Манипуляция сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
Формирование коитериев…………………………………………………..12
Признаки манипуляции…………………………………………………….15
Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102

Работа содержит 1 файл

Манипуляция сознанием история, теория, практика.docx

— 216.96 Кб (Скачать)

Общественная психология включает три основных элементва:

  1. Мысли и представления. Порождённые практической деятельностью определённого класса (социальной группы) и всего общества, а также унаследованные от прошлых поколений.
  2. Чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональные отношения класса (социальной группы) к другим классам (социальным группам) и побуждающие людей к определённым действиям.
  3. Традиции. Обычаи и нравы, представляющие собой "материальное" закрепление мыслей и чувств соответствующих социальных групп.

Общественная психология представляет собой исходную структуру  общественного сознания, непосредственно  вырастающего из общественного бытия. На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают  производственные , а также бытовые, семейные, национальные и культурные отношения. К особенностям общественной психологии относятся стихийность  формирования, известная аморфность (фрагментарность), а также возможность  прямого перерастания взглядов, чувств и настроений в действие.

Идеология дальше отстоит  от условий повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она  выступает как самосознание соответствующего класса (социальной группы). В учебной  и научной литературе идеология  часто характеризуется как теоретическое  отражение интересов определённого  класса. В такой трактовке она  смещается с теоретическим уровнем  общественного сознания. Ещё более  нелогичным представляется деление  идеологии на научную и ненаучную, как это делалось ранее в философской  литературе. Предпочтительнее говорить о систематизированном, цельном  отражении общественных интересов. В конкретных же случаях это отражение  может носить различный характер – программы, лозунги, нормы. В отличии  от общественной психологии идеология  формируется сознательно и целенаправленно  в процессе постоянной идеологической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднородном обществе. Общественная психология и идеология взаимодействуют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит , по-видимому, идеологии.

В "горизонтальном" плане  выделяют такие формы общественного  сознания, как экономическое, эстетическое, научное, философское и другие. Они, в свою очередь разграничиваются

  1. По объекту отражения
  2. По способу отражения
  3. По социальной роли

Они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются. Кратко характеризуем важнейшие  из них.

Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения  в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Его характерная  особенность, по сравнению с другими  формами общественного сознания, заключается в наиболее тесной связи  с повседневным бытом людей. Необходимость  экономического сознания вытекает из самого существования экономики  как сферы общественной жизни. Экономическая  жизнь была бы немыслима без сознания, направленного на её осмысление и  совершенствование. Отражая условия  хозяйствования и роль экономики  в общественной жизни, экономическое  сознание направлено на упорядочение и развитие хозяйственной жизни, на поиски адекватных объективных условиям методам хозяйствования. Эта форма  общественного сознания не исчерпывается  экономическими учениями (теориями), в  которых в связной логической форме отражаются особенности экономической  жизни общества. Оно существует и  на уровне обыденного сознания, причем на протяжении длительного исторического  периода здравый смысл преобладал в экономической деятельности. Эти  взгляды в значительной мере сохраняют  своё влияние и сейчас; теоретическое  сознание в данной области деятельности, возвышая обыденное, в тоже время  непрерывно подпитывается жизненными наблюдениями (уровень жизни, экономические  интересы и т.д)

Политическое сознание –  особая форма общественного сознания, посредством которой отражаются и отчасти регулируются политические отношения (т.е отношения по поводу власти) между классами, нациями, государствами. Политические отношения обусловлены  экономическими. Политическое сознание не однородно. На идеологическом уровне оно выступает в виде системы  политических взглядов, идей, теорий. Программ, лозунгов, выражающих коренные интересы различных классов, наций, государств. На уровне общественной психологии политическое сознание выступает в виде несистематизированных политических взглядов, чувств, настроений, представлений людей о государстве и власти, об отношениях между государствами , нациями, партиями и т.д.

