Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций
Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.
Уместно также отметить и то, что механизм государственного регулирования в США опирается на развернутую законодательную базу, снабженную подробными комментариями и инструкциями. Например, только для работы Федеральной контрактной системы в США разработано 43000 законодательных актов, немалое количество из них касается аграрного сектора экономики.
В России сегодня на уровне высших эшелонов власти осознают важность усиления государственного управления экономикой, в том числе и ее сельскохозяйственным сектором. Для этого приняты: пакет федеральных законов, федеральных целевых программ, подзаконных нормативных актов.
Как считают аграрии-правоведы, государственное регулирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом - важнейшая предпосылка и условие успешного осуществления в России аграрной реформы.
В
Федеральном законе от 14 июня 1997 г. «О
государственном регулировании
агропромышленного
31
реализацию
сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия, включая рыбу и
морепродукты, а также производственно-
Мы
также разделяем мнение некоторых
авторов научных исследований, что
государство обязано
1.
Правовое регулирование и
2. Налоговая политика, предусматривающая не столько реализацию налоговых льгот, сколько упрощение системы налогообложения;
3. Прямое государственное финансирование (там, где это необходимо самому государству);
4.
Гарантированные цены и
5. Кредитование и страхование.
Следует
согласится с авторитетным мнением
профессора Р.А.Ханнанова, который полагает,
что на современном этапе развития,
когда государство ставит первостепенной
задачей решение
Вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий не допускается, кроме как по установленным законодательством Российской Федерации основаниям и в пределах правомочий указанных органов. Регулирование аграрных отношений государством осуществляется преимущественно экономическими и правовыми методами, а прямое вмешательство в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается.
Экономические методы регулирования аграрных отношений ярко проявляются через бюджетное финансирование и поддержку целевых программ развития сельского хозяйства путем сельскохозяйственного кредитования и налогообложения, регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и материально-
32
технические средства, поставляемые для села.
Кроме того, профессор Веденин Н.Н. объективно предполагает возрастание в современных условиях роли нормативно-правового регулирования агропромышленного производства, поскольку без норм права и вне права ни о каком, кроме как криминальном регулировании не может быть и речи.
С
учетом сказанного, государственное
регулирование
В соответствии с Указом Президента РБ от 30 июня 1996 г. «О выпуске республиканских казначейских обязательств» и в целях оптимизации процесса исполнения республиканского бюджета, преодоление кризиса неплатежей в агропромышленном комплексе постановлением Кабинета Министров республики выпущены республиканские казначейские обязательства по авансированию товаропроизводителей за поставку зерна для государственных нужд в счет бюджетной ссуды на формирование фонда на закупку зерна и продовольствия в пределах ассигнований, предусмотренных статьей 20 Закона РБ «О государственной бюджетной системе РБ на 1996 год». Первый выпуск республиканских казначейских обязательств состоялся 01.02.1996 г. на общую сумму 100 млрд. рублей (газета «Известия Башкортостана» от 1 февраля 1996 г.).
Органы государственной власти и управления всех уровней обязаны обеспечить финансирование и материально-техническое снабжение жилищного строительства, объектов культуры, здравоохранения, школ и дошкольных учреждений, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, строительства дорог, в том числе внутрихозяйственных, газификации, электрификации и связи (Постановление Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения Российской деревни и развития агропромышленного комплекса» от 3 декабря 1990 г.).
Правительством Российской Федерации разработана долгосрочная и утверждаются ежегодные программы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и союзов, отвечающих рыночной экономике. В них предусматривается выделение бюджетных ассигнований (с последующей индексацией) на оказание государственной поддержки фермеров и развитие межфермерской кооперации.
В соответствии с Земельным кодексом и законами «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Республики Башкортостан проделана
33
определенная работа по их реализации. В 1993 году создано более 1200 крестьянских (фермерских) хозяйств. На 01.01.94 г. общее число крестьянских и фермерских хозяйств республики составляло 4536. Им предоставлено 108,2 тыс. га. земли, на одно хозяйство приходится 24 га. (Организационно-правовые проблемы фермерства. Уфа, 1994). Финансовая поддержка агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям:
- создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства;
финансирование капитальных вложений на развитие сельскохозяйственных наук и реализацию федеральных целевых программ;
-
компенсация части затрат
на производство отдельных
видов сельскохозяйственной
-
создание условий для перехода
к возмещению из
-
компенсация части затрат на
содержание объектов
дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональный продовольственные фонды, а также льна и конопли;
-дотирование
развития племенного
-
компенсация части затрат на
электрическую и тепловую
- финансирование государственных мероприятий по улучшению земель, содержанию ветеринарной сети и пр.;
-
возмещение части затрат
- оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств;
- формирование страховой системы в аграрном секторе с компенсацией части страховых платежей за счет средств федерального бюджета.
34
В
настоящее время треть
Применение Закона РБ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд в РБ», Закона РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» и Закона РБ «О сельскохозяйственной кооперации в РБ», Закона РБ «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан» и Закона РБ «О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Башкортостан» позволяет более эффективно реализовать вышеуказанные задачи в аграрном секторе экономики. Оно осуществляется путем установления низких кредитных ставок и оплаты разницы в процентных ставках за счет средств бюджета. При этом краткосрочные кредиты на производственные цели фермерам, их кооперативам будут предоставляться из расчета уплаты 8% годовых, а долгосрочные (инвестиции) сроком до 20 лет с уплатой 5% годовых и погашением в соответствии со сроками окупаемости кредитуемых мероприятий. Наряду с финансово-кредитной поддержкой развития и становления крестьянских (фермерских) хозяйств государственными органами республики Башкортостан разрабатываются иные меры регулирования и стимулирования важнейших правительственных программ по повышению эффективности фермерских хозяйств. Среди них важное место занимает создание органов льготного страхования.
Предусматривается осуществлять меры государственной поддержки хозяйств, расположенных в экстремальных и неблагоприятных для ведения производства регионах. Многие отрасли агропромышленного производства функционируют сезонно. Результаты их окупаемости определяются, как правило, по итогам хозяйственного года. Такие производства не могут развиваться без поддержки кредитами. Студентам необходимо изучать правовые основы сельскохозяйственного кредита и объекты кредитования. Колхозы, совхозы, акционерные и другие хозяйственные общества, государственные сельскохозяйственные предприятия, кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства платят единый земельный налог. Вновь созданные крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от налогообложения на пять лет (ст. 17 Закона РСФСР «О социальном развитии села»). Помимо того, крестьянские акционерные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативные и государственные предприятия
35
обязаны вносить плату за имущество, производить отчисления в пенсионный фонд и фонд социального страхования, фонд занятости.
Фермеры
и сельскохозяйственные предприятия
реализуют свою продукцию, работы и
услуги, отходы производства по ценам
и тарифам, устанавливаемым самостоятельно
или на договорной основе, а в
случаях, предусмотренных
ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Государственный протекционизм в сельском хозяйстве стал одним из основных направлений деятельности Республики Башкортостан как крупного субъекта России. Не случайно аграрный сектор экономики республики переводится на рыночный путь при активном участии государственных органов. В отличие от других российских регионов в Башкортостане господствующее положение в аграрной сфере продолжают занимать колхозы и совхозы. Среди действующих в республике на начало 1999 года 983 крупных и средних предприятий сельскохозяйственной направленности 575 предприятий (59%) сохранили статус колхозов и совхозов. Несмотря на то, что в республике зарегистрировано 3443 крестьянских (фермерских) хозяйств, удельный вес производимой ими продукции в общей массе сельхозпродукции остается минимальным.
ГК РФ представляет работникам сельскохозяйственных организаций широкие возможности для выбора организационно-правовой формы сельскохозяйствования.
В данной теме необходимо раскрыть понятие и виды сельскохозяйственных предприятий, обратив особое внимание на новые хозяйственные формирования на селе - крестьянские (фермерские) хозяйства,
36
их ассоциации, кооперативы, акционерные общества и товарищества.
Подробно нужно изучить правовые основы реорганизации колхозов и совхозов, особенно Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. и Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г., «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г.