Специфика избирательных технологий в различных политических сферах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

В связи со слабой изученностью темы нашей работы и закрытом характере информации по многим вопросам, каждое новое исследование способно привнести пользу в эту область знания. Цель нашего состоит в изучении темы «Избирательные технологии», а также их изменения в разных политических сферах. В соответствии с ней и приведем основные задачи:


•Рассмотрение избирательных технологий как одного из направлений PR в политике;
•классификация избирательных технологий;
•изучение их использования в предвыборных кампаниях;
•уяснение специфики избирательных технологий в разных политических сферах, в частности, в РФ;
•анализ избирательных технологий на примере предвыборных кампаний нынешних президентов США и России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Классификация, виды и использование избирательных технологий в политической сфере……………………………………..9

§1.1 Избирательные технологии как одно из направлений PR в политике……………………………………………………………….....9

§1.2 Понятие, классификация избирательных технологий…………..19


Глава II. Анализ использования избирательных технологий в РФ с опорой на примеры предвыборных кампаний Б.Обамы и Д.Медведева.…………………………………………………………….30

§2.1 Специфика избирательных технологий в различных политических сферах……………………………………………………………………30

§ 2.2 Российские избирательные технологии: особенности, тенденции развития………………………………………………………………….34

§ 2.3 Исследование предвыборных кампаний Барака Обамы и Дмитрия Медведева………………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсач ОЛИ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Организационно-партийная модель делает упор на работу региональных отделений партии или общественно-политической организации. Основное отличие от предыдущих моделей заключается в том, что она проводится по принципу постоянного присутствия в регионе, городе, районе, деревне и т.п. При ней агитация практически никогда не прерывается и только усиливается во время выборов. В российских условиях только одна политическая партия может претендовать на то, что она выигрывает выборы, опираясь на организационно-партийную модель. Это КПРФ. Недаром личный рейтинг ее лидера Г. Зюганова всегда значительно ниже, чем то количество голосов, которое отдается за него во время президентских выборов. Данная модель доступна только старым или очень богатым партиям. КПРФ имеет возможность применять ее вследствие того, что существует много активистов, согласных агитировать за нее на безвозмездной основе.

Комплексная модель сочетает в себе в той или иной пропорции все предыдущие. Примером такой кампании можно считать организацию президентских выборов Б.Н. Ельцина в 1996 г. Это был яркий образец “тотальной” избирательной кампании, где применялись как рыночные, так и командно-административные методы. Конечно, это потребовало значительных расходов. По оценкам экспертов, прямые финансовые и материальные затраты на рекламную кампанию Б. Ельцина на два порядка превысили расходы всех остальных кандидатов вместе взятых.

      Выбираемая модель избирательной кампании и имеющиеся финансовые ресурсы имеют большое значение, однако не менее важным является их творческое применение людьми, которые используют избирательные технологии. Выборы всегда непредсказуемы. Даже, используя одну и ту же модель избирательной технологии и исповедуя примерно одну и ту же идеологию, можно получить совершенно разные результаты. Из опыта последних избирательных кампаний можно сделать также вывод о том, что политические партии и политические лидеры, участвующие в избирательной гонке, стремятся комбинировать различные модели избирательных технологий с тем, чтобы избежать недостатков, сопутствующих каждой из них.

      Для эффективного применения той или иной технологии необходимо иметь развёрнутые данные об объекте воздействия (избирателях). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1.2. Понятие, классификация избирательных технологий. 

     Особенностям избирательных технологий, в частности, их способностям кардинально менять ситуации на выборах в период предвыборных кампаний, посвятили свои работы ряд ученых: политконсультанты  Швецов Н.С., Матвейчев О. А., Минтусов И и др. Благодаря многим исследованиям, в том числе и работам вышеперечисленных авторов, искусство избирательных технологий становится более доступным.

Избирательные технологии – это комплекс научно обоснованных методов, направленных на побуждение избирателя голосовать «за» (либо «против») определенного кандидата (объединение, партию), контроль за голосованием, обеспечение правильного подсчета голосов.

