Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.
Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
Формирование коитериев…………………………………………………..12
Признаки манипуляции…………………………………………………….15
Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102
ТЕНДЕНЦИОЗНЫЙ ПОДБОР ИНФОРМАЦИИ
Применяя этот прием, манипулятор
исходит из того,что аудитория (реципиент)
должна получить ту информацию, которая
выгодна манипулятору. Для достижения
этой цели манипулятор теми или иными
способами утаивает нежелательную, вредную
для него информацию, и, наоборот, «предъявляет»
реципиенту свою — полезную и желательную
для себя. (Замалчивание (фактов, обстоятельств
и т. д). Уход от обсуждения темы/от доказательств.Забалтывание.
Лишение оппонента возможности высказывания
Данный прием используется в том случае, когда оппонент манипулятора, во-первых, не является реципиентом, а во-вторых, не согласен с ним (заметил манипуляцию и хочет сообщить реципиенту об этом). В этом случае манипулятор, если ему не удалось пресечь публичное разоблачение путем иных приемов манипуляции сознанием, может, обладая достаточным «административным ресурсом», не дать оппоненту возможности высказать свою точку зрения. Это достигается различными способами. Зачастую человеку просто не дают говорить, отбирая у него микрофон, не дают возможность выступать по телевидению, требуя денег, не позволяют выпускать свою газету. В контексте передач такой прием очень часто соседствует и используется совместно с приемом «Мозаичность информации» . Манипулятор просто резко меняет тему разговора, пользуясь своими возможностями и мотивируя это необходимостью «услышать иную точку зрения», «пояснить услышанное» или «пустить рекламу». Одновременно достигается и разрушение контекста обсуждения через «мозаичную подачу информации», и лишение оппонента, излагающего опасную для манипулятора информацию, возможности ее высказывать. Данный прием манипуляции сознанием используется практически исключительно в условиях «живого» контакта манипулятора и объекта манипуляции. Когда некто выдвигает информационную установку, крайне неудобную для манипулятора, а последний не может (или не хочет в силу ограниченности по времени, из-за лени или незнания предмета дискуссии) собственной информацией логически, путем высказывания контрдоводов и т. п. эту установку «разбить», он просто затыкает рот оппоненту, не давая ему возможности высказываться. Получается, что «последнее слово» вроде бы осталось за манипулятором. Для этого он, так или иначе, показывает: либо его оппонент был «не прав» (ошибался, слабо знал обсуждаемый предмет), либо он «вообще дурак». В принципе, это более грубый вариант ухода от обсуждения темы, 14.2, выполненный без последующего «забалтывания» обсуждения и создания видимости, что манипулятор «готов и дальше открыто это обсуждать».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЕЗОРИЕНТИРУЮЩИХ ТЕРМИНОВ
Использование слов, понятий и терминов, «внешний вид» которых отличается от их истинного смысла, является одним из важнейших разделов манипуляции сознанием. Это исключительно обширная тема, требующая своего специального исследования (и, следует отметить, она его непременно получит). В настоящей книге дан краткий анализ и примеры этих приемов манипуляции. Специальные («лукавые») термины, скрывающие/изменяющие сущность.«Птичий язык» (использование специально построенных фраз, скрывающих реальное положение вещей).
ОПЕРЕЖЕНИЕ
Данная разновидность
приемов основана на стремлении манипулятора
упредить разворачивающиеся
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДЛОГ
Под логическим подлогом понимается сознательное изменение манипулятором свойств, качеств или логического смысла (далее — смысла) предметов, понятий и явлений (предметов манипуляции) так, чтобы измененный смысл соответствовал необходимым для манипулятора целям и отличался от истинного смысла предметов манипуляции. Сознательно изменяя логический смысл предмета манипуляции, манипулятор стремится получить на выходе доказательство, необходимое для подтверждения своей инфор мационной установки. Так как эта установка ложная (иначе просто не имело бы смысла манипулировать сознанием), то и подобрать доказательство без использования логического подлога в некоторых случаях крайне сложно или невозможно. Поэтому мА нипулятор использует имеющийся пример, но извращает его смысл так, как удобно ему для проведения манипуляции. Отличие логического подлога от подмены понятий (1) заключается в том, что в случае подлога используется один и тот же предмет манипуляции с измененным логическим смыслом, а в случае подмены понятий один предмет просто заменяется другим.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЖИ
Смысл использования лжи в манипуляции сознанием грубом обмане реципиента. Ему предлагается информация, абсолютно не соответствующая действительности. Расчет делается на то, что реципиент не знаком с обсуждаемым вопросом и не сможет немедленно уличить манипулятора во лжи. Поэтому ложь чаще всего используется во вспомогательных фактах, в деталях, которые трудно проверить, по крайней мере, непосредственно в процессе манипуляции. Ложь слишком «прямолинейное» средство; при достаточной эрудиции в обсуждаемой области легко поддающееся разоблачению. Поэтому она редко встречается в полемике с достаточно умными оппонентами. Чаще ее применяют в газетных публикациях или различных передачах, там, где увидевший ложь реципиент не может оперативно указать на это другим жертвам манипуляции. Ложь прямая (фальсификация информации).Ложь историческая (фальсификация/неверная трактовка исторической информации).
«ЖЕРТВЕННАЯ КОРОВА»
Иногда манипулятору необходимо отвлечь внимание реципиента от процесса обсуждения какими-либо запоминающимися обстоятельствами, чтобы скрыть факт (признаки) манипуляции. Это чаще всего происходит в тех случаях, когда а) манипуляция может стать заметной из-за пристального внимания реципиента к обсуждаемому вопросу (если, к примеру, вопрос для реципиента очень важен и он боится быть обманутым), б) у манипулятора уже есть неоднозначный имидж и доверие реципиента к его информацион- ным установкам понижено, в) предмет манипуляции обладает свойством «шила в мешке» (которое сложно утаить) и г) когда тема достаточно неприятна для реципиента (например, повышение цен или уменьшение социальных льгот). Кроме того, у реципиента может, по указанным причинам, возникать неосознанное раздражение, отрицательные эмоции, вызванные ожидаемым подвохом или неприятностью темы. Для манипулятора возникает вероятность, что такие эмоции будут экстраполированы на него лично, доверие к нему снизится и манипуляция окажется неэффективной. Чтобы отвлечь внимание реципиента и «отвести» от себя отрицательные эмоции, манипулятор выделяет специальную фигуру (группу лиц), «жертвенную корову». На протяжении обсуждения эта фигура подвергается разного рода остракизму, высмеивается, представляется перед реципиентом в неприглядном виде.
РЕКЛАМА
Реклама политического движения, фигуры или даже информационной установки ставит своей целью повышение популярности рекламируемого объекта у населения (аудитории, реципиентов). «Накачка рейтинга», или «пиар», являются прямыми целями манипуляции сознанием. Конечным результатом может быть принятие реципиентом (или реципиентами) как положительных для себя, рекламируемых манипулятором объектов, которые на самом деле являются для реципиентов нежелательными. Подобная реклама может производиться различными способами. Чаще всего это:
а) демонстрация выгодных, сильных сторон рекламируемого предмета (остроумие, возможные «выгоды» для реципиентов, энергичность, популярность и пр.);
б)выгодное отличие от окружающих. Для этого используется контраст с явно проигрывающим объекту рекламы иным объектом (политической фигурой, движением, информационной установкой и пр.);
в) частое и назойливое упоминание объекта рекламы перед реципиентами («чтоб не забывали») и пр. Определять данный вид манипуляции достаточно трудно, так как он, чаще всего, хорошо «замаскирован» манипулятором. Можно порекомендовать тщательный анализ происходящего — ведь СМИ станут рекламировать только того, кто им выгоден и не является в основе своей для них настоящим противником. Реклама как метод манипуляции сознанием обычно используется для имиджевого продвижения («раскрутки») какой-либо конкретной политической фигуры. Раскрутка политической структуры (партии, движения и пр.) производится, как правило, на иных принципах. Хотя и в этом случае реклама изредка используется. Сегодня любой «публичный» политик является не самостоятельной фигурой, а брендом, товарным знаком. На него ориентируются избиратели, он олицетворяет «сильное начало» в политике. Поэтому его реклама основывается на создании для имиджа «сверхчеловека», «спасителя Отечества (строя, народа, общества, армии, науки)» от чего-то страшного, что на данный момент времени является «воплощением вселенского зла».
