Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций
Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.
Акционерное общество должно иметь уставный капитал в размере не ниже предусмотренного законом минимума. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством этот минимум составляет сумму, равную 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц в открытом АО и 100-кратному - в закрытом АО, установленному на дату представления устава общества для регистрации.
Акционерное общество создает не только уставный фонд, но и
25
другие фонды по нормам и в порядке, предусмотренном его уставом. В обязательном порядке подлежит создание резервного фонда, в размере, предусмотренном уставом АО, но не менее 15% от его уставного капитала.
При учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей. Причем в АО не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций, в том числе освобождение его от этой оплаты путем зачета требований к обществу.
Уставный капитал по решению общего собрания АО может как увеличиваться, так и уменьшаться.
В дальнейшем многие сельскохозяйственные АО целесообразно преобразовать в производственные кооперативы, в наибольшей мере соответствующие специфике сельскохозяйственного производства. Часть небольших по размерам АО может быть перерегистрирована в общества с ограниченной ответственностью. Акционерные же общества должны найти применение, в первую очередь при реализации крупномасштабных проектов -создании различных агропромышленных формирований,
предусматривающих привлечение капиталов не физических лиц, а прежде всего, коммерческих организаций - перерабатывающих предприятий, торговых организаций банков и других компаний.
Дочерние и зависимые общества
Дочерним обшеством в сельском хозяйстве может быть любое хозяйственное общество, т.е. дочернее общество в строгом смысле не является организационно-правовой формой, разновидностью коммерческих организаций. Оно образуется тогда, когда другое («материнское») хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Это достигается обычно за счет преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества, либо в соответствии с договором, заключенным с ним «материнским» обществом.
Зависимые общества также не являются особой формой сельскохозяйственных коммерческих организаций. В этом качестве выступают на селе различные хозяйственные общества, которые могут существенно влиять на принятие решений другими обществами. Согласно ГК РФ зависимым признается общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей в капитале общества с ограниченной ответственностью). Преобладающее общество обязано в этом случае незамедлительно опубликовать такие сведения. В то же время такого рода отношения зависимости одного общества от другого не порождают взаимной или дополнительной ответственности по долгам.
Отношения, связанные с созданием и деятельностью
26
1
сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются кроме Гражданского кодекса РФ Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», земельным законодательством РФ, другими федеральными законами.
Сельскохозяйственным
кооперативом признается организация,
созданная
Исходя
из приведенного определения
Кооператив создается на основе добровольного членства. Участники кооператива подразделяются на основных и ассоциированных членов.
Сельскохозяйственный производственный кооператив коммерческая организация, созданная гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной наличном трудовом участии членов кооператива.
Членами производственного кооператива могут быть только граждане, достигшие возраста 16 лет и участвующие своим трудом в его деятельности. Причем членство граждан в кооперативе в отличие от товариществ не предусматривает их обязательного участия в предпринимательской деятельности. Однако число членов продовольственного кооператива должно быть не менее пяти человек, и они должны выполнять не менее 50 % объема работ в кооперативе.
Колхозы создаются гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем объединения имущественных паевых взносов, включая земельные участки.
Коопхозы организуются главами крестьянских хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной
27
деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции. 11ри этом в отличие от колхозов в имущественные паи, передаваемые в паевой фонд колхозов, не включаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских хозяйств и личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.
Сельскохозяйственный
Сельскохозяйственный кооператив функционирует на основе устава, утверждаемого общим собранием его членов. Наряду с общими сведениями о кооперативе, в уставе обязательно должны быть отражены следующие сведения:
условия о размере паевых взносов членов кооператива;
состав и порядок внесения паевых взносов и ответственность членов кооператива за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
характер и порядок трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию;
порядок распределения прибылей и убытков кооператива;
размер и условия субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива;
состав
и компетенция органов
порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса.
Кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также имущества, произведенного и приобретенного в процессе его деятельности. Члены же кооператива теряют право собственности на свои имущественные паи, а приобретают обязательственные права.
