Концепция государственной информационной политики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Информационные ресурсы

2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура

2.3. Информационные и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации

2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг

2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи

2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг

2.4.3. Домашняя компьютеризация

2.5. Политика в области массовой информации

2.6. Информационное право

2.7. Системы обеспечения информационной безопасности

2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Концепция.docx

— 77.43 Кб (Скачать)
  • селективная государственная поддержка приоритетных отечественных ТИС;
  • открытое конкурсное размещение госзаказов на новые ТИС при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор ТИС при реализации государственных проектов информатизации;
  • поддержка перспективных научных исследований в области создания отечественных ТИС;
  • стимулирование использования ТИС отечественной разработки при их конкурентоспособности в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах информатизации государственных объектов;
  • широкое использование передовых зарубежных ТИС.

Первоочередными мероприятиями для реализации указанных направлений ГИП должны быть:

  • разработка и принятие системы критериев отбора ТИС, которым должна быть оказана государством селективная поддержка;
  • разработка и реализация системы проведения открытых конкурсов на ТИС, которые необходимо использовать в финансируемых государством проектах и программах;
  • выделение перспективных научных разработок в области ТИС и обеспечение их бюджетного финансирования;
  • определение мер и процедур внебюджетного стимулирования отечественных разработчиков и производителей конкурентоспособных ТИС.

Отдельно должны быть рассмотрены мероприятия ГИП  по отношению к так называемым двойным технологиям, т.е. информационно-телекоммуникационным технологиям и технологиям связи, которые применяются как в  гражданских, так и в военных  системах.

2.4. Производство и  потребление средств  информатизации, информационных  продуктов и услуг

2.4.1. Научно-технический  и производственный  потенциал информатизации, телекоммуникаций  и связи

Развитие информационного  пространства требует наличия в  стране необходимого научно-производственного  потенциала. Это требование вытекает из высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационное пространство и обеспечивающих его эффективное функционирование.

Научно-технический  и производственный потенциал включает в себя:

  • научные учреждения Российской академии наук и различных ведомств;
  • государственные и негосударственные организации и предприятия, разрабатывающие элементы, блоки и устройства, программное обеспечение и осуществляющие проектирование технических средств информатизации;
  • предприятия-производители техники;
  • систему эксплуатационной поддержки функционирования техники и каналов связи.

Основная цель ГИП по отношению к научно-техническому потенциалу - оказание (в различных  формах) государственной поддержки  развитию отечественных организаций  и предприятий, обеспечивающих технологическую  независимость формирования информационной среды России.

Состав конкретных мероприятий ГИП на ближайшую  перспективу (2000-2003гг.) различается  для составляющих потенциала и определяется их сегодняшним состоянием.

Научный потенциал.

Значительная  часть научной базы развития информатизации, телекоммуникаций и связи, сосредоточенная  ранее в учреждениях Академии наук СССР и в ВУЗах, осталась в  России. Достаточно высокий уровень  фундаментальной науки еще пытаются сохранить при поддержке грантов  различных отечественных и зарубежных фондов. Происходит деградация этого  потенциала, отток наиболее способных  ученых, в основном молодых, в коммерческие структуры и за рубеж.

Более сложное  положение имеет место в отраслевой науке, ранее ориентировавшейся  на потребности ведомств. Сегодня  большинство отраслевых научных  учреждений практически не функционирует, ранее накопленный потенциал  быстро теряется.

Основные мероприятия  ГИП для научной составляющей научно-технического потенциала должны быть связаны с селективной поддержкой тех направлений исследований, которые  ориентированы на качественные прорывы  в отдельных направлениях (например, архитектуры многопроцессорных  вычислительных систем, организация  вычислительного процесса, системы  искусственного интеллекта и т.п.) и  получение практических результатов  мирового уровня (нейрокомпьютинг, открытые системы и т. п.).

Опытно-конструкторские  работы (ОКР)

Мероприятия ГИП  для сферы ОКР должны быть направлены на поддержку перестройки производственной и хозяйственной деятельности предприятий и их адаптацию к рыночной экономике.

