут же размещают службу ветеринарного надзора, помещения для дез-обработки транспортных судов и изолятор.
Перед погрузкой животных
специалисты ветслужбы
При перевозке на специальных судах или баржах скот содержат группами свободно в загонах, перегороженных деревянными решетками. Крупных животных, особенно на грузопассажирских судах, привязывают к барьерам (кольцам). Мелких животных (поросят, козлят, кроликов, птиц, кошек и др.) перевозят только в специальная автомашина (автоскотовоз на шасси ГАЗ-63).
клетках, корзинах, ящиках или другой таре с дном, а агрессивных животных (собак и др.)—в намордниках, на привязи.
Размер площади при перевозке животных на судах на одну голову определяется по средним нормам (в м2): для племенных лошадей — 2,5—3; рабочих лошадей — 2,0—2,25; быков и крупных коров — 2,25—2,5; коров—1,8—2,25; телят—1—1,5; овец и коз— 0,5—0,75; свиней крупных —1,0—1,5; свинок —0,5—0,75; подсвинков— 0,3—0,5. Ухаживает за животными и кормит их проводник. Положено иметь не менее одного человека на 20 лошадей или крупного рогатого скота, на 60 овец или на 30 свиней и телят, на 10 клеток с птицей или кроликами. В случаях заболевания или гибели животных в пути об этом ставят в известность транспортный ветнадзор. Больных и трупы павших животных сдают, навоз сбрасывают в определенных местах.
Перевозка животных на автомашинах. Для перевозки животных всех видов используют как автоскотовозы, так и обычные грузовые машины. Последние дополнительно оборудуют — наращивают борта до высоты не менее 100—110 см, делают перегородки, натягивают тент. Автоскотовозы — это специальные машины с удлиненным шасси, на которых оборудован кузов типа фургона. К кузову положен складной трап — мостик. Крытый кузов такой автомашины с решетчатыми стенами в верхней трети их позволяет размещать в нем на привязи (по длине или поперек) крупных животных (рогатый скот, лошади), а без привязи — мелких. Для перевозки мелких животных кузов имеет 2—3 отсека с дверками. В один автоскотовоз можно погрузить до 38 голов крупного рогатого скота, 60 свиней или 135 овец. Птицу и кроликов перевозят в кузове с многоярусными клетками.
Воздушным транспортом (грузовые специальные или приспособленные самолеты, вертолеты) перевозят суточных цыплят, спортивных лошадей, ценных племенных, а иногда и других животных. Цыплят транспортируют в ящиках, для крупных животных
на полу самолета оборудуют специальные станки (клетки). Грузовыми самолетами или чаще вертолетами можно перевозить овец и молодняк рогатого скота на высокогорные пастбища.
Перегон животных по грунтовым (шоссейным) дорогам — наиболее распространенный и довольно эффективный способ перемещения здоровых животных. Перегоняют их чаще всего с целью доставки после откорма (нагула) на мясокомбинаты, а также на пастбища, особенно при отгонном содержании.
Эффективность перегона, сохранность животных и их упитанность зависят от тщательности подготовки животных, комплектования гуртов, отар, состава и подготовленности гуртоправов, гонщиков, чабанов, всего обслуживающего персонала, а также подготовки всей трассы перегона (состояние дорог и мостов, водопой, пастбища, запасы кормов и пр.). Перед выгоном всех животных подвергают тщательному ветеринарному осмотру. При этом выделяют всех слабых, старых и не способных к длительным перегонам животных. Из здоровых животных, желательно одинаковых по возрасту, полу, состоянию упитанности, комплектуют гурты или отары: крупный рогатый скот не более 200 голов, молодняк — 250 голов, овцы и козы (отарами) — 600—800 голов.
Большое значение при перегонах имеет скорость передвижения. Крупный рогатый скот следует перегонять со скоростью 15—18 км в сутки, овец— 10—15 км, а свиней — 8 км. Лучше всего перегонять животных в прохладное время (рано утром или вечером). Скорость движения, а также остановки в пути следования для кормления, поения и отдыха животных определяют в плане перегона после предварительного изучения маршрута и трассы, обеспеченности животных на пути следования водопоем, пастбищем или запасами кормов.
Животных перегоняют по заранее изученным маршрутам, определенным, наиболее спокойным по движению грунтовым дорогам, благополучным по инфекционным болезням. Маршруты и обходные дороги для перегонов скота согласуют и утверждают с Государственным ветеринарным надзором. В пути следования за животными наблюдают, отстающим оказывают помощь или же их комплектуют и к месту назначения доставляют автотранспортом. В пунктах отдыха животных в разгоряченном состоянии 1—2 ч не поят. При длительном передвижении каждые 5—7 дн. животным дают отдых 1—2 сут.
Следует избегать перегонов животных по жестким, твердым, каменистым шоссейным дорогам. Нежелательны также ненастная погода (метели, сильные дожди, морозы) и жаркие, знойные часы суток. Следует предупреждать возможные заболевания животных в пути, особенно конечностей, перегрев и солнечный удар, перекорм животных сильнобродящими зелеными кормами (острое расширение рубца) и др.
На всем пути следования животных сопровождает бригада опытных гонщиков, чабанов во главе с бригадиром или старшим гуртоправом (чабаном). Эти люди и отвечают за обслуживание 378
животных в пути, строго соблюдая все зоотехнические, зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования. Бригадир или старший гуртоправ, кроме ветеринарного свидетельства и маршрутного (путевого) листа, получает для обслуживания животных аптечку с медикаментами, перевязочными и другими материалами, транспорт, а также необходимые в пути следования продукты питания и инвентарь (топоры, веревки, ведра, фонари, пресную воду, поваренную соль для животных). При массовых сезонных перегонах животных на пастбища и обратно (Казахстан, республики Средней Азии и др.) по пути маршрута организуют для обслуживания животных специальные ветеринарные пункты. При одновременном перегоне нескольких гуртов или отар их обслуживает специально выделенный для этого ветеринарный работник. Каждый перегон должен быть организован и проведен так, чтобы все животные остались здоровыми и не было потерь в их живой массе.
Лекция №11
Тема: Гигиена крупного скота