Манипуляция сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
Формирование коитериев…………………………………………………..12
Признаки манипуляции…………………………………………………….15
Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102

Работа содержит 1 файл

Манипуляция сознанием история, теория, практика.docx

— 216.96 Кб (Скачать)

Стратагемность выступает  как искусство психологического противоборства, которому присущи свои законы и требования. Рекомендации, даваемые Сунь-цзы своим читателям, описывают определенный стереотип  поведения, который специалистами  называется "азбукой стратагемщика" .

На двадцати с небольшим  страницах Сунь-цзы дает основные положения и советы как должен думать и действовать полководец, отстаивая интересы своего государства, которые отражают суть манипулятивного  подхода и стратагемного мышления. Для нашего исследования в первую очередь представляют интерес те советы, которые он дает в первой главе, называя их "Предварительные  расчеты": "...если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя ты и был  далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи  его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызови в нем гнев, приведи его в  состояние расстройства; приняв смиренный  вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает" .

Основной идеей, девизом  стратагемного образа действий, как  отмечает В.С.Мясников, являются слова  Сунь-цзы: "Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет  свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся  заяц — и противник не успеет принять мер к защите" .

О роли, значении и влиянии  идей Сунь-цзы может свидетельствовать, в частности, тот факт, что за две  с половиной тысячи лет после  выхода трактата в свет к нему было написано и опубликовано несколько  сот комментариев. Если выражаться на современном языке информационно-коммуникативных  процессов, то можно сказать, что  эта небольшая работа породила на протяжении веков незатухающую мощную информационную волну, что стало  феноменом восточной культуры и  особенностью национальной психологии ряда стран, являющихся важнейшей частью мировой цивилизации.

Рассматривая роль и историческое значение и влияние Сунь-цзы на развитие представлений о теории и практике государственного управления, Н.И.Конрад подчеркивает, что "есть одна специфическая сторона этого  трактата, которой он в значительной мере обязан своей широкой известностью. Многие из его общих положений  всегда легко переносились из области  войны в область политики и  дипломатии. Поэтому трактат Сунь-цзы  имеет известное значение для  понимания не только военных деятелей, но и политиков упомянутых стран  Дальнего Востока, и при том не только в отдаленные исторические времена" .

Идеи этого трактата используются в настоящее время не только на Востоке, но и в развитых странах  Запада, в частности, при организации  и тактике ведения психологической  войны и психологических операций, тайных и специальных операций, в  деятельности спецслужб.

Бывший директор Центрального разведывательного управления США  Аллен Даллес, один из основателей  и идеологов американской разведки, подчеркивал, что заслуга Сунь-цзы  не только в том, что он первым дал  квалифицированный анализ методов  шпионажа, но и в том, что он первым изложил рекомендации по организации  разведывательной деятельности, включая  искусство контрразведывательных  операций, теорию и практику психологической  войны, в которых основополагающим положением было управление противником. По его словам, Сунь-цзы принадлежит  стройная концепция операций по введению противника в заблуждение и обеспечению  собственной безопасности, а "короче все искусство разведки" .

Характерны в этом плане  и советы бывшего президента США  Р. Никсона при назначении Дж. Буша в 1975 г. директором ЦРУ. В своем письме Р.Никсон рекомендовал Дж.Бушу обратить особое внимание на наследие в области  разведки древнекитайского мыслителя -стратега Сунь-цзы, где главным, по мнению Никсона, была теория "управления противником". Никсон привел один из афоризмов Сунь-цзы, который как  бы выражал основную суть его письма:"Верх искусства — это не выиграть сто  битв, а, напротив, покорить армию врага без сражения" .

Следует отметить, что манипулятивиый подход в межличностном взаимодействии присутствует не только в восточной  культуре, но с учетом конкретных исторических условий и традиционных ценностей  других культур, имеет свою специфичность, иные масштабы распространения и  влияния на общественную и индивидуальную психологию, национальные традиции различных  стран.

Описание приемов манипулятивного  воздействия на людей в процессе их взаимодействия нашло свое отражение  в работах авто ров различных  стран и культур в различные  исторические периоды. В античные времена  — об этом писал Аристотель ("О  софистических опровержениях"), —  существовало целое направление, известное  как софистика. Достаточно широко известны работы Макиавелли, Шопенгауэра, в частности, в его "Эристической диалектике'' перечисляются 36 риторических стратагем, или приемов. В России в 1918 г. вышла обобщающая работа С.Поварнина "Спор. О теории и практике спора", в которой с критических позиций анализируются методы манипулирования и их применение в различных ситуациях обсуждений и публичных дискуссий. Широко известны книги Д.Карнеги, в которых рассматриваются многочисленные приемы межличностного взаимодействия людей, в том числе и психологических манипуляций партнером .

Рассматривая это явление  как феномен мировой культуры межличностного взаимодействия, Х.Зенгер, в частности, отмечает: «Стратагемы, т.е. неортодоксальные пути к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей, представляются общечеловеческим феноменом.»

Однако, в связи с некоторыми культурными и религиозными условиями, на Западе почти отсутствуют исследования по этой теме. Понимание стратагемности на Западе развито слабо. Представители  Запада — до определенной степени  — поражены "стратагемной слепотой", хотя в своей повседневной жизни  они постоянно являются жертвами стратагем и часто сами применяют  их в зависимости от ситуации, иными  словами, без всякой теории и предварительного расчета" .

В то же время некоторые  исторические источники свидетельствуют  о том, что в определенных общественных кругах европейских стран стратагемный подход не был новинкой и осуществлялись попытки его соединения с христианской моралью и проповедуемыми церковью ценностями. Об этом могут отчасти  свидетельствовать некоторые афоризмы из изданного в середине семнадцатого века (1647 г.) и получившего распространение  в ряде европейских стран произведения под названием:

"Карманный оракул  или наука благоразумия" с подзаголовком  — "Афоризмы, извлеченные из  сочинений Лоренсо Грасиана". Русский читатель познакомился  с этим произведением в 1742 г.  Его автором был член иезуитского  ордена Бальтасар Грасиан, который  в 26 лет являлся помощником  ректора Сарагосской иезуитской  коллегии, а затем преподавал  в различных учебных заведениях  курсы моральной теологии, философии,  священного писания и некоторые  другие дисциплины.[43]

Особенно рельефно знакомство с манипулятивным подходом в межличностном  взаимодействии и стратагемным стилем мышления проявляется, в частности, в таких афоризмах, как: "Действовать  исходя из умысла, то второго, то первого", "Менять приемы, дабы отвлечь внимание", "К каждому подбирать отмычку". Приведем указанные афоризмы из "Карманного оракула...", иллюстрирующие владение в то время приемами психологических  манипуляций и знакомство со стратагемным подходом в определенных кругах того общества, в более подробном виде.

"Действовать исходя  из умысла, то второго, то первого.  Жизнь человека — борьба с  кознями человека. Хитрость сражается,  применяя стратагемы умысла: никогда не возвещает то, о чем возвещает; целится так, чтобы сбить с толку; для отвода глаз искусно грозит и внезапно, где не ждут, разит, непрестанно стараясь обморочить.Явит один умысел, дабы проверить соперника помысел, а затем, круто повернув, нападает врасплох и побеждает. Ум проницательный, однако, предвидит ее происки, следит за нею исподтишка, усматривает противное тому, в чем уверяют, и вмиг узнает обманный ход; переждав атаку первого умысла, ждет второго и даже третьего. Заметив, что ее раскусили, злокозненность удваивает усилия, используя для обмана самое правду. Иная игра, иные приемы — теперь хитрость рядится в одежду бесхитростности, коварство надевает маску чистосердечия. На помощь тогда приходит наблюдательность; разгадав дальновидную цель, она под личиной света обнаруживает мрак, изобличает умысел, который, чем проще кажется, тем пуще таится... " "Менять приемы, дабы отвлечь внимание, тем паче враждебное. Не держаться начального способа действия — однообразие позволит разгадать, предупредить и даже расстроить замысел. Легко подстрелить птицу, летящую по прямой; труднее — ту, что кружит. Не держаться до конца и второго способа, ибо по двум ходам разгадают всю игру. Коварство начеку. Чтобы его провес' , немалая требуется изощренность. Опытный игрок не сделает того хода, которого ждет, а тем более жаждет противник..."."К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, уменье найти подход к человеку. У каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные склонности. Все люди — идолопоклонники: кумир одних, почести, других — корысть, а большинства — наслаждение.

Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить  надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо  людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в  атаку ту самую страстишку — победа над своевольной натурой тогда обеспечена" .[43]

 Манипуляция общественным  сознанием появилась гораздо  раньше, чем СМИ, которые ,по  сути, придали ей всеобщий характер. В плане использования в социальном  взаимодействии психологических  манипуляции и достаточно умелого  обращения с ними в различных  сферах общественной жизни, восточная  культура имеет значительно больший  исторический опыт,чем какие-либо  другие культуры. Манипулятивный  подход там достаточно органично  включен в искусство тайного  управления противником, является  философской, идейной основой  и практикой дипломатии и политики. Следует отметить, что манипулятивиый  подход в межличностном взаимодействии  присутствует не только в восточной  культуре, но с учетом конкретных  исторических условий и традиционных  ценностей других культур, имеет  свою специфичность, иные масштабы  распространения и влияния на  общественную и индивидуальную  психологию, национальные традиции  различных стран.

Описание приемов манипулятивного  воздействия на людей в процессе их взаимодействия нашло свое отражение  в работах авторов различных  стран и культур в различные  исторические периоды. В античные времена  — об этом писал Аристотель ("О  софистических опровержениях"), —  существовало целое направление, известное  как софистика. Достаточно широко известны работы Макиавелли, Шопенгауэра, в частности, в его "Эристической диалектике'' перечисляются 36 риторических стратагем, или приемов. В России в 1918 г. вышла  обобщающая работа С.Поварнина "Спор. О теории и практике спора", в  которой с критических позиций  анализируются методы манипулирования  и их применение в различных ситуациях  обсуждений и публичных дискуссий. Широко известны книги Д.Карнеги, в  которых рассматриваются многочисленные приемы межличностного взаимодействия людей, в том числе и психологических  манипуляций партнером. Следует отметить, что европейская и американская культуры, по видимому, более поздние в историческом плане пользователи такого острого психологического средства, как манипулятивное воздействие и психологические манипуляции. Вероятно, именно недостаток исторического опыта, относительная молодость западной культуры и объясняют отсутствие у людей, включенных в ценности этой культуры, сформированной эффективной системы социально-психологической защиты от манипулятивного воздействия.[42]

                   

               4. Социальная эволюция тайного принуждения личности.

Даже краткий обзор  фактов использования способов тайного  принуждения людей в различных  культурах показывает широту их применения в разнообразных сферах социального  взаимодействия. В самом общем  виде традиционными областями их использования выступают дипломатия, военное искусство, тайная деятельность спецслужб (особенно интенсивно в деятельности разведки и контр-разведки), конкурентная борьба в экономической сфере, политическая борьба.

Деятельность соответствующих  организационных структур в этих сферах как бы пронизана сетью  человеческих взаимоотношений и  контактов. От решений конкретных людей  с их личностными характеристиками, индивидуально-психологическими особенностями, собственным уникальным жизненным  и профессиональным опытом, симпатий и антипатий, привычек, взглядов, привязанностей и т.п. зависит судьба и благополучие или неблагополучие множества других людей, важные социальные, экономические  и политические изменения в обществе. В конечном счете именно они, эти  вполне конкретные люди в силу занимаемого  положения и личностных особенностей зачастую выступают как объекты  воздействия и тайного психологического принуждения со стороны своих  противников, политических оппонентов, экономических конкурентов и  соперников.

Использование тайного принуждения  людей в этих сферах характеризуется  рядом специфических особенностей, которые отличают использование  способов скрытого психологического принуждения  в повседневной жизни большинства  людей. Для целей предпринятого  нами анализа достаточно отметить три  таких особенности.

Во-первых, наличие и использование  специальных процедур выбора объектов и технологий воздействия (способы, средства, временная последовательность и территориальное распределение  и т.д.). В качестве объектов могут  выступать конкретные лица, социальные группы и организации, население  определенных регионов и стран.

Во-вторых, наличие организационных  структур (управлений, отделов, департаментов, частей, подразделений и т.п.) и  специалистов по применению методов  скрытого психологического принуждения  людей.

В-третьих, наличие специальных  структур и процедур выявления признаков  использования способов скрытого психологического воздействия и защиты от них.

От эффективности деятельности этих структур и используемых защитных процедур зависит информационно-психологическая  безопасность и нормальное функционирование социальных субъектов, в качестве которых  выступают органы власти и управления, общественно-политические и экономические организации и другие сложные социальные субъекты.

Информация о работе Манипуляция сознанием