Манипуляция сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
Формирование коитериев…………………………………………………..12
Признаки манипуляции…………………………………………………….15
Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102

Работа содержит 1 файл

Манипуляция сознанием история, теория, практика.docx

— 216.96 Кб (Скачать)

Однако в современном  обществе это не более чем пожелание. На самом деле разрыв между массами  и элитой возрастает, и сегодня  существуют как бы “две нации в  рамках одного социума с совершенно несхожими социально-культурными  установками”. Возникает как бы двойная, двухуровневая система  коммуникации, цели которой в зависимости  от адресатов информации принципиально  различные. Массовая коммуникация при  этом нацелена на тиражирование психологических  и социальных клише, на репродукцию  господствующих в обществе идеологий  и культур. Разрыв между уровнями “господина” и “раба” в массовом масштабе культивирует недопонимание, неравенство, несправедливость. Манипулирование  связано как раз с нивелированием этих феноменов путем введения монополии  на информацию.

Следует подчеркнуть, что  в развитых, стабильных странах информация в рамках идентификационных групп  трактуется только как распространение  и обмен новостями.

В странах “третьего мира”  и в модернизируемых социумах информация — это одно из эффективных  средств построения нового общества, мобилизации населения на достижение тех или иных результатов. Разница  в этом случае есть и в характере  передаваемых сообщений. Для развитых стран свойственна акцентировка достоинств общества и конструктивный анализ недостатков при увеличении объема информации “катастрофического”  и социально — развлекательного характера.

В странах “третьего мира”  превалирует развлекательно-оптимистическая  информация. Если же акцент делается на негативе, это быстро ведет к возрастанию  пессимистических, деструктивных настроений в обществе.

Исследование объекта  манипуляции позволяет говорить о том, что успех воздействия  во многом определяется не характером информации, манерой ее подачи и  средствами распространения, а качествами самого объекта. Как правило, объект обладает уже сформировавшимися системами предпочтений, установок, социальным опытом и картиной мира. Он подсознательно ждет подтверждения силы и легитимности своих взглядов, их значимости и важности. Поэтому обычно отвергает все, что им противоречит: люди склонны интерпретировать информацию в привычных “координатах”, ценностных иерархиях и искать ее там, где она подается в соответствии с их представлениями, убеждениями и верованиями.

Информация, которая этому  не соответствует, объектом манипуляции  игнорируется, забывается, сублимируется. Поэтому подача новых сведений должна осуществляться в привычной информативной  форме, учитывая особенности когнитивных  и социокультурных “фильтров”, избирательность восприятия и его  инерционные механизмы.

Кроме того, следует пересмотреть веру в значимость средств и мер  информационного воздействия, их трактовку  как принудительных.

Культивирование в объекте  манипуляций личностных качеств  повышает меру активного отношения  к информации и избирательность  в ее усвоении. “Объект” способен к  самоопределению, и каждый акт влияния  обязательно проходит этап интерпретации  и адаптации. Игнорирование этого  приводит к совершенно непрогнозируемым, а часто и противоположным  ожидаемым результатам. Здесь имеет  место недооценка возможных модификаций  реакций, поведения и мышления объектов независимо от их воли и интересов. Отсюда необходима переориентация манипулятивных воздействий с “механистических”  на те, которые нацелены прежде всего  на манипулирование определенными  качествами индивидов.[26]

Эффективность манипуляции  связана с выработкой умения у  объектов самостоятельно интерпретировать информацию соответствующим образом  в нужном направлении. Успешность манипуляции, таким образом, зависит от способности  субъектов манипуляции изменить познавательные ориентации и когнитивные  схемы объектов. Однако абсолютно  результативных средств для этого  до сих пор не найдено. А подлинных  результатов можно добиться, только влияя на “самоубеждение” объекта. Поэтому главная задача субъекта манипуляции — верное, адекватное понимание объекта воздействия, поиск оптимальных механизмов “вписывания”, внедрения в его когнитивные  схемы. Отсюда следует важный вывод: убеждают не слова, а внешние “приметы-коммуникаторы”, соответствие стереотипам и ожиданиям конкретных групп объектов.

Для объектов манипуляции  особое значение имеет легитимизация  позитивных оснований для принятия новой точки зрения. Отсюда следует, что подчеркивание положительных перспектив для объектов имеет ценностное наполнение и может способствовать управлению ими. Это связано со “стимулированием сознания” путем закрепления внушаемых идеалов на основе оставления за внушаемым права на ограниченную свободу интерпретации получаемой информации. С таким “допущением свободы” интерпретации связаны модели убеждений: “вовлечение в процесс” и “широта приятия”.

Данные модели могут быть активизированы путем внедрения  “заразительных” форм воздействия. “Заразительное” поведение осуществляется в результате снятия внутренних запретов объектов путем внедрения примеров желаемого поведения и реакций  через референтные для них  группы.

Манипулирование нацелено на формирование “недомыслия”, понижения  уровня осознанности происходящего  путем активизации чувственно-эмоциональных  реакций в ущерб рационально-осознанным.[11]

И так, субъект манипулирования  — это лицо или группа лиц, в интересах которых осуществляется манипулирование. Как правило, субъекты манипулирования составляют от 1 до 3% населения. . К ним примыкают до 20% “информированной” аудитории, владеющей верной интерпретацией сведений и понимающей, что происходит. Именно из этой аудитории рекрутируются медиаторы, группы давления и поддержки, люди, оказывающие обратное влияние на субъектов манипулирования. Объекты манипуляции — ведомое большинство. Исследование объекта манипуляции позволяет говорить о том, что успех воздействия во многом определяется не характером информации, манерой ее подачи и средствами распространения, а качествами самого объекта. Как правило, объект обладает уже сформировавшимися системами предпочтений, установок, социальным опытом и картиной мира. Эффективность манипуляции связана с выработкой умения у объектов самостоятельно интерпретировать информацию соответствующим образом в нужном направлении. Успешность манипуляции, таким образом, зависит от способности субъектов манипуляции изменить познавательные ориентации и когнитивные схемы объектов.

    

  3.  Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности.

Было бы неверно полагать, что манипулирование информацией, психологические манипуляции с  людьми есть открытие современного общества и связано лишь с функционированием  средств массовой коммуникации. Переход  к информационному обществу лишь способствует трансформации психологических  манипуляций и переносу их применения из таких относительно ограниченных сфер общественной жизни, как политика, дипломатия, военное искусство, торговля и некоторых ситуаций межличностного взаимодействия (например, придворно-аппаратные и любовные интриги, экономические  аферы и мошенничество, азартные игры и т.п.), в область массового  использования как технологии и  идеологии социального взаимодействия и общения людей в современном  обществе. То есть, современные условия  придали, по сути, информационно-психологическому воздействию и использованию  психологических манипуляций в  коммуникационных процессах практически  характер всеобщности.

  Следует отметить, что европейская и американская культуры, по видимому, более поздние в историческом плане пользователи такого острого психологического средства, как манипулятивное воздействие и психологические манипуляции. Как для любого открытия фундаментальных закономерностей развития природы и общественной жизни, их бездумное использование для достижения локальных целей социального взаимодействия в обществе требует особой осторожности и особой культуры безопасного владения этим открытием, выработки специальных механизмов защиты человека и общества от возможных разрушительных последствий его применения.[4]

Вероятно, именно недостаток исторического опыта, относительная  молодость западной культуры и объясняют  отсутствие у людей, включенных в  ценности этой культуры, сформированной эффективной системы социально-психологической  защиты от манипулятивного воздействия.[6]

Поэтому так велико противоречие между провозглашаемыми ценностями и практикой использования психологических  манипуляций, так болезненно переживаются человеком его последствия. О  разрушающем характере такого взаимодействия людей свидетельствует, с одной  стороны, увеличение бытовой конфликтности  и агрессивности, а с другой, —  рост психических расстройств и  неврозов у людей при их подавлении. Об этом образно и эмоционально пишет  американский психолог и психотерапевт  Эверетт Шостром, полемизируя в  определенной мере с известным специалистом по межличностному взаимодействию Дейлом Карнеги, отмечая манипулятивный характер многих его рекомендаций. "Стремитесь избегать конфликтов... контролируйте  себя... примите это легко", — постояннно советует Дейл Карнеги. "Что ж, попробуйте, но когда вы, измотав до предела свою нервную систему, придете ко мне лечиться, я вам дам прямо противоположный совет", — так пишет Шостром в своей книге "Человек-манипулятор", ставшей бестселлером во многих странах мира [51].