ИСКАЖЕНИЕ СКАЗАННОГО ОППОНЕНТОМ
Данный пример действует по предельно простой схеме — исказить то, что говорит оппонент и с легкостью опровергнуть «сказанное» (вернее — не сказанное) им. Во всех случаях использования данного приема различается лишь «антураж», оформление извращения сказанного.
ВТИРАНИЕ В ДОВЕРИЕ
Прием основан на отключении критического восприятия у реципиента через апеллирование к самым добрым его чувствам. Создавая себе максимально положительный имидж в глазах реципиента, манипулятор заставляет его относиться к себе с максимальной же симпатией. В этом случае симпатия препятствует критической оценке реципиентом информационной установки, исходящей от манипулятора.( «Приобщение к аудитории» («да я ж такой же, как и вы все!»).Паразитирование на сопереживании (покаяние).)
ОТКЛЮЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Критическая оценка получаемой информации — одна из важнейших функций интеллекта, своего рода иммунитет сознания. Отключение этой системы приводит к тому, что любая, в том числе неправильная и опасная, информация беспрепятственно попадает в сознание и остается там, «принимаясь к действию». Критическое восприятие есть та причина, по которой, собственно, и появилась манипуляция сознанием. Преодоление критического восприятия многократно повышает эффективность манипуляции. Поэтому процесс преодоления является исключительно важным и ответственным для манипулятора.Собственно, все приемы манипуляции сознанием направлены на подавление или отключение критического восприятия реципиента. ( Создание атмосферы шоу.Спецэффекты.
Сегодня обычные, традиционные в нашем понимании, войны, когда есть армия, есть флот, есть мирное население, есть политики, есть союзники и враги, уступили место войнам нового поколения. Раньше непременным атрибутом войны были рвущиеся снаряды, марширующие колонны солдат и понуро бредущих пленных, рев сирен воздушной тревоги и сметенные огненным вихрем города и села. Сегодня войны могут быть совершенно иными. Манипуляция сознанием также является инструментом войны, равным по своей эффективности десяткам дивизий или ядерных боезарядов. И точно так же в ней используются самые удивительные и неожиданные методы.
10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание
Становление современного Запада тесно связано с духовным освобождением слова («свобода слова») и появлением технологической возможности массового создания сообщений (изобретение книгопечатания - прессы). Завоевавшая авторитет наука дала идеологии убедительный метод создания сообщений для прессы. Так возникли средства массовой информации. Они стали поставлять гражданам готовые мнения в удобной расфасовке. Английский писатель С.Батлер сказал: «Общественность покупает свои мнения так же, как покупают молоко, потому что это дешевле, чем держать собственную корову. Только тут молоко состоит в основном из воды».
Свобода слова («гласность»), а шире - свобода распространения информации, есть ключевой принцип атомизированного гражданского общества и либерального порядка жизни. Принятие этой идеи было культурной и духовной мутацией колоссального значения. Это и означало переход к современному западному обществу, к Новому времени - устранение всех свойственных традиционному обществу запретов (табу) и единой (тоталитарной) этики. Мы знаем это на обыденном уровне: полная гласность (например, возможность читать мысли друг друга) сделала бы совместную жизнь людей невозможной. Человеческие связи разрываются зачастую просто оттого что «доброхоты» сообщают тебе то, что ты и так знаешь, но знаешь про себя.[24]
Средства массовой
информации стали главным
Сегодня мало кто верит
в объективность
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием.
1) Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи - это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?». А.Моль пишет, что искажение реальности достигается чаще через процесс «кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных, бросающихся в глаза действий. «Honesty is the best policy» - всегда гораздо выгоднее быть честным, если речь идет о фактах, чем их сознательно замалчивать». Подчеркивается также, что малые сдвиги, приводящие к «поляризации» потока сообщений, должны быть ниже порога семантической восприимчивости среднего получателя (то есть, в среднем должны не замечаться).