Правовое сознание (правосознание) – совокупность взглядов, теорий, представлений  людей по отношению к существующему  праву как системе установленных  государством юридических норм и  практической деятельности. Правосознание  возникает с появлением классов  и государства. Право охраняет прежде всего интересы господствующего  класса. Особенно тесно оно связано  с экономическим и политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание  выступает в виде определённой системы  правовых взглядов, правовых учений, теорий, кодексов. На уровне социально-психологического представляет собой различные мнения о законах и справедливости в  отношениях между отдельными людьми, учреждениями , социальными группами. Правосознание выполняет ряд  функций: познавательную (реализуя познание права индивидами, участниками в  правовых отношениях); оценочную (субъект  в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает  отдельные правовые действия); регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правосознании. Как и в политическом сознании, имеются большие различия (особенно в периоды политической нестабильности) между официальной идеологией и  массовым сознанием.[8]

Сущность религиозного сознания состоит в том, что в нём  происходит как бы удвоение мира, поскольку  на ряду с реальным провозглашается  наличие потустороннего, где якобы  могут быть разрешены все противоречия земного бытия. Главный признак  религиозности – вера во сверхъестественные силы. Противоположное религии мировоззрение  – атеизм. Это не самостоятельная  форма общественного сознания, а  скорее общественно санкционированные  противовес общественному сознанию. Без противопоставления религии  атеизм был бы лишён смысла. В  структуру религиозного сознания входят религиозная психология (совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиозная идеология (система идей. Разработкой и пропагандой  которой занимаются богословы и  служители культа).

Будучи сравнительно удалённым  от материальной жизни общества, религиозное  сознание свежее подвержено воздействию  природных и социальных явлений. В связи с этим выделяют социальные, гносеологические и психологические  корни религии. Социальные корни  состоят в несвободе людей, их бессилии перед объективными условиями  жизни. Гносеологические корни заключаются  прежде всего в способности сознания отрываться от действительности, порождать "превратные" отражения, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью и одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональных воздействий и т.д.

Религия выполняет иллюзорно-компенсаторную функцию, т.е дает человеку надежду  на успокоение и моральное удовлетворение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Религия создаёт свою картину мира – мировоззренческая  функция. Устанавливает свою систему  норм и ценностей и через них  регламентирует поведение человека, подчиняя его деятельность требованиям  церкви, - регулятивная функция. Способствуя  общению верующих людей в пределах религиозной общины, религия выполняет  и коммуникативную функцию. Таким  образом, существование религии  определяется глубокими социальными  причинами.

Нравственное (моральное) сознание возникло ещё в первобытном обществе. Человеку для его выживания нужны  не только средства труда, но и определённые правила совместной жизни. Эти правила  воплощены в морали, которая выполняет  прежде всего регулятивную функцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличии от него моральные  нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения.[5]

Отношения между людьми, регулируемые посредством морали (нравственности) или оцениваемые с её помощью, представляют собой нравственные отношения. Нравственное сознание и есть осознание  существующей морали и нравственных отношений. Социально-психологический  уровень морального сознания включает в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг), эмоции и  представления о моральном и  аморальном, выработанные исходя из опыта  жизни коллектива и общества. На идеологическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, идеалов людей. Идеологический уровень морального сознания закреплён  в этических учениях.

Социальная неоднородность обуславливает разнообразие моральных  норм в разные эпохи, а также у  различных народов и социальных групп. Вместе с тем в них заключено  непреходящее общечеловеческое содержание.

Эстетическое сознание –  форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества.

Наиболее полно эстетическое отношение к действительности воплощается  в искусстве, в котором эстетическое превращается в основную цель деятельности. Искусство отражает действительное с помощью своих специфических  средств: художественных образов, в  которых обобщение сочетается с  наглядностью, и художественных приёмов. Эстетическое отношение присутствует как побочный элемент во всех формах деятельности.

Научное сознание – важнейшая  форма общественного сознания –  представляет собой совокупность объективных  знаний о той или иной области  природы или общественной жизни. Социальная обусловленность науки  чрезвычайно многогранна. Прежде всего  следует учитывать важнейшие  моменты научного познания

  1. Выделение научного познания в качестве самостоятельного вида человеческой деятельности.
  2. Дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки.
  3. Появление различных форм рефлексии о науке (эпистемология, методология науки, науковедение).

Особое место в системе  научного знания принадлежит общественным и гуманитарным наукам, предметом  которых являются различные стороны  жизни общества и законы их развития. В этом дополнительная ценность гуманитарных и общественных наук. Так как они  формируют общественные взгляды  о самом обществе, и одновременно трудность их развития, поскольку  классовые интересы могут исказить картину социальной реальности и  затормозить процесс в целом.