Другими словами — избирательные технологии – это методы организации избирательных кампаний кандидатов и (или) партий, направленные на достижение успеха на выборах.

     Все действия кандидата и его команды от момента принятия решения об участии в выборах до подсчета голосов можно отнести к избирательным технологиям. При этом в сознании широких масс населения бытует мнение, что избирательные технологии – это грязное, но при этом волшебное средство манипуляции сознанием населения, которое всегда позволяет избрать кого угодно куда угодно. Доля истины в подобном мнении есть, но все же только доля… Далеко не каждое применение технологи принесет положительный результат. Поэтому существуют определенные требования к ним.

Использование избирательных технологий предполагает системность действий, выстраивание четко функционирующей организационной структуры, юридическую чистоту, правовой мониторинг, использование всего арсенала средств политического маркетинга, грамотную работу с кандидатом и его командой.

      Системный подход к избирательным кампаниям подразумевает научное обоснование действий, основанное на применении накопленного практического опыта.

      Для достижения целостности видения и понятности шагов проводится комплекс предварительных и текущих исследований. На основе диагностических данных разрабатываются стратегия и тактика, подробный пошаговый план избирательной кампании. В ходе предвыборной кампании корректируются намеченные действия в соответствии с реальной ситуацией.

      Важной составляющей избирательных технологий является юридическое обеспечение кампании. Каждый шаг в период выборов должен проходить через юридическую экспертизу. Юридическое сопровождение можно разделить на три главных этапа: регистрация, ход кампании, голосование (день выборов и определенное время до и после него).

      Основной составляющей избирательных технологий являются средства политического маркетинга: реклама, PR, агитация и пропаганда. Каждое из них, в свою очередь, делится на множество разновидностей. Использование избирательных технологий подразумевает воздействие на избирателя по всем каналам коммуникации.

    Победа на выборах во многом зависит от самого кандидата, его личностных качеств, поведения и репутации. Работа с ним является важной частью избирательных технологий. Образ и имидж служат фундаментом конкретных шагов и продуктов предвыборной кампании. В ходе ее подготовки определяются психологические особенности личности кандидата либо лидера (-ов) избирательного объединения и его (их) восприятие электоральными группами. Исходя из полученных данных, определяется степень психологического сопровождения. Если требуется, то начинается работа с кандидатом, которая предполагает:

  • Выстраивание (либо корректировку) образа и имиджа,
  • сопровождение и консультации кандидата при взаимодействии со СМИ и при проведении публичных мероприятий,
  • обеспечение максимальной плотности контактов кандидата с избирателями и фигурами влияния.

      Таким образом, каждая избирательная технология должна соответствовать определенным требованиям, но далеко не каждая будет успешной. А избирательные технологии всегда индивидуальны. Каждая кампания требует сугубо персональной проработки. В них, как и в любой сфере человеческой деятельности, успех приносят знания, опыт, энергия, воля к победе, интуиция. 8

      В идеале в ходе избирательной кампании должны быть задействованы все каналы коммуникации, по которым к избирателям  может попасть информация о кандидатах на выборные должности. Однако на практике не всегда существуют возможности для этого, приходится выбирать наиболее эффективные, для конкретных обстоятельств проведения кампании, средства агитации, выбирать каналы коммуникации, пользующиеся наибольшим доверием у избирателей, через которые возможно более полно донести информацию о кандидате, при минимуме затрат.  

     Классификация универсальных предвыборных технологий

      В зависимости от подходов к понятию «избирательные технологии» можно выделить следующие универсальные предвыборные технологии, которые в различных социально-политических, культурных, этнографических обстоятельствах приобретают определенную специфику: 

  1)  По основанию направленности. Существует комплекс технологий, нацеленных на преобразование контекста выборов (создание благоприятной повестки дня, управление обоймой кандидатов, избирательное законодательство и т.д.), другой пласт приемов направлен на донесение месседжа до избирателей. Причем первые гораздо важнее и масштабнее. Сюда же можно отнести деление по конкретным преследуемым целям (победа на выборах, расширения доверия к власти, поддержка курса власти и т.п.)