В плане использования  в социальном взаимодействии психологических  манипуляции и достаточно умелого  обращения с ними в различных  сферах общественной жизни, восточная  культура имеет значительно больший  исторический опыт. Манипулятивный подход там достаточно органично включен  в искусство тайного управления противником, является философской, идейной  основой и практикой дипломатии и политики. Искусство составлять поэтапный многошаговый план взаимодействия между людьми со скрытой от посторонних  целью, применяя многочисленные хитрости и ловушки для достижения успеха, является с древнейших времен отличительной  чертой мышления и поведения китайских  государственных деятелей, дипломатов и военных.

Через века передавалось это  искусство, тщательно скрываемое от представителей других народов. Был  создан своеобразный банк данных, в  котором обобщены и классифицированы в виде метафорических схем методы манипулятивного воздействия и  разработан определенный методический подход по их использованию в различных  ситуациях, что в концентрированном  виде нашло отражение в "Трактате о 36 стратагемах". Само понятие "стратагема" означает стратегический план, в котором  для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. Рассматривая семантику данного понятия, В.С.Мясников обращает внимание на то, что в китайском  языке оно одновременно означает и сообразительность, и изобретательность, и находчивость.[41]

Харро фон Зенгер, автор  монографии "Стратагемы. О китайском  искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 китайских стратагем за три  тысячелетия", обосновывает, что  термин стратагема наиболее адекватен  соответствующему понятию в китайском  языке. Анализируя содержание понятия "стратагема" в европейских  языках он показывает, что его основным значением является не только военная, но и любая хитрость или уловка, прием или интрига с целью  достигнуть преимущества.[20]

   Рассматриваемый подход к межличностному взаимодействию на Востоке, в частности, в Китае насчитывает тысячелетия и является неотъемлемой частью общественной, национальной и индивидуальной психологии. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней исторические источники .

Это явление достаточно ярко характеризует профессор В.С.Мясников, известный специалист по китайской  истории и культуре. Отмечая несомненную  роль современных психологов в исследовании психологических манипуляций, он в  то же время акцентирует внимание на богатейшей исторической традиции их использования в восточной культуре. "Блестящие открытия современных психологов, — пишет он, — страдают одним, отнюдь не умаляющим их значения, недостатком: нынешние психоаналитики и не подозревали, что они описали явление, бывшее в течении тысяч лет достоянием китайской философии. В системе ценностей китайской цивилизации то, что ныне названо "играми", было разработано и внедрено в повседневную жизнь еще за несколько столетий до начала нашей эры, причем я хочу подчеркнуть, что стратагемность мышления и поведения — а именно это понятие эквивалентно понятию игры — относится к характерным особенностям китайской цивилизации, достижениям ее философской и политической мысли. Этот феномен, имплицированный в общественное сознание, с веками, перейдя национальные границы, отразился и на политической и общественной культуре таких стран, как Япония, Корея, Вьетнам. И только теперь начинают соединяться традиционные китайские научные представления о человеке и его возможностях с данными европейской науки" .[47]

В наиболее концентрированном  виде, в лаконичной и метафорической форме манипулятивный подход описан около двух с половиной тысяч  лет назад в "Трактате о военном  искусстве", автором которого, как  считается, является выдающийся китайский  полководец и государственный деятель, известный под именем Сунь-цзы. В  настоящее время специалисты  полагают, что под литературно-философским  псевдонимом Сунь-цзы выступал выдающийся полководец — "стратагемщик" Сунь Бинь, живший в IV в. до н. э. в древнекитайском царстве Ци .[47]

Информация о работе Манипуляция сознанием