Специфика избирательных технологий в различных политических сферах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

В связи со слабой изученностью темы нашей работы и закрытом характере информации по многим вопросам, каждое новое исследование способно привнести пользу в эту область знания. Цель нашего состоит в изучении темы «Избирательные технологии», а также их изменения в разных политических сферах. В соответствии с ней и приведем основные задачи:


•Рассмотрение избирательных технологий как одного из направлений PR в политике;
•классификация избирательных технологий;
•изучение их использования в предвыборных кампаниях;
•уяснение специфики избирательных технологий в разных политических сферах, в частности, в РФ;
•анализ избирательных технологий на примере предвыборных кампаний нынешних президентов США и России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Классификация, виды и использование избирательных технологий в политической сфере……………………………………..9

§1.1 Избирательные технологии как одно из направлений PR в политике……………………………………………………………….....9

§1.2 Понятие, классификация избирательных технологий…………..19


Глава II. Анализ использования избирательных технологий в РФ с опорой на примеры предвыборных кампаний Б.Обамы и Д.Медведева.…………………………………………………………….30

§2.1 Специфика избирательных технологий в различных политических сферах……………………………………………………………………30

§ 2.2 Российские избирательные технологии: особенности, тенденции развития………………………………………………………………….34

§ 2.3 Исследование предвыборных кампаний Барака Обамы и Дмитрия Медведева………………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсач ОЛИ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

«Двойник» (клон)

1.9. Технологии формирования  политического ландшафта

  Рассматриваются экспертами как технологии более  высокого порядка, нежели рекламные или массовые. Представляют собой систему универсальных принципов и подходов к ведению кампании, а также стратегических схем по формированию контекста выборов (обоймы кандидатов, повестки дня, элитного расклада и т.п.).

Технология  участия/неучастия  в крупных событиях

Технология  «институт гражданского общества»

Технология  «кандидаты поддержки»

Технология  «кандидаты-спойлеры» (имиджевые  двойники)

Технология  борьбы против власти

  По мнению эксперта, универсальная схема для  работы против действующей власти заключается в трех действиях:

  1. Отделение интересов власти от интересов избирателей.
  2. Выявление конфликтной ситуации между властью и избирателем и внедрение кандидата в модель этого конфликта.
  3. Демонстрация уникальности кандидата и его возможностей по решению проблемы в отношениях власти и электората.

Технология  «игра в патриотизм»

  Предполагает  различные вариации игры с чувством патриотизма, любви к родине и  родному краю.

1.10. Интернет-технологии

   Интернет-технологии можно отнести к общему семейству  рекламных, поскольку Интернет является таким же каналом коммуникации, как и пресса, телевидение и радио. Но, поскольку он имеет ряд существенных особенностей, целесообразно выделить приемы его использования в отдельную группу.

Рассылка  по электронной почте, факсу

Создание  сайтов (кандидата, компроматных, «мочильных»)

Интернет-конференции

2.Специфичные  технологии

  Под специфическими технологиями в исследовании понимались политические технологии, имеющие ограниченный диапазон применения.

   По  частоте упоминания экспертами специфические технологии можно разделить на называемые однократно и многократно.

2.1. Технологии, упомянутые  неоднократно

Технологии  «черного PR»

  На первом месте по частоте называния - технологии, нарушающие местные законы (черный PR). Следует заметить, что не все эксперты считают черный PR собственно технологиями, поскольку реализуются они посредством тех же каналов информирования избирателей и рекламных технологий, - меняется только содержание. Применимость этих технологий определяется эффективностью правоохранительной системы данной страны, а также возможными политическими последствиями (рисками) от вскрытия фактов их использования.

Технология  передвижного телевидения («кинопередвижки»)

  «Демонстрация демократичности  выборов через  приглашение консультантов»

2.2. Технологии, упомянутые  однократно

  В ходе опроса был выявлен целый ряд примеров специфичных технологий, использовавшихся в России и за рубежом, которые упоминались только единожды (приводим некоторые из них). Все они разноплановые, и могут быть отнесены к различным обозначенным выше группам технологий, а их названия носят условный характер.

