Основные положения
ГИП фиксируются в нормативных
правовых актах, прежде всего в законах,
гармонизированных с законодательством
развитых стран, и это является важнейшим
основанием для реализации ГИП. Исходя
из этого, решение основных задач
ГИП должно осуществляться посредством
различных форм воздействия на следующие
объекты информационной сферы:
- система формирования
и использования информационных ресурсов;
- информационно-телекоммуникационная
инфраструктура;
- научно-технический
и производственный потенциал, необходимый
для формирования информационно-телекоммуникационного
пространства;
- рынок информационных
и телекоммуникационных средств, информационных
продуктов и услуг;
- домашняя
компьютеризация;
- международное
сотрудничество;
- системы обеспечения
информационной безопасности;
- правовая
база информационных отношений.
Содержание задач
государственной информационной политики
вытекает из новых политических и
социально-экономических условий
развития страны и накопленного опыта
реализации отдельных мероприятий
государственной политики в области
создания, распространения и использования
информации и мирового опыта проведения
информационной политики в развитых
государствах.
Все цивилизованные
государства рассматривают построение
информационного общества как основу
своего социально-экономического, политического
и культурного развития и проводят
целенаправленную государственную
информационную политику. Сформулирована
и последовательно проводится информационная
политика для Европейского сообщества,
а также для стран Большой
семерки. Информационная политика разных
стран зависит от особенностей их
социально-экономического и культурного
развития. Для ее реализации эти
страны принимают краткосрочные, среднесрочные
и долгосрочные программы. Особый интерес
для России как члена Совета Европы
представляют рекомендации Комиссии Европейского
сообщества по формированию информационного
общества.
Достижение главной
стратегической цели ГИП - обеспечения
перехода к новому этапу развития
России, построению информационного
общества и вхождению страны в
мировое информационное сообщество
- требует, как показывает опыт развитых
стран, согласованного регулирующего
воздействия государства на обе
главные составляющие ГИП, обеспечивающие
этот переход: социально-политическую
и технико-технологическую.
ГИП должна опираться
на следующие базовые принципы:
- Принцип открытости
политики - все основные мероприятия информационной
политики открыто обсуждаются обществом
и государство учитывает общественное
мнение.
- Принцип равенства
интересов - политика в равной степени
учитывает интересы всех участников информационной
деятельности вне зависимости от их положения
в обществе, формы собственности и государственной
принадлежности (единые для всех “правила
игры”).
- Принцип системности
- при реализации принятых решений по изменению
состояния одного из объектов регулирования
должны учитываться его последствия для
состояния других и всех в совокупности.
- Принцип приоритетности
отечественного производителя - при равных
условиях приоритет отдается конкурентноспособному
отечественному производителю информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг.
- Принцип социальной
ориентации - основные мероприятия ГИП
должны быть направлены на обеспечение
социальных интересов граждан России.
- Принцип государственного
поддержки - мероприятия информационной
политики, направленные на информационное
развитие социальной сферы финансируются
преимущественно государством.
- Принцип приоритетности
права - развитие и применение правовых
и экономических методов имеет приоритет
перед любыми формами административных
решений проблем информационной сферы.
2.
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1.
Информационные ресурсы
Количество, качество
и доступность информационных ресурсов
(ИР) уже сейчас во многом определяют
уровень развития страны, ее статус
в мировом сообществе и бесспорно
станут решающим показателем этого
статуса в первые десятилетия XXI
века.
ИР России являются
громадным по объему, стоимости и
сложности комплексом, включающим базы
данных, электронные информационные
массивы, библиотечные и архивные фонды
и т.п. Число зарегистрированных
российских баз данных (без учета
их тиражирования и модификации)
на середину 1998 года превысило 3,3 тысяч.
В стране более 150 тысяч библиотек
объемом более 6650 млн. единиц хранения,
более 1 млн. архивных фондов объемом
более 2240 млн. единиц хранения на различных
носителях. Имеется более 30 информационных
фондов органов НТИ федерального
уровня, 69 региональных центров НТИ.
Предоставляют услуги централизованные
фонды правовой информации объемом
более 2,6 млн. экземпляров документов.
В последнее время быстро растет количество
российских сайтов Интернет (в августе
1998 г. - свыше 10 тыс.).
В целом потенциал
ИР России уверенно занимает одно из ведущих
мест в мире.
Одним из важнейших
показателей движения страны по пути
к информационному обществу является
степень использования информационных
ресурсов для обеспечения потребностей
общества. Именно по показателю доступности
ресурсов потребителям Россия отстает
от развитых стран мира.
Причины этого
весьма разнообразны:
- коммерческие
ресурсы слишком дороги для массового
пользования;
- многие категории
ресурсов не имеют справочного аппарата
и средств навигации;
- части электронных
информационных ресурсов представлены
в несовместимых оболочках;
- многие владельцы
ресурсов не имеют возможностей для придания
своим ресурсам товарной формы.
Исходя из все
возрастающей роли ИР в развитии страны
основная цель ГИП по отношению к информационным
ресурсам может быть сформулирована как
создание условий и механизмов формирования,
развития и эффективного использования
информационных ресурсов во всех областях
деятельности.
Основными
направлениями
ГИП в этой области должны быть:
- разработка
и совершенствование нормативного-правового
обеспечения системы управления ИР и механизмов
реализации имеющихся правовых положений;
- разделение
полномочий по владению и распоряжению
государственными информационными ресурсами
между Российской Федерацией, субъектами
Российской Федерации и органами местного
самоуправления;
- разработка
и реализация организационных мер по координации
деятельности в сфере формирования и использования
государственных ИР;
- разработка
и реализация финансово-экономических
методов регулирования деятельности по
формированию и использованию ИР;
- создание
государственной системы мониторинга
состояния ИР;
- разработка
и реализация федеральных, региональных
и межотраслевых программ, направленных
на формирование и использование различных
категорий ИР, в том числе научно-технической
информации, информатизации библиотек,
архивов и др.
