Манипуляция сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
Формирование коитериев…………………………………………………..12
Признаки манипуляции…………………………………………………….15
Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102

Работа содержит 1 файл

Манипуляция сознанием история, теория, практика.docx

— 216.96 Кб (Скачать)

Справедливость утверждения, что вычленяемые структурные  образования могут быть рассмотрены  в качестве субъектов, заключается  в том, что они действительно  обладают основными признаками субъекта: являются источниками и одновременно носителями активности. Несмотря на то, что в период широкого распространения  идей нейролингвисти-ческого программирования это представляется почти очевидным; предлагаемое утверждение, однако, опирается  на более широкий контекст идей.

В первую очередь следует  вспомнить представления 3. Фрейда о  структуре личности и внутриличностной динамике. На «макроуровне» им были предложены понятия «Оно», «Я», «Сверх-Я», которые находились между собой  в отношениях взаимодействия, вполне схожих с отношениями субъектов. Достаточно вспомнить используемые ими действия: сдерживание, борьба, изгнание, побуждение, провокация и  т. п.

Еще шире перечень внутриличностных «деятелей» оказался у К. Г. Юнга: архетип, комплекс, анима, анимус, персона, самость, тень. Даже само «Я» в аналитической  психологии оказывается лишь одним  из комплексов (первым среди равных). Все они обладают заметной самостоятельной  побудительной силой. К. Юнг говорит, что «комплекс с присущей ему  энергией имеет тенденцию образовывать как бы отдельную маленькую личность. У него есть некое исходное тело и определенное количество собственной  физиологии. ...Подобные свойства просто вынуждают нас говорить о наличии  определенной силы воли комплекса». Известно, что сила побуждения со стороны комплекса может оказаться столь значительной, что он подчиняет своим устремлениям всю личность — захватывает право управления поведением человека.

Оригинальный понятийный язык Э. Берна тоже порожден идеей  мультипликативной природы личности, структурными элементами которой являются Родитель, Взрослый и Дитя. Каждый элемент  затем также может быть расчленен  по тому же принципу . Побудительная функция берновских структурных элементов также не подвергается сомнению.

Популярная техника шестишагового  рефрейминга начинается с вопроса  к некой субличности о ее желании  вступить в контакт с Эго. Не менее  известная технология психосинтетической интеграции также рассматривает  субличности как субъекты со своими интересами и устремлениями. То же относится  и к методам гештальттерапии.

Приведенный перечень далеко не полон, но и он дает представление  о том, насколько широко распространена идея мотивирующей роли личностных подструктур. Менее отреф-лексирован вопрос об их субстрате — собственно носителе. К. Юнг и 

Э. Берн говорят о мозге  или его участках как физиологической  основе психических процессов, не конкретизируя  своих рассуждений.

Если обратиться к более  мелкой — и, по-видимому, элементарной — единице всех мотивирующих структур, а именно, мотиву, то проблема может  получить свое удовлетворительное разрешение. Каждый отдельный мотив в свою очередь можно считать самостоятельным  «субъектом», поскольку он, несомненно, является источником активности, а  своим субстратом имеет ту предметную реальность, с которой соотнесен. (Разумеется, если мотив определить как предмет потребности . Релевантное мотиву предметное содержание, будучи отраженным, и таким образом интериоризированным, образует тот слой образов (субстрат означает буквально «нижний слой»), на котором записывается системное качество — мотив. В такой интерпретации особенно свежо выглядит определение юнговских комплексов — совокупность образов, объединенных одним аффектом. В этом же ряду оказывается замечание В. К. Вилюнаса , что эмоции выступают основными деятелями в психическом мире, а образы — это лишь строительный материал, из которого эмоции собирают различные конструкции.[43]

Подобный взгляд на процессы внутриличностной коммуникации не вносит принципиально новой идеи, но позволяет  в едином языке ассимилировать существующие в различных школах концептуальные решения, близкие по своей внутренней сущности.

8. Основные мишени манипулятивных воздействий

С. Кара-Мурза выделяет следующие  основные объекты манипулятивного  воздействия: мышление (логическое, ассоциативное  и стереотипное), чувства, воображение, внимание и память. Отреферируем основные акценты, специфичные для каждой из перечисленных мишеней манипуляции.

Мышление. Логическое мышление. Внося хаос в логическую цепочку, манипулятор достигает очень многого: человек чувствует свою беспомощность и сам ищет поводыря. А если удается так исказить логическую программу, что человек "сам" приходит к нужному умозаключению, тем лучше. С помощью этих приемов у значительной части населения удается отключить способность к структурному анализу сообщений и явлений - анализ сразу заменяется идеологической оценкой. Отсюда - кажущаяся чудовищной аморальность, двойные стандарты. На деле же парализуется сама способность  к самостоятельному анализу.

Неслучайно входит в оборот термин "искусственная шизофренизация сознания". Шизофрения (от греческих  слов schizo расщепляю + phren ум, рассудок) - это расщепление сознания. Один из характерных симптомов шизофрении - утрата способности устанавливать  связи между отдельными словами  и понятиями. Это разрушает связность  мышления. Ясно, что если удается  искусственно "шизофренизовать" сознание, люди оказываются неспособными увязать в логическую систему  получаемые ими сообщения и не могут их критически осмысливать. Им не остается ничего иного как просто верить выводам приятного диктора, авторитетного ученого, популярного  поэта и других референтных лиц. Легче всего разрушение логики и  манипуляция достигается в сознании, которое рационально в максимальной степени. То мышление, которое "армировано" включениями иррациональных представлений, гораздо устойчивее. (Так, во время  перестройки именно интеллигенция  оказалась более всего подвержена искусственной шизофренизации, причем с большим отрывом от других социальных групп. Наиболее устойчивым было мышление крестьян.)

Ассоциативное мышление. Метафоры. Место рационального мышления все чаще занимает мышление ассоциативное. Мозаичная культура, при которой живем западный человек, все чаще пользуется способами убеждения, непосредственно основанными на приемах ассоциации идей. Главнейшие из этих приемов были определены Уильямом Джемсом: ассоциация по совмещению (изображение на одной рекламе банана и ребенка), ассоциация по неожиданности, свойственная сюрреализму, ассоциация по смежности (текст, состоящий из заметок, связанных только тем, что они напечатаны рядом на одной странице), ассоциации по звуковому сходству, которыми пользуются авторы рекламных лозунгов и товарных знаков.

Активизируя ассоциативное  мышление манипуляторы транслируют  нужные им "основания поведения" на фоне положительных (или отрицательных) ассоциаций. Данные приемы можно отнести  к манипуляции с подсознанием, т.к. человек не контролирует свои психические  процессы входе таких воздействий.

Стереотипы. Одним из главных "материалов", с которым орудует  манипулятор, являются социальные стереотипы. Ни один человек не может прожить  без "автоматизмов" в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических  сил, ни времени. Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и  использованы как мишени для манипуляции. Поскольку их полезность для человека в том и заключается, чтобы  воспринимать и оценивать быстро, не думая, манипулятор может применять  их как "фильтры", через которые  его жертвы видят действительность.

Для успешной манипуляции  общественным мнением необходимо иметь  надежную "карту стереотипов" разных групп и слоев населения - весь культурный контекст данного  общества. Если удается создать и  укоренить большой, сильный стереотип, его потом можно долго использовать для самых разных целей. (Так, в  конце 40-х и в 50-е годы в США  были затрачены большие усилия на создание стереотипного представления  об СССР как "империи зла", угрожающей интересам всех американцев.) [23]

Чувства.В психологии давно известно, что чувства более подвижны и податливы, чем мышление, а если их удается "растрепать", то и мышление оказывается более уязвимым для манипуляции. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах - обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Ле Бон писал: "Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов". Таким образом, общей принципиальной установкой в манипуляции массовым сознанием является предварительное "раскачивание" эмоциональной сферы.

Особенно легко возбудить  те чувства, которые в обыденной  морали считаются предосудительными: страх, зависть, ненависть, самодовольство и т.п. Вырвавшись из-под власти сознания, они хуже всего поддаются внутреннему  самоконтролю и проявляются особенно бурно. Менее бурно, но зато более  устойчиво проявляются чувства  благородные, которые опираются  на традиционные положительные ценности.