Публичный отказ от дебатов

  Использование колонн всадников в национальных одеждах в 
качестве рекламной акции

Применялась в  Монголии на последних выборах президента в целях завлечения населения  на массовые праздники и рекламы  кандидата.  

«Бархатная  революция» в Грузии

  Заключается в создании мощного оппозиционного власти политического движения (часто на деньги западных структур), активисты которого собираются с начала на санкционированные, а потом на несанкционированные митинги около резиденции власти. Поводом для проведения политической кампании является выражение недоверия к итогам прошедших выборов. Митинги разрастаются, требования становятся все более радикальными. Собирается большое количество журналистов, желательно иностранных. Власти ставятся в тупик, потому что любая попытка разогнать несанкционированный митинг интерпретируется как кровавая расправа с населением. После чего законное правительство уходит в отставку, и власть переходит в руки оппозиции.

  Вот мнение одного из экспертов: «В определенной степени сегодня «бархатный переворот» стал универсальным механизмом. Но, по сути, он имеет ту специфику, что у народов с латинским характером он работает легко. В рамках СНГ классический народ с латинским характером - это все-таки не молдаване, несмотря на их латинское происхождение, а грузины. У армян характер более тяжеловесный, с большей интеллигентностью и рефлексией. В Азербайджане переворот так же не работает. Как только начинается, разгоняют – и все, конец “бархатной” революции. А в Грузии эту песню не задушишь, не убьешь».

  Использование альтернативных каналов коммуникации, 
имеющихся только в одной стране

  Пример. В Узбекистане есть так называемые махали (городские общины), где традиционно чаще всего селятся родственники. Председатель махаля имеет большой вес, хотя формально лишен полномочий и ресурсов, кроме помещения, в котором можно проводить большие праздники. Поскольку у узбеков много праздников (4 праздника только перед свадьбой), то это помещение в махале всегда заполнено до отказа народом, что создает возможности для ведения скрытой и открытой агитации (тосты, поздравления и т.п.)

Слоганы ограниченного действия

Косвенный подкуп избирателей

«Сексуальный  компромат» 

Современная теория и практика политических PR  включает в себя еще больше избирательных технологий, помимо вышеперечисленных. Эти технологии появляются, совершенствуются, попадают в различные политические сферы, изменяются под их влиянием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Анализ использования избирательных технологий в РФ с опорой на примеры предвыборных кампаний Б.Обамы и Д.Медведева.

§2.1. Специфика избирательных технологий в различных политических сферах.

Страновая специфика.

     Целью проведения данного исследования было изучение универсальных избирательных технологий в их взаимодействии с  территориальной спецификой. Ведь избирательные технологии меняются под влиянием особенностей региона, где они применяются.

 Выделим основные факторы, влияющие на эффективность применения избирательных технологий:

  1. Язык.

     По  экспертным оценкам, язык накладывает  ограничения на использование тех или иных универсальных слоганов и реализацию идей, но вместе с тем может давать дополнительные возможности.

     К примеру, Украина, Молдавия, Таджикистан - двуязычные страны. Поэтому рекламную кампанию в них нельзя строить только на каком-то одном языке. При переводе рекламной продукции возникают разного рода проблемы – плохое звучание, неприятные ассоциации и т.п. Кроме того, сами политики в таких странах предпочитают использовать тот или иной язык в зависимости от предпочтений аудитории.

  1. Законодательство о выборах.

     Эксперты  приводили огромное количество примеров того, как законодательные нормы влияют на появление и использование технологий, ниже приведены наиболее интересные из них.

     Например, на Украине на выборах в Верховную Раду процентный барьер для партий до недавнего времени составлял 4 %, а теперь уменьшен до 3. В России происходит обратный процесс - порог прохождения в Думу увеличен до 7 %. Поэтому в Украине инвесторам выгодно вкладывать средства в новые политические партии, в то время как в России риск подобных вложений более велик.

Каждый гражданин  в США имеет право голоса, но для того чтобы иметь право  проголосовать, он должен прийти заранее (за четыре месяца) и зарегистрироваться как избиратель той или иной партии. Если он этого не сделает, то соответственно не сможет проголосовать. Это существенно ограничивает возможности для подкупа избирателей.