Первоочередными
мероприятиями
ГИП в области формирования, развития
и использования ИР должны быть:
- анализ существующего
законодательства, касающегося различных
аспектов формирования, развития и использования
ИР с целью выработки рекомендаций по
согласованию положений различных законов
и определению необходимых дополнений
в законодательство;
- создание
эффективной системы учета ИР, созданных
за счет госбюджета и находящихся в ведении
учреждений и предприятий;
- разработка
и реализация системы управления государственными
ИР по отдельным категориям.
Информационные
ресурсы страны - это капитал общества
и государства. Следует иметь
в виду, что задачи формирования,
накопления, распространения и коммерческого
использования национальных информационных
ресурсов следует отнести к задачам
общегосударственного значения.
Государство должно
располагать инструментом, позволяющим
достоверно оценивать информационный
капитал общества и на этой основе
осуществлять, регулирующие и контролирующие
функции в социально-экономической
сфере в целом и в сфере
информационной деятельности, в частности.
2.2.
Информационно-телекоммуникационная
инфраструктура
Для России как
страны с переходной экономикой чрезвычайно
важным фактором завершения рыночных
преобразований и обеспечения устойчивого
развития является укрепление всех типов
инфраструктур общественного производства.
Особое место здесь занимает национальная
информационно-телекоммуникационная
инфраструктура (ИТИ), призванная обеспечить
создание единого информационного
пространства и как следствие
эффективного единого социально-экономического
пространства России как целостного
федеративного государства, углубление
процессов информационной и экономической
интеграции стран СНГ, последовательное
вхождение России в Европейскую
и глобальную информационную инфраструктуру.
Россия сегодня
не имеет достаточных средств
и производственных возможностей для
самостоятельного создания и развития
национальной ИТИ и вынуждена
привлекать для этого капиталы, технику
и технологии развитых стран. Такая
ситуация требует разработки ответственной
государственной информационной политики,
ориентированной на приоритетное развитие
и защиту ИТИ страны в условиях широкого
внедрения новых информационных и телекоммуникационных
технологий.
Особого внимания
заслуживает в этой связи развитие
сектора информационной инфраструктуры,
который должен обеспечивать предоставление
различных информационных услуг
потребителям, в первую очередь населению.
Государственное
регулирование развития ИТИ должно
осуществляться по следующим основным
направлениям:
- бюджетное
финансирование социально значимых информационных
систем (здравоохранение, образование,
трудоустройство, социальное обеспечение,
беженцы, отдельные разделы законодательства),
а также систем налоговой и таможенных
служб, информационного обеспечения госорганов,
выборов, правопорядка, системы предотвращения
и борьбы с чрезвычайными ситуациями;
- создание
экономических условий для поддержки
отечественного производителя в развитии
сектора предоставления различных информационных
услуг населению, в том числе по формированию
системы электронной торговли, информатизации
быта и досуга;
- стимулирование
(финансовое, налоговое и др.) создания
и развития национальных корпоративных
сетей и коммерческих систем, в том числе
провайдеров, обеспечивающих доступ в
Интернет и предоставляющих льготы пользователям
из малообеспеченных групп населения,
учащимся и студентам, детям;
- защита прав
граждан на личную жизнь и на доступ к
информации;
- реализация
на основе положений ГИП концепций, программ
и проектов развития информационных и
телекоммуникационных систем и сетей,
а также разработка стандартов (согласованных
с международными стандартами), обеспечивающих
их создание и эксплуатацию.
2.3.
Информационные и
телекоммуникационные
технологии, системы
и средства их
реализации
Формирование
информационного пространства предполагает
широкомасштабную компьютеризацию
процессов переработки информации
во всех сферах деятельности и активное
использование телекоммуникационных
систем информационного обмена. Основными
инструментами этого процесса являются
информационные и телекоммуникационные
технологии, технологии связи, системы
и средства их обеспечения.
Условно будем
называть этот комплекс технологиями
информатизации и связи (ТИС) как
совокупность программных, технических
и организационно-экономических
средств, объединенных структурно и
функционально для решения той
или иной задачи, для повышения
эффективности функционирования социально-экономических
объектов или структур, будь то производство,
система государственного управления
или рынок.
ТИС являются системообразующим
элементом информационного пространства,
определяющим уровень реального
использования информации в качестве
ресурса.
При рассмотрении
перспектив развития в России технологического
компонента информационного пространства
необходимо учитывать следующее:
- срок замены
существующих технологий на новые, более
эффективные постоянно сокращается и
составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией
уменьшения до 2-3;
- ТИС являются
наиболее динамично развивающимся компонентом
информационного пространства;
- преимущественными
темпами в мире развиваются различные
сетевые технологии, т.е. ориентированные
на постоянное использование и работу
пользователя в компьютерных сетях, и
технологии интеграции отдельных устройств
и технологий в единый функциональный
комплекс (технологии открытых систем);
- отечественный
рынок ТИС захвачен продукцией мировых
зарубежных производителей, в большинстве
американских; реально можно говорить
только о перспективе появления на рынке
отечественных прикладных, наукоемких
обеспечивающих ТИС;
- российский
рынок ТИС ориентирован исключительно
на технические средства зарубежного
производства, что приводит к снижению
общей доли отечественных разработок
информационных технологий по отношению
к количеству адаптируемых зарубежных.
Основными
направлениями политики в этой области
должны быть: