Курс лекций по "Аграрному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций

Описание работы

Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.

Работа содержит 1 файл

аграрное право файзуллин кассимов.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

В Республике Башкортостан к унифицированным  аграрно-правовым актам относятся  законы «О земельной реформе в Башкирской ССР» и «Земельный кодекс Башкирской ССР» от 22 марта 1991 г.

8

Дифференцированные нормативно-правовые акты

Дифференцированные  акты аграрного законодательства -юридический  источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которых  лежит дифференциация (разделение, расчленение целого на различные части) регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствовании рынка.

К подобным актам аграрного законодательства относятся, в частности, Закон РФ от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации», Закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Закон РФ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью, а также Закон РБ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской ССР» от 21 марта 1991 г., «Об аренде в Башкирской ССР» от 18 июня 1991 г., «О плате за землю» от 28 февраля 1992 г., а также ряд других Указов Президента РБ и Постановлений Кабинета Министров РБ.

Указ  Президента Республики Башкортостан от 7 декабря 1995 года №УП-756 «О передаче гражданам  в собственность земельных участков для веления личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства  и обслуживания    индивидуального    жилого    дома,    дачного    и    гаражного

строительства».

Формирование  новой системы аграрных отношений, базирующейся на многообразии форм собственности  и хозяйствовании в условиях рынка, порождает дифференциацию аграрного законодательства.

Нормативно-правовые акты аграрного законодательства по способу их формирования допустимо  делить на акты делегированного правотворчества  и санкционированного правотворчества. Большинство основных источников аграрного  права, как и любой другой отрасли права, является результатом государственного правотворчества, то есть нормативными актами, принятыми государственными законодательными или исполнительными органами, или муниципальными органами. Однако специфика аграрного права заключается в том, что в нем значительную роль играют акты делегированного и санкционированного правотворчества. Такое разделение осуществляется в зависимости от того, какого рода субъекты

принимают нормативные акты.

Делегированное правотворчество означает, что государство поручает или иным образом дает полномочия на принятие нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, сельскохозяйственным организациям и предприятиям, и органам крестьянского самоуправления. Наиболее известным примером источников аграрного права, созданных на основании делегированных государством полномочий, служит Примерный

Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного  кооператива), утвержденный Съездом  колхозников России 13 февраля 1992 года. К числу актов делегированного  правотворчества относятся разного рода локальные нормативные правовые акты, такие, как правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, коллективном подряде и т.д.

Санкционированное правотворчество  выражается в том, что государство придает юридическую силу, одобряя, утверждая в установленном порядке уже принятые негосударственными организациями и предприятиями нормативные акты. Наиболее распространенным видом санкционированного правотворчества является утверждение государственными органами уставов сельскохозяйственных организаций и предприятий, осуществляемое в процессе государственной регистрации последних.

Определенная  часть нормативных предписаний, регулирующих аграрные отношения, закреплена в комплексных актах, являющихся источниками права ряда отраслей. Как правило, это законы Российской Федерации и ее субъектов. Нормативной базой правотворчества всех видов выступает Конституция Российской Федерации, которая характеризуется верховенством в системе законодательства, демократической и гуманистической направленностью, стабильностью конституционных предписаний, единством нормативных и программных начал.

В последнее время значительно  возросла роль текущих законов в  регулировании аграрных отношений. Особо следует выделить законы, обеспечивающие функционирование многообразия форм собственности, разгосударствление и приватизацию, равные правовые и экономические условия частных, кооперативных, государственных сельскохозяйственных предприятий и объединений.

Большая часть аграрного законодательства состоит из подзаконных актов.

Особое  внимание следует уделить изучению Указов Президента Российской Федерации, которыми определен правовой механизм реализации земельной и аграрной реформы.

Видное  место занимают Постановления Кабинета Министров и Правительства, объектом которых являются различные виды аграрных отношений в области развития и взаимодействия частной, государственной, муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций. На основе правительственных постановлений обеспечивается финансовое, валютное, кредитное, налоговое, ценовое регулирование сельского хозяйства.

В системе источников аграрного права  многочисленные нормативные акты министерств  и ведомств, в том числе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, комитетов по земельным ресурсам

10

и землеустройству Российской Федерации  и Республики Башкортостан.

Студентам основное внимание надо уделить анализу  рекомендаций Министерства сельского  хозяйства и продовольствия РФ по реорганизации колхозов и совхозов, которые закрепляют основные принципы аграрной реформы, определяют основные направления реорганизации колхозов и совхозов. Особого изучения требует проблема применения актов бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации. В данном случае следует иметь в виду, что применение законов бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации допустимо, если законы и нормативные акты бывшего Союза ССР приняты в пределах полномочий, переданных союзным органам Российской Федерации, если они ратифицированы или подтверждены соответствующими органами государственной власти и управления РФ, если соответствующие общественные отношения не урегулированы законами РФ.

В аграрном праве широко применяются  такие нормативные акты, как примерные  уставы, типовые положения, примерные  правила, типовые договоры, рекомендации и другие источники. Они довольно широко используются в сельскохозяйственном кооперативном законодательстве, которое в настоящее время выступает важной составной частью аграрного законодательства.

В связи с реализацией аграрной политики, направленной на поддержку частных и коллективных сельскохозяйственных предприятий, особо должен быть выделен вопрос о правовой природе Примерного Устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), который определяет экономические, социальные, организационные и правовые основы деятельности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов). В настоящее время действует Примерный Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятый съездом колхозников России 13 февраля 1992 г. Его нормы применялись с учетом Рекомендаций по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, в соответствии с действующим законодательством. Они утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 января 1993 г.

Сельскохозяйственные  производственные кооперативы широко практикуют издание нормативных  актов, за которыми государство признает силу источников права. К ним относятся: устав конкретного сельскохозяйственного  производственного кооператива, правила внутреннего распорядка сельскохозяйственного производственного кооператива, положения об оплате труда, внутрихозяйственном расчете, коллективном подряде, аренде, другие внутрикооперативные акты. Студент обязан понять сущность и природу санкционированного правотворчества государства, делегированного правотворчества сельскохозяйственных производственных

11

кооперативов, уяснить порядок принятия локальных  нормативных актов, определить условия  их деятельности.

Виды  локальных правовых актов, входящих в норматив, которые принимаются сельскохозяйственными товариществами, обществами, в том числе          и          акционерными          обществами,          государственными

сельскохозяйственными товариществами, обществами, в том  числе и акционерными обществами, государственными сельскохозяйственными предприятиями, регламентированы ГК РФ и общими и специальными законами, определяющими правовой статус каждого вида предприятий. При изучении темы «Источники аграрного права» следует изучить руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Для успеха земельной реформы (и экономической  реформы в целом) необходимо правовое закрепление режима собственности на землю, которое, опираясь и на опыт других стран, и на опыт самой России, должно способствовать установлению таких земельных отношений, которые решали бы многие современные проблемы и исключали бы негативные последствия в будущем.

Важнейший аспект экономической системы общества -государственное вмешательство  в экономику, в данном случае - право  частной собственности на землю. Осознавая необходимость существования  частной собственности для нормальной экономической деятельности, так же, как и то, что частная собственность, в том числе на землю, относится к естественным правам человека, трудно не согласиться с идеей Ш. Монтескье: «Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных, и какую часть оставлять им».'

Сложившаяся за годы Советской власти структура государственных и  кооперативных предприятий в  агропромышленном комплексе была не приспособлена к рыночным отношениям, а изначально ориентирована на государственные закупки, снабжение, регулируемые цены и т.п.

Одной из задач аграрной реформы стало  создание иной структуры, больше отвечающей требованиям рыночной экономики, базирующейся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия. Основными путями формирования производственной структуры стали приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов. В

' Монтескье IIJ. Избранные произведения. М, 1955. С. 337.

12

 

результате  этих процессов создается система  мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции. Они кооперируют в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе. Также создается система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребителя.

С начала реальных экономических преобразований в России и Башкортостане          начались          реорганизация          и          приватизация

сельскохозяйственных  предприятий.

Реорганизация - это процесс разделения предприятий  на более мелкие предприятия, слияние  с другими предприятиями или  преобразование их в иную организационно-правовую форму.

В настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике, реорганизация  сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза и т.п.) представляет собой переход прав и обязанностей к другим лицам, продолжающим его  деятельность. ГК РФ и различает  пять видов реорганизации:

1.   Слияние (два или более юридических лиц превращаются в одно);

2.   Присоединение      (одно      или      несколько      юридических      лиц присоединяются  к другому);

3.   Преобразование (юридическое лицо  одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида);

4.   Разделение (юридическое лицо делится  на два и более юридических  лиц);

5.   Выделение  (из  состава юридического  лица  выделяется  одно   или  несколько юридических лиц, при  этом юридическое лицо, из которого  произошло выделение, продолжает существовать).

Особым  случаем выделения из юридического лица является создание крестьянских хозяйств. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает свободный  выход члена сельскохозяйственного  предприятия с наделением его землей для организации крестьянского хозяйства, за исключением отдельных видов предприятий, перечень которых оговаривается законом (учебно-опытные, опытно-производственные и т.п.). При этом никакой орган сельскохозяйственной организации или уполномоченный государственный орган не вправе препятствовать организуемому крестьянскому хозяйству праву обратиться с иском в суд, решение которого является окончательным и подлежит исполнению.

Организация сельскохозяйственного предприятия  считается совершенной     и     влечет    соответствующие     последствия     с     момента

13

государственной регистрации вновь возникших  юридических лиц (кроме варианта присоединения, ст. 57 ГК РФ).

Приватизация  представляет собой процесс получения  гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах и земля подлежит приватизации. В результате приватизации земли и средств производства в ЛПК сложатся: земельный, финансовый, продовольственный рынки, а также рынок средств производства для сельского хозяйства и рынок труда в АПК. Правовые основы земельного рынка в АПК определены постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса», законами «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г., Земельным кодексом РСФСР, указами Президента России «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г., «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25 марта 1992 г. Происходящие за последние годы в стране изменения в государственном и политическом устройстве, социально-экономическом развитии вызвали глубокие перемены в аграрном секторе народного хозяйства и в Республике Башкортостан. Верховный Совет Республики Башкортостан, его постоянная Комиссия по аграрным вопросам и продовольствию уделяли серьезное внимание созданию законодательной основы аграрной реформы, формированию многоукладного сельского хозяйства, созданию фермерских хозяйств.

Информация о работе Курс лекций по "Аграрному праву"