Едва ли не главным чувством, которое шире всего эксплуатируется  в манипуляции сознанием, является страх. Есть даже такая формула: "общество, подверженное влиянию неадекватного  страха, утрачивает общий разум". Поскольку страх - фундаментальный  фактор, определяющий поведение человека, он всегда используется как мишень для манипуляций.[22]

Воображение. Воображение - способность творческая, оно гораздо меньше, чем мышление, подвержено дисциплине (логики, традиции). Следовательно, более уязвимо для воздействия извне. Очень большая часть людей подвержена грезам, их воображение скатывается к "праздношатающейся фантазии" (Белинский), уводящей их все дальше и дальше от реальности. У других воображение, наоборот, сковано, они затрудняются в выработке собственных образов, ищут их в готовом виде - не могут самостоятельно освоить реальность мысленно. И те, и другие наименее защищены от манипуляции их сознанием (хотя для обеих категорий она строится по-разному).

На сочетании воображения  и чувств основано, например, одно из самых мощных средств воздействия  на общественное сознание - терроризм, соединенный с телевидением. Образ  изуродованной взрывом невинной жертвы доводится телевидением буквально  до каждой семьи, а воображение "подставляет" на место жертвы самого телезрителя  или его близких, и это порождает  целую бурю чувств. Затем уже дело техники - направить эти чувства  на тот образ, который подрядились  разрушить манипуляторы (образ армии, федерального центра, исламских фундаменталистов, чеченцев и т.д.). В этой акции необходима лишь цепочка: террористический акт - телевидение - воображение - чувства - нужное поведение. Желательно при этом отключить мышление (здравый смысл), потому что террор не является реальным средством уничтожения  и даже не создает значительной реальной опасности. Его цель - устрашение, т.е. создание неадекватного чувства  страха.

Внимание и память. Важнейшими мишенями, на которые оказывается воздействие при манипуляции сознанием являются память и внимание. Задача манипулятора - в чем-то убедить людей. Для этого надо прежде всего привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы оно не выражалось. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти. Запоминаемость и убедительность находятся в диалектическом единстве. (Геббельс: "Постоянное повторение является основным принципом всей пропаганды".)[23]

Сообщение, направленное против какого-либо мнения или установки, оказывается  более эффективным, если в момент его передачи отвлечь внимание получателя от содержания сообщения. В этом случае затрудняется осмысление информации получателем  и выработка им контр-доводов - основа его сопротивления внушению.

Важным манипулятивным приемом  является также создание "эффекта  внеисторичности".  Внеистоpичность  в сознании человека приводит к тому, что он теряет способность поместить  события в систему координат, "привязанную" к каким-то жестким  историческим стандартам. Все становится относительным и взвешивается с  какими-то "резиновыми гирями неизвестного веса". Человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива (народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становится совершенно беззащитен против манипуляции. Это - важное условие  для возможности подлогов и подмен предмета утверждений. Если люди быстро забывают реальность, то всякую проблему можно представить ложно, вне  реального и исторического контекста.

В этом разделе мы выявили  основные объекты манипулятивного  воздействия: мышление (логическое, ассоциативное  и стереотипное), чувства, воображение, внимание и память .Находя лазейки  в человеческих слабостях, потребностях, зная особенности человеческой психики, манипулятор ловко воздействует на эти мишени и добивается своих  целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

9.  Методы манипуляции общественным сознанием.

 

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ.

Данный прием относится  к разряду наиболее используемых средств манипуляции сознанием. Его можно, без сомнения, считать «классикой манипуляции». Манипулятор обсуждает какой-либо вопрос, доказывая свою информационную установку. В обсуждении вместо «неудобного» для него факта (предмета, примера или понятия) он вставляет «удобный» — схожий по смыслу, но уводящий обсуждение в нужную ему сторону. Вновь использованное понятие должно быть очень похожим на только что подмененное — нстолько, чтобы жертва манипуляции не заметила подмены. Отличительной особенностью данного приема является то, что подменяется не информационная составляющая предмета (смысл, значение предмета), а сам предмет. Подмена понятий широко используется и в дискуссиях,и в прессе, и в электронных СМИ. Основная опасность этого приема в том, что, не имея необходимой подготовки (в некоторых случаях ее можно заменить наблюдательностью и быстрой реакцией на информацию), выявить и, соответственно, нейтрализовать данный прием достаточно сложно. Действенной защиты от подмены понятий могут стать: хорошее знание обсуждаемого предмета, высокий уровень критического мышления, пропускающего услышанное через «фильтр сомнения», неторопливость в выводах (спокойно обдумать услышанное позже и принимать решение только после тщательного обдумывания). Собственно, эти же рекомендации можно отнести и ко всем последующим приемам манипуляции.

Информация о работе Манипуляция сознанием