Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций
Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.
Студентам следует уделить внимание анализу правового положения колхозов - сельскохозяйственных производственных кооперативов, изменению их статуса в условиях рыночной экономики, Примерному уставу колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятому 13 февраля 1992 г. Съездом колхозников России. Совхозы в условиях перехода к рыночной экономике и образования новых хозяйственных формирований продолжают играть существенную роль. Однако в их правовом положении произошли существенные изменения. При характеристике их правового статуса следует использовать положения, содержащиеся в Примерном уставе сельскохозяйственного производственного кооператива, одобренном Постановленем Правительства РФ от 28 июля 1994 года «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области», Рекомендациях по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования в соответствии с действующим законодательством, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ 4 января 1993 г. Указанные нормативные акты подлежат изучению с учетом нового Закона «О сельскохозяйственных кооперативах», действие которого предусмотрено в Законе о введение в действие Гражданского кодекса РФ. Изучение данного закона позволит студентам уяснить особенности правового положения потребительских непроизводственных кооперативов, представленных кооперативными предприятиями по производственно-техническому, агрохимическому обслуживанию, материально-техническому снабжению крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных производственных кооперативов, колхозов, совхозов, хозяйственных обществ.
Правовое
положение сельскохозяйственных акционерных
обществ иных хозяйственных обществ,
государственных предприятий
Заметную роль в аграрной экономике играют подсобные сельские хозяйства промышленных и иных предприятий и организаций, получающие все большее развитие в настоящее время. Поэтому правовому регулированию
37
их деятельности и особенностям их правового положения также должно быть уделено соответствующее внимание.
В качестве дополнительной литературы рекомендуется:
Веденин Н.Н. Приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты). // Государство и право. -1993 - N 4.
Правовое положение производственных предприятий. (Под ред. В.В. Лаптева - М., 1993).
Мозолин
В.П. Право собственности в
ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ
Изучение данной темы следует начинать с понятия крестьянского хозяйства как индивидуального (семейного) предприятия, создаваемого и действующего в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица.
Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства на принципах экономической выгоды (ст.1 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
В приведенной дефиниции содержится определение крестьянского (фермерского) хозяйства, из которого следует, что: во-первых, это самостоятельный субъект права, наделенный соответствующими хозяйственными функциями; во-вторых, этот субъект наделен правами юридического лица; в третьих, установлен круг лиц, которые вправе вести крестьянское (фермерское) хозяйство; в-четвертых, указана специальная правосубъектность субъекта, т.е. цель его образования и деятельности; в пятых, определены состав имущества и режим его использования, в том числе земельных участков.
При
изучении данной темы акцент следует
сделать на характеристику прав и
обязанностей, которые приобретает
крестьянское хозяйство как участник
отношений собственности и
Исходным пунктом для изучения правосубъектности крестьянского хозяйства является порядок создания крестьянских хозяйств. Он определен Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Законодательство
различает две категории
1)
работники
2)
граждане, которые
по роду работы
не связаны
с сельскохозяйственным
Для каждой категории граждан установлен особый правовой режим
38
предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства.
Одна
из основных проблем порядка создания
крестьянского хозяйства - определение
размера земельного участка, предоставляемого
для ведения крестьянского
При изучении данной темы следует изучить также Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденные Министерством сельского хозяйства РФ 14 января 1992 г.
Центральный вопрос данной темы - право частной собственности на землю и имущество крестьянского хозяйства. Исходным пунктом для изучения указанной проблемы должно стать понятие права частной собственности гражданина, данное в Конституции РФ, ГК РФ.
Положения, касающиеся социальной и юридической природы крестьянских хозяйств, дополнены, учтены, видоизменены в проекте Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», подготовленном в 1994 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и специалистами по аграрному праву Института государства и права РАН, и здесь обоснованно предлагается закрепить традиционный взгляд на крестьянское хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство (Аграрное право. Учебное пособие. Москва, 1996).
Студентам
необходимо изучить правовой режим
имущества крестьянского
Общие нормы законодательства по этим вопросам содержатся в Основах гражданского законодательства (ст. 44-56), в законах «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст.5). Закон о крестьянских (фермерских) хозяйствах дает открытый перечень объектов, входящих в состав имущества хозяйства. (Предпринимательское право. Москва, 1993г.).
Особого анализа требует вопрос о праве членов колхозов, работников совхозов, обществ и товариществ на имущественный пай при выходе из их состава.
39
Важным источником формирования имущества крестьянского хозяйства являются долгосрочные и краткосрочные кредиты. В проекте программы развития и государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций в Республике Башкортостан на 1993-1995 гг. были также направления:
-финансово-кредитное регулирование;
-льготное страхование;
-ценовое
регулирование товарного
-оптимизация земельных наделов;
-стимулирование
фермерского кооперативного
-регулирование
материально-ресурсного
производственной деятельности и др.
Потребность фермерских хозяйств в льготном кредитовании определяется из расчета 10 млн. рублей каждому в год.
Это отмечают ведущие юристы-аграрники. Студенты, изучающие аграрное право, должны также знать, что в связи с существенным обновлением гражданского и иного законодательства Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в значительной степени устарел и не способствует углублению аграрной реформы. Кроме того, названный Закон в настоящее время действует лишь в части, не противоречащей ГК РФ, что создает значительные трудности в правоприменительной практике. Поэтому настоятельной потребностью становится принятие Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в новой редакции. (Организационно-правовые проблемы фермерства. Уфа, 1994 г.).
Изучая механизм кредитования, студент должен усвоить вопросы, относящиеся к объектам затрат в кредитных правоотношениях, условиям и срокам обеспечения возвратности кредитов - залогу, гарантиям, поручительству. Для характеристики прав и обязанностей граждан по ведению крестьянского хозяйства используется общедозволительный метод, в соответствии с которым крестьянскому хозяйству разрешено все, что не запрещено законом. Студентам необходимо ознакомиться с нормами Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который закрепляет право крестьянского хозяйства требовать в судебном порядке возмещения убытков и упущенной выгоды, причиненных действиями государственных, общественных и кооперативных органов.
Вместе с тем для предоставления защиты крестьянским хозяйствам в этих отношениях законодательство придает особое значение таким экономическим рычагам, как цены, тарифы, расценки на основные виды услуг, предоставляемых сельскому хозяйству. В современных условиях также
40
остро стоит вопрос об усилении антимонопольных и антизатратных функций цен, расценок, тарифов на производственно-техническое обслуживание крестьянских хозяйств, усиление государственного контроля за уровнем договорных цен на услуги, соблюдением правил, основанных на эквивалентном обмене эффективно работающих на становление и развитие рынка новых рыночных структур в сфере материально-технического обслуживания крестьянских хозяйств. (Аграрное право. М, 1996)
С включением в рынок крестьянских хозяйств особое значение приобретают правила, обеспечивающие свободу деятельности крестьянских хозяйств в выборе контрагентов, заключении договоров на реализацию сельскохозяйственной продукции. Одновременно студент должен ознакомиться с правилами, обеспечивающими надежное, бесперебойное материально-техническое обслуживание крестьянских хозяйств.
Основным
является вопрос о реформе материально-
Эффективность фермерских хозяйств в значительной степени обусловлена взаимоотношениями фермерства и агробизнеса. Агробизнес - это сельское хозяйство и отрасли промышленности и торговли, обслуживающие сельскохозяйственное производство и поглощающие его продукцию. От качества и объема продукции агробизнеса зависят издержки производства, производительность труда и другие показатели деятельности фермерских хозяйств. Любое техническое усовершенствование продукции агробизнеса ведет к дополнительному росту продукции сельского хозяйства. Для реализации концепции развития сельского хозяйства на уровне РФ и ее субъектов, ряд ученых-юристов считают, жизненно необходимо иметь специальные программы развития фермерских хозяйств. «Сегодня можно вести речь об учреждении шести нижеследующих программ, - полагает профессор Раянов Ф.М., - это:
1) поддержка страхования урожая фермерских хозяйств;
2) гарантии минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию;
3) финансовых льгот фермерским хозяйствам;
4) страхование потерь в результате несчастных случаев с фермерами;
5)
охраны окружающей среды в
процессе
6)
правового обеспечения
41
В заключении следует дать характеристику имущественных прав и обязанностей крестьянских хозяйств в сфере расчетных, налоговых, страховых отношений.
Студентам необходимо также остановиться на соотношении принципов трудового характера землевладения крестьянских хозяйств и возможности применения наемного труда в сфере индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве. Широкое развитие фермерских хозяйств, несмотря на трудности переходного к рыночной экономике периода, выдвигает проблему правового регулирования наемного труда в этих хозяйствах, относящихся к частному сектору в экономике страны. Правовое регулирование труда всех наемных работников в Российской Федерации и Республике Башкортостан (как в государственных, так и колхозно-кооперативных структурах) осуществляется на основе трудового законодательства. Из данного единства правовой регламентации не может быть исключен и наемный труд в фермерских хозяйствах.
Важнейшим
требованием регулирования
В качестве дополнительной литературы рекомендуется:
Аграрная реформа в Российской федерации: Правовые проблемы и решения. ИГП РАН, М., 1998 г.
Актуальные проблемы аграрной реформы в РБ. Уфа. 1996;
Веденин Н.Н. Аграрное право. Учебник. М., Юриспруденция. 2000.
Устюкова
ВВ. Правосубъектность
Чубуков Г.В. Фермерам отвечает юрист. - М. : Юрист, 1994;
Организационно-правовые проблемы фермерства. - Уфа, 1994;
Файзуллин Г.Г. Правовое обеспечение развития фермерства. М.. 1996г.
42
ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА ГРАЖДАН