    2) По основанию открытости использования. Выделяют технологии законные (или технологии открытой коммуникации) и незаконные (закрытой коммуникации). В число первых входит весь инструментарий донесения сообщения до избирателя - директ-мейл агитаторы, реклама в СМИ, массовые акции и тому подобное, в число вторых - подкуп избирателей, разнообразные способы фальсификации результатов выборов, откровенная «уголовщина».

  3) По основанию отношения к избирательной системе.  Вне избирательной системы (карьер-менеджемент, политический переворот, достижение договоренностей с элитами), собственно избирательные технологии и технологии осуществления власти (решения, акции, проекты, политика, власти).

  4) По характеру мотивации.  Технологии поощряющие (мотивирующие) и пугающие (угрожающие). Если первые связаны с обещаниями, ожиданиями, предложениями каких-либо благ, то вторые строятся на основе использования разного рода природных страхов.

  5) По территориальному основанию. Технологии восточные (то есть созданные и применяемые в странах восточного типа) и западные (европейский тип государств). Например, в странах европейского типа универсальной технологий стал директ-мейл (основа которого – достоверные базы данных по избирателям), но в восточных странах он, как правило, не срабатывает. Там вместо этого появились другие технологии, эффективные для стран восточного мира – договоренности со старейшинами и главами кланов и др. 

      Кроме того, следует отметить, что некоторые эксперты рассматривают технологии как многоуровневое явление.

Первый  уровень - это каналы доступа (СМИ и др. каналы), которые достаточно специфичны при имеющемся сходстве.

Второй  уровень - это конкретные избирательные приемы, которые могут работать в группе территорий и даже стран, где нет законодательных ограничений (например, использование кандидатов-«двойников»).

Третий  уровень - это технологические принципы (подходы), которые универсальны. Пример - технология «установления повестки дня» (agenda setting) или создание ситуации внешней угрозы. 

      По исследованиям политических консультантов и социологов можно выделить следующие избирательные технологии:

     1. Универсальные

1.1. Исследовательские  технологии

  Исследовательские технологии упоминались экспертами в качестве универсальных чаще всего. Большинство консультантов (две трети опрошенных) заявили о том, что никакой специфики в применении методов исследования в других странах не существует (как правило, это говорят технологи, не занимавшиеся проведением исследований).

  По другим экспертных оценкам (эксперты, как-либо участвующие в организации исследований) страновая специфика оказывает  огромное влияние на применение, казалось бы, стандартных процедур.

Социологические опросы: уличный (блиц-опрос), поквартирный и телефонный,

фокус-группы, глубинные интервью, экспертный опрос..

1.2. Canvassing (технологии прямой работы с избирателями)

  Принципиальное  отличие развитых демократий – устойчивое электоральное поведение и возможность ведение баз данных избирателей. Это значительно облегчает прямую работу с населением.

Агитация  «от двери к  двери»

Встречи кандидата с избирателями

Пикеты

Телефонный  обзвон

Сбор  подписей, наказов, пожеланий

  1.3. Рекламные технологии

Директ-мэйл

Прямая  реклама в СМИ (ТВ, радио, газеты, Интернет)

Косвенная реклама в СМИ

Распространение плакатов, листовок, потретов

Лозунг, слоган, программа, обещания

1.4. Нетрадиционная реклама

  Примеры. Дирижабли с лозунгами. Самолеты, рисующие слоганы. Слоганы на мостах и снежных стенах. Реклама на автопоездах.

  Размещение листовок под дворник машины

Рекламные щиты

Автоматический  обзвон с заранее  записанным текстом

  «Произведения искусства»

1.5. Массовые акции

Демонстрации

Пикетирование правительственных  зданий

  Блокирование магистралей

1.6. Психотехнологии

Цветовые  и лингвистические  техники (звуки, слоги) 

  1.7. «Черные технологии»

Провокации

Акции психологического террора

Массовые теракты, акции устрашения, вандализма и т.п.

Сюда же отнесем  «покушения на кандидатов» (самострелы).

1.8. Юридические технологии

   Манипулирование законодательными нормами (порог  явки, туровая модель, списки избирателей)

Информация о работе Специфика избирательных технологий в различных политических сферах