  1. Система определения победителя.

     В экспертных оценках этот фактор часто  отмечался как важный. В частности, в качестве примера приводились выборы президента США, где кандидат может набрать большинство голосов избирателей, но меньшинство среди выборщиков и в итоге проиграть выборы (как произошло с Альбертом Гором в 2000 г.).

  1. Политические традиции.

Наличие в стране двухпартийной системы формирует у избирателей спокойное отношение к негативной рекламе против конкурентов.

Например, в странах Европы и США массовое участие в кампании добровольцев (волонтеров) является традицией. В кампаниях в странах СНГ полевые структуры комплектуются, как правило, за счет наемных активистов, а добровольцы скорее являются исключением.

4) Национальность и расовые предпочтения.

     По  оценкам экспертов, большое значение имеет то, является ли страна (регион) мононациональной или многонациональной, а также расовые предпочтения и традиции.

     Дагестан  часто приводят как пример республики, где практически узаконены выборы по национальному признаку. Госсовет формируется из определенного количества представителей от крупнейших национальностей. Такой способ оценивают как единственный возможный для нейтрализации межнациональных конфликтов. А в США афроамериканец ранее никогда не избирался президентом, поэтому победа Барака Обамы может рассматриваться как переоценка избирательных ценностей американцев.

  1. Национальный характер.

     Он включает в себя множество характеристик (доминантные качества, особенности психологии и поведения и т.п.). К примеру, в странах Балтии национальный характер выражается в таких характеристиках, как спокойствие, уравновешенность, медлительность, «холодный»  специфический юмор. Сходным характером обладают жители скандинавских стран (финны, шведы). Этим эксперты объясняют то, почему на выборах в прибалтийских республиках традиционно работает много приглашенных консультантов из скандинавских стран, мол, они их лучше понимают и легче адаптируются.

     Сюда же эксперты включают характер отношения к своей стране. Существует разница между психологией жителей бывшей колонии (ориентация на культуру метрополии или, наоборот, ее отрицание) или в метрополии (покровительственное отношение), в империи (имперское самосознание) или в маленькой стране (приниженное достоинство, фобия перед агрессией). Например, жителей России «греет» великое имперское прошлое, чем успешно пользуется не только Владимир Жириновский. Но избирателей в современной Монголии имперские амбиции и воспоминания не трогают - их больше волнует то, как бы им сохранить свою суверенность и не попасть в зависимость от Китая. 

  1. Политический  режим.

    По экспертным оценкам, режим является одним из ключевых факторов в страновой специфике. От него зависит ряд других факторов: доступность каналов информации, ценности, степень административного ресурса.

  1. Гендерные предпочтения.

      Например, в США женщина никогда не становилась президентом. В ряде азиатских стран при декларируемом главенстве мужчин по факту теневое влияние женщин очень велико. Кроме того, зачастую принадлежность к определенному клану является более значимой, чем пол. Этим объясняется феномен женщин-лидеров в Азии. Несколько иная ситуация в странах Скандинавии и Балтии, где очень быстро прижились идеалы реального равноправия полов, и женщины в политике – скорее правило, чем редкость. Более того, есть случаи и дискриминации, наоборот – в пользу женщин.

  1. Доступность каналов коммуникации.

      По экспертным оценкам, отсутствие доступа к каналам коммуникации означает то, что значительная часть времени в кампании уйдет на создание альтернативных каналов информирования избирателей.

  Пример. Создавать альтернативные каналы доступа консультантам пришлось на выборах губернатора Ненецкого округа, где кандидат от администрации региона противостоял кандидату, поддержанному ЛУКОЙЛ, чье влияние там традиционно сильно: ЛУКОЙЛ контролирует в регионе основные телеканалы и газеты. Как альтернативный канал доступа к избирателям технологи использовали огромные стенки из снега, которые расписывались слоганами. Это было дешево и эффективно, так как жители города (28 тыс.) ходили практически по одной центральной улице.

Информация о работе Специфика избирательных технологий в различных политических сферах