По отношению  к коммерческим структурам этого  сектора ГИП должна обеспечивать преференции отечественным разработчикам  за счет соответствующей подготовки и проведения открытых конкурсов как на государственные заказы, так и на заказы предприятий и организаций.

Производственный  потенциал.

Распад СССР и образование на его территории независимых государств привел и к распаду единой производственной базы создания средств вычислительной и телекоммуникационной техники. В настоящее время Россия обладает не более 25-30% того производственного потенциала, который имел СССР.

В этих условиях задачей ГИП на перспективу должен быть поиск путей (в основном, инвестиций) для создания базы развития отечественного производственного потенциала. Это  позволит в перспективе избавиться от жесткой зависимости от иностранных  производителей, в особенности в  стратегических отраслях, а также  создать значительное количество рабочих  мест.

Для этой части  потенциала основной задачей ГИП  является разработка мероприятий, направленных на стимулирование предприятий независимо от форм собственности - открытые конкурсы на государственные заказы с условиями, обеспечивающими приоритетность применения отечественной продукции, льготное кредитование при выигрыше конкурса и т.п. В особенности это должно касаться производства технических  средств оборонного применения и  для жизненно важных организационно-технических  систем (например, единая энергосистема, управление атомной энергетикой  т.п.). Эти предприятия должны иметь  приоритет.

Все вышесказанное  позволяет сформулировать основные направления ГИП в развитии научно-технического и производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи:

  • поддержка национальных научных школ, имеющих фундаментальные научные результаты мирового уровня в области информатики и связи;
  • поддержка продвижения конечных программно-технических продуктов отечественных разработки и производства на мировой рынок;
  • разработка и реализация процедур проведения открытых конкурсов на разработку информационных и телекоммуникационных систем и систем связи для государственных заказчиков;
  • обеспечение прямого конкурсного отбора исполнителей по выполнению государственных заказов для создания и модернизации информационно-телекоммуникационных систем с четким приоритетом отечественных;
  • регулярное проведение оценки состояния подотраслей информационной сферы;
  • сертификация продукции отечественных разработчиков и производителей, в особенности в области создания и адаптации технологий двойного применения;
  • поддержка и развитие государственной системы подготовки научных кадров и кадров разработчиков и производителей различных средств информатизации и связи.

К числу первоочередных мероприятий должны быть отнесены:

  • разработка критериев отбора перспективных разработок;
  • разработка правовых положений по совершенствованию порядка сертификации продукции разработчиков и производителей отечественных программных и технических средств:
  • разработка положений о льготах разработчикам и производителям наукоемкой программно-технической отечественной продукции, поставляющим ее на мировой рынок.

2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов  и услуг

В настоящее  время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов  и услуг (далее - информационный рынок) является одним из наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня  все программно-техническое обеспечение  процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором  все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Однако, российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных.

Первая и основная особенность российского информационного  рынка - это то, что государство  пока еще играет на нем пассивную  роль. Оно практически никак не занимается его регулированием ни организационно, ни экономически. Это не позволяет  решать основную задачу государства  в рыночной экономике - обеспечивать стабильность национального рынка  при приоритете на нем отечественного производителя.

Вторая особенность - неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка  по традиции идет от центра к регионам.

Третья особенность - государство на рынке выступает  в качестве основного потребителя, в то же время сектор домашнего  потребления информационных продуктов  и услуг развит недостаточно.

Слабость правового  регулирования информационного  рынка также накладывает серьезные  ограничения на его развитие.

Все эти особенности  позволяют сформулировать основную цель ГИП по отношению к российскому  информационному рынку - создание и  эффективное применение такой нормативной  правовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка  и его ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой - обеспечивала бы преференцию  на рынке отечественного производителя  информационных технологий, средств, продуктов  и услуг.

По оценкам  западных и отечественных экспертов  прогнозируется рост российского информационного  рынка до 8,55 млрд. долл. к 2000г. В настоