Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций
Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.
Фактически за два года Верховный Совет сумел создать правовую основу для осуществления земельной реформы на данном этапе ее проведения. Известные Земельный кодекс Башкирской ССР, законы «О земельной реформе в Башкирской ССР», «Об аренде в Башкирской ССР», «Об ответственности за нарушение земельного законодательства», Постановление Президиума Верховного Совета республики «Об образовании специального земельного фонда местных Советов народных депутатов» и другие важнейшие документы, принятые в 1991 - 1992 г., позволили проводить реформу АПК без значительных осложнений.
В настоящее время очень важную работу проводит преемник аграрного комитета Верховного Совета Башкортостана - Комитет Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по аграрным вопросам, продовольствию, экологии^ природным ресурсам и природопользованию.
По законодательству Российской Федерации гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных
14
предприятий, а также при расширении и дополнительном строительстве объектов этих предприятий, наряду с арендой земельных участков, дано право приобретать их в собственность. Продажа земельных участков в собственность осуществляется уполномоченными органами по цене не ниже нормативной.
Земельные участки, предоставленные гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, по их желанию ■ также могут продаваться им в собственность, порядок продажи указанных земельных участков установлен Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г.
Однако краеугольным камнем современной политики и дальнейшего реформирования земельных отношений становятся вопросы собственности на землю и взаимоотношения по этому вопросу федерального центра и субъектов федерации, согласно Конституции РФ и субъектов РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к вопросам совместного ведения. В то же время Конституция РБ, отнеся землю к достоянию (собственности) многонационального народа Башкортостана, относит вопросы владения, пользования, распоряжение землей к ведению республики, регулируемому законодательством РБ. В определенной степени проблемы снимаются Договором РФ и РБ от 3 августа 1994 г., который в статье 3 отнес этот вопрос к ведению республики с оговоркой, что по этим вопросам должны быть соглашения с федеральными органами власти.
Частная собственность на землю в Башкирской ССР не допускается. Проходивший 17 декабря 1995 г. референдум в Республике Башкортостан в соответствии с требованиями Закона РБ от 20 июня 1991г. «О референдуме Республики Башкортостан» в условиях широкой гласности, при свободном волеизъявлении граждан вынес на всенародное голосование главный вопрос: о купле-продаже земли, 84% из голосовавших сказали «нет» неограниченной купле-продаже земли. Потребности рыночной экономики потребовали наконец-то принять институт частной собственности на землю на региональном уровне. В связи с этим можно назвать ряд нормативно-правовых актов принятых законодателями Республики Башкортостан, в том числе Земельный кодекс РБ, Указ Президента РБ «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства». Особенно среди них можно выделить статью 10 Конституции РБ (новая редакция с поправками от 3 ноября 2000 года № 94-з Законом Республики Башкортостан),1 где «земля и
Конституция Республики Башкортостан. - Уфа. 2000. - С. 15.
15
другие
природные ресурсы могут
Таким образом, процесс приведения в соответствие законов республики в соответствии с федеральными законами продолжается. Следует отметить также и то, что депутатами Госсобрания правовой службой Администрации Президента, ведущими юристами вносится ряд поправок и с учетом федеральных законов. Правовые основы рынка капиталов (финансов, акций и других ценных бумаг) закреплены ГК РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и другими нормативно-правовыми актами. В агропромышленном комплексе правовые основы функционирования акций и других ценных бумаг конкретизируются в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в Указе Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлении правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991г. и другими нормативно-правовыми актами.
Таким образом, и в Башкортостане, поэтапно, с учетом региональных и национально-культурных факторов подходят к принятию института частной собственности на землю, что создает единое экономическое и правовое пространство для проведения реформ в аграрном секторе экономики по всей России.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельности сельскохозяйственного предприятия без права правопреемства, т.е. с момента ликвидации к субъектам не переходит право продолжения деятельности.
Ликвидация может быть добровольной или принудительной (по решению суда).
Лица,
выступившие инициаторами ликвидации
юридического лица, назначают ликвидационную
комиссию. В случаях, когда ликвидация
осуществляется в судебном порядке,
суд может возложить
16
1
Согласно
ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии
переходят полномочия по укреплению
делами сельскохозяйственного
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Если имеющиеся у ликвидируемого предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений процессуальным законодательством.
Сельскохозяйственное
предприятие считается
Рынок продовольствия в Российской Федерации формируется многопланово: через систему государственных продовольственных фондов и конкретный порядок закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, с помощью биржевого механизма через системы свободных контрактов, через частные торговые предприятия и организации потребительской кооперации. Правовые основы рынка продовольствия были ранее закреплены Указом Президента РФ «О формировании государственных продовольственных фондов на 1992 год» от 4 января 1992г., распоряжением Правительства РФ от 14 января 1992 г., Положением о контрактной системе закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в государственные ресурсы в 1992г., утвержденным Министерством сельского хозяйства и Министерством торговли и материальных ресурсов Российской Федерации от 16 марта 1992 г., Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992г., Уставом потребительской кооперации.
Централизованное установление объема закупок
сельскохозяйственной продукции и продовольствия по количеству и групповому ассортименту (культурам) в государственные ресурсы как обязательное основание для заключения контракта между производителем и потребителем с 1994 года предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. Крестьяне (фермеры) и сельскохозяйственные предприятия вправе распоряжаться произведенной продукцией по своему усмотрению. Они могут реализовать сельскохозяйственную продукцию и продовольствие путем заключения свободных контрактов, используя биржевой механизм, частные торговые предприятия, организации потребительской кооперации и колхозные рынки.
Правовые основы рынка средств производства для предприятий агропромышленного комплекса определены в настоящее время
17
постановлением Верховного Совета РФ «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материальными техническими ресурсами» от 26 июня 1991 г. и постановлением Правительства РФ о применении данного закона. Министерству сельского хозяйства РФ предложено всемерно содействовать созданию новых рыночных структур и форм снабжения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами товарных бирж, торговых домов, коммерческо-информационных центров, лизинговых фирм, брокерских контор, акционерных предприятий по снабжению и других. Особое внимание уделяется развитию товаропроизводящей сети, учитывающей специфику крестьянских (фермерских) хозяйств, созданию частных или государственных магазинов непосредственно в селах и поселках для продажи необходимой фермеру продукции.
Обеспечение АПК материально-техническими ресурсами на период перехода к рыночным отношениям осуществляется на основе: государственного заказа на продукцию производственного назначения по важнейшей номенклатуре; поставок в соответствии с заключенными союзными и межреспубликанскими договорами и соглашениями; свободного приобретения на рынке средств производства; закупок за рубежом.
Предприятия-производители
продукции АПК заключают
Обеспечение материально-техническими ресурсами колхозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе горизонтальных хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками и взаимодействия с организациями оптово-посреднической сети Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства торговли и материальных ресурсов РФ.
Рынок труда в сельском хозяйстве формируется на основе законодательства о занятости населения и мерах социальной защиты безработных. В частности, законы «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г., «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г., «О повышении социальных гарантий» от 19 апреля 1991 г. предусматривают также право работников на переподготовку и переквалификацию, в случае изменений условий занятости с сохранением средней заработной платы, а также материальное обеспечение в период временной незанятости с учетом
18
прожиточного минимума. Кабинет Министров, Федерация товаропроизводителей, Совет Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, исходя из необходимости стабилизации и подъема экономики и обеспечения действенной социальной защиты трудящихся в соответствии с Законом РБ «О коллективных договорах и соглашениях в РБ» заключают генеральные соглашения на отдельные годы, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, а также дополнительные трудовые и социальные гарантии, являющиеся основой для заключения отраслевых (тарифных), специальных соглашений, коллективных договоров.
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК
Прежде чем приступить к раскрытию данной темы, мы должны констатировать, что в АПК страны в условиях государственной собственности на землю и других средств производства в течение длительного периода не был реализован такой важнейший фактор эффективности и стабильности производства, как многообразие форм предпринимательства и форм собственности. В стране полвека монопольно господствовали колхозы и совхозы, где нельзя было и думать о личной выгоде, предпринимательстве. Обе эти формы по сути были схожи, так как функционировали в условиях государственной собственности на землю. Их социально-экономическое развитие шло на основе доведенных государством планов, госзаказов, социалистических обязательств на реализацию продукции, лимитов на поставляемые продукты (технику, ГСМ, удобрения и т.д.)'
В условиях всеобщей уравниловки в материальном стимулировании труда сводились на нет такие важные качества человека, как предприимчивость и творческое начало.
Реформирование колхозной и
совхозной форм организации
Принятие конституционных основ для развития
предпринимательства, принятие Гражданского Кодекса РФ и других нормативно-правовых актов позволили значительно расширить сферу и
19
предпринимательской деятельности на селе на основе различных форм собственности.
Индивидуальные
Деятельность
индивидуального
приобретать имущество или имущественное право (землю, скот, технику и др.);