Как уже отмечалось , в  качестве особой формы общественного  сознания предстает и философское  сознание. Философия является основой  мировоззрения, "несущим каркасом" духовной культуры, и этим определяется её значение и место в ряду других форм общественного сознания.

Важность философии как  формы общественного сознания в  том, что она раскрывает общие  закономерности природного и общественного  бытия и познания.

Исследуя структуру и  динамику общественного сознания, специфику  и взаимосвязь отдельных форм общественного сознания, философия  выполняет важную функцию по интеграции общественного сознания, стимулированию развития духовной культуры в целом.

Таким образом, общественное сознание в единстве и многообразии своих структурных элементов  обеспечивает познание условий общественной жизни и ориентацию отдельных  людей и социальных групп в  конкретных ситуациях.

 

 

 

 

7. Предпосылки манипуляции.

7.1 Культурные предпосылки манипуляции

Хитрости, уловки, интриги  — весьма почитаемые и достойные  богов поступки, о чем свидетельствуют  предания, дошедшие к нам в форме  мифов. По-видимому, не случайно, что  с самого начала способность к  хитрости и уловкам была сопряжена  с умом и владением совершенными навыками. Так, Прометей, убеждавший титанов  применять в борьбе с Зевсом не только грубую силу, но также ум и  хитрость, был весьма искусен в  ремеслах, которым, нарушая запрет хозяина  Олимпа, обучал людей. Гнев Зевса в  связи с Прометеевой помощью  людям был вызван тем, что они  стали жить столь же хорошо, как  и боги.

Библейский сюжет о  первородном грехе также вырастает  из сочетания хитрости и претензии  уравняться с богами: «Змей был  хитрее всех... и сказал жене: ...откроются  глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» . Далее по тексту Библии мы обнаруживаем осуждение и наказание Адама и особенно Евы, но никак не Змия-искусителя, подстроившего всю эту историю.

Сказки всех народов также  в качестве основных элементов интриги  часто используют ложь, хитрости, ловушки: Колобок был обманным путем съеден, Лиса трижды выманивала из избы Петушка, пока не унесла с собой. Ладно это  Лиса,— воплощение хитрости. Сюжет  известной сказки об Иване-царевиче и Волке выстроен на воровстве  и подлоге. Сначала Иван дважды не внял инструкциям Волка, соблазнившись на богатство. Если это манипуляция с его стороны, то она удалась: в третий раз Волк самостоятельно пошел добывать очередную драгоценность — на этот раз царевну. Затем Волк поочередно превращается то в царевну, то в коня, чтобы в результате сбежать от тех, кому они в счет возмещения ущерба должны были принадлежать. Таким образом, Иван-царевич оказался еще и коварным нарушителем договоренностей. Подобных сказок немало. Разумеется, есть много совсем иных, таких как просветленная «Финист — ясный сокол» или нежная «Крошечка-Хаврошечка». Как те, так и другие составляют питательную среду, из которой слушатели и читатели выбирают каждый по себе...

По крайней мере очевидно, что мифологический и сказочный  культурный фон не только характеризуется  благосклонным отношением к уловкам  и хитростям, но даже возводит их в  ранг поощряемых действий. Иногда тому есть веская причина: манипуляция все  же предпочтительнее, чем физическая расправа или прямое принуждение. Но главной ценностью — именно ценностью  — оказывается выигрыш, победа, ради которых все эти хитрости изобретаются. (В предыдущей главе уже отмечалось, что стремление к выигрышу составляет одну из важнейших особенностей манипуляции.) Но не только мифы и сказки образуют поток, из которого люди черпают манипулятивное вдохновение. Никто из нас не остался в стороне и отдал дань чтению приключенческой литературы, которая с младых лет приучает к романтике борьбы, прививает ценность победы в ней. Впечатлительному подростковому сердцу по душе как авантюризм, так и страстная устремленность к цели, ради достижения которой порой допустимыми кажутся любые средства. Тем более, что среди используемых героями средств уловки и хитрости, сноровка в их изобретении и исполнении занимают почетное место. Приведём только один пример.

Информация о работе Манипуляция сознанием