Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Информационные ресурсы
2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура
2.3. Информационные и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации
2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг
2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи
2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг
2.4.3. Домашняя компьютеризация
2.5. Политика в области массовой информации
2.6. Информационное право
2.7. Системы обеспечения информационной безопасности
2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями
3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глубоко продуманная и взвешенная информационная политика по отношению к участию России в мировых информационных сетях имеет особое значение для духовного развития народов России, для предотвращения размывания российских культурно-исторических традиций, для минимизации опасности вторжения идеалов и ценностей западной массовой культуры и психологии в условиях широкого использования открытых сетей. Преодоление отставания России в количестве общедоступных русскоязычных ресурсов открытых сетей будет иметь огромное культурное значение. Ведь участие в мировых открытых сетях является своеобразной визитной карточкой для страны, свидетельствующей об ее научном и культурном потенциалах.
В области охраны
здоровья, защиты окружающей среды
и природопользования государственная
информационная политика должна оказать
серьезное влияние на эффективность
функционирования используемых в этих
областях информационных систем и сетей.
Должны получить широкую государственную
и общественную поддержку новые информационные
технологии в медицине. Большое внимание
в этом плане необходимо уделять мониторингу
физического и психического здоровья
населения, контролю групп риска. Широкие
перспективы развития должны получить
системы передачи метеорологической информации,
а также информации о состоянии окружающей
среды по спутниковым сетям связи, прежде
всего из отдаленных и экологически опасных
регионов. Должны быть предусмотрены меры
по повышению экологической безопасности,
базирующиеся на современной информационно-
ГИП должна использоваться для обеспечения перехода с ресурсосберегающим технологиям, улучшения деятельности природозащитных организаций.
4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Государственную информационную политику следует рассматривать через призму перехода России к информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи ГИП выступают как актуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества.
Можно выделить три класса этих проблем.
Первый класс
составляют проблемы развития технологического
базиса информационного общества и
перехода к нему. Главное здесь
состоит в обеспечении
национальных информационных ресурсов - баз и банков данных, всех видов архивов, системы депозитариев государственных ИР, библиотек и музейных хранений и пр. и обеспечения широкого свободного доступа к ним;
информационно-коммуникационной
инфраструктуры - территориально распределенных
государственных и
информационных,
компьютерных и телекоммуникационных
технологий - базовых, прикладных и
обеспечивающих, систем и средств
их реализации, сетевых технологий
обеспечения доступа к
производства и потребления информационных продуктов и услуг для органов власти и управления всех уровней, субъектов экономической деятельности и населения;
научно-производственного
потенциала информатизации, телекоммуникаций
и связи - организаций и предприятий
фундаментальной и прикладной науки
в областях информатики, вычислительной
техники, телекоммуникаций и связи,
конструкторско-
рынка информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг;
наконец, технологий, структур и механизмов функционирования и развития электронных СМИ.
Проблемы технологического
базиса в рыночной экономике (отчасти
в переходной экономике, в которой
мы сейчас живем), как правило, решаются
независимо от усилий, предпринимаемых
государством. Однако в большей степени
успешность их решения обусловлена
политической стабильностью и
В первую очередь должны осуществляться:
Второй класс проблем обусловлен тем, что Россия должна строит свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.).
Проблемы обеспечения безопасности в информационной сфере носят как концептуальный, так и практический характер.
Должна быть
создана единая система обеспечения
информационной безопасности, которой
необходимо эффективно управлять. Сегодня
в стране имеется конгломерат
отдельных ведомственных
Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на эти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз.
Международное
информационное сотрудничество должно
быть переведено на новый уровень, ориентировано
на разработку и принятие правовых
положений и международных
Следует начать
международные переговоры по проблемам
обеспечения безопасности в информационной
сфере. В частности, должны быть достигнуты
соглашения между возможно большим
числом стран о координации
Третий класс
проблем определяется социально-экономическими
и социально-культурными
Успешность продвижения
к информационному обществу находится
в прямой зависимости от информационной
подготовки общества. В обществе доминирует
недооценка роли информации в экономике.
Информация недостаточно востребуется
аппаратом управления, отсутствует
регулярное информирование населения
органами государственной власти и
управления о своей деятельности.
Совершенно недостаточна компьютерная
грамотность населения. Значительна
роль негативных факторов в экономике
и демократизации общественной жизни,
определяемая традициями и стереотипами
общественного сознания и поведения.
Закрытость и дефицит информации
еще не начали сменяться ее достатком,
свободой ее выбора и использования.
Быстрой информатизации негосударственного
сектора экономики еще
Большой остротой отличаются региональные проблемы информатизации. Сегодня основные закупки техники и программных средств идут в регионах. Информационные системы в разных городах и регионах, базы данных государственного значения, например, земельный кадастр, создаются по разной идеологии. Вообще региональным проблемам информационного обеспечения вертикали управления, защиты информационных ресурсов и решения информационно-правовых проблем демократизации общественной жизни на местах должно быть уделено особое внимание. При этом необходимо учитывать реальную неравномерность процессов информатизации по регионам страны. Достаточно указать, что две трети всех используемых в стране баз данных приходится на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский). Сколько-нибудь существенное выравнивание потенциала информатизации по регионам страны потребует значительного времени и серьезных изменений в социально-экономической политике федерального центра.
Одной из важнейших
социально-политических предпосылок
перехода к информационному обществу
представляет достижение баланса интересов
граждан, организаций и государства
в информационной сфере. Именно поэтому
совершенствование
Несмотря на
сложность перечисленных выше проблем,
их анализ и решение должны быть
увязаны с особенностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воплощение в
жизнь основных идей и практических
мероприятий государственной
Реализация этих
шагов по пути к информационному
обществу потребует системной
Особого внимания требуют:
Информация о работе Концепция государственной информационной политики Российской Федерации