Сельскохозяйственные
28
ответственности участников кооператива и решении других вопросов.
Члены
сельскохозяйственного
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и в связи с этим по вкладам (долям, паям) не распределяется. В форме унитарных предприятий создаются только государственное и муниципальное предприятие.
Единственным
учредительным документом унитарного
предприятия является устав, где
отражаются предмет и цели деятельности
предприятия, размер уставного фонда,
порядок и источники его
Размер уставного фонда не может быть меньше суммы, определенной специальным законом. В отсутствие такого закона сохраняют силу правила, определяющие размер уставного фонда унитарного предприятия, который не должен быть меньше суммы, равной 1000 -кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленный законодательством на дату представления указа предприятия для регистрации.
Руководство унитарным предприятием осуществляет его единоличный руководитель (директор, который назначается собственником, либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен, а не общему собранию коллектива или какому-то аналогичному органу).
Унитарные предприятия могут выступать в двух формах -основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления ( казенное предприятие).
Унитарные предприятия на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) - коммерческая организация, создаваемая по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. К таким предприятиям относятся отдельные виды подсобных сельскохозяйственных предприятий. Учредительным документом федерального казенного предприятия является устав.
В целях координации своей деятельности, представления и защиты
29
общих имущественных интересов сельскохозяйственные
товаропроизводители, являющиеся юридическими лицами, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов). Такие объединения создаются исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-.иибо функции управления организациями, находящимися в их составе.
Ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации (союзе) коммерческих и некоммерческих организаций. В сельском хозяйстве наиболее широкое распространение должны получить ассоциации (союзы) крестьянских хозяйств и кооперативов.
Цели
создания ассоциации (союза) исключают
необходимость постоянного
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, поэтому одно и то же юридическое лицо одновременно может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.
Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов - договора и устава. В учредительном договоре участники выражают свою волю на создание объединения, определяют условия участия в нем, а также цели деятельности объединения. В уставе определяются статус ассоциации (союза) включая порядок образования и компетенцию органов управления, условия и порядок реорганизации и ликвидации объединения и
др.
Ассоциация (союз) становится собственником имущества,
переданного учредителями.
Ассоциация
(союз) не несет имущественной
Выход из ассоциации (союза) возможен лишь по окончании финансового года. Прием в ассоциацию новых членов допускается по единогласному решению всех ее участников, причем в этом случае на нового члена может быть возложена дополнительная ответственность по долгам объединения, в том числе возникшим и до его вступления, если это предусматривают учредительные документы.
ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
В условиях рыночной экономики государство не отказывается от регулирования экономических, социальных и иных отношений в
30
агропромышленном комплексе. Опыт передовых экономически развитых стран со смешанной (частной, акционерной, государственной) экономикой убедительно свидетельствует о тенденции возрастания экономической роли государства, особенно в периоды глубоких общенациональных кризисов, когда необходимо аккумулировать все созидательные силы общества и направить имеющиеся ресурсы на решение проблем при строгом контроле со стороны закона.
В связи с этим, на наш взгляд, показателен пример в период так называемой великой депрессии в США. Для вывода страны из глубокого кризиса в 1929-1933 гг. президент этой страны Ф.Д. Рузвельт совместно с правительством разработали меры регулирования: введен чрезвычайный закон о банках с национализацией тех из них, которые занимались криминально спекулятивной деятельностью; дифференцированное ужесточение налоговой системы; элементы планирования в управлении; запрет на вывоз из страны капиталов и золота; поддержка отечественных юваропроизводителей; государственные дотации фермерам с целью подъема сельскохозяйственного производства страны; режим экономии в сфере государственного управления с сокращением госадминистрации и расходов на регулирование и контроль за деятельностью монополий; ограничение сепаратистских устремлений отдельных штатов; широкая гласность и систематическая отчетность перед гражданами страны - вот неполный перечень неотложных мер, реализация которых позволила не только преодолеть кризис, стать к концу XX века в этой стране мировым лидером во всех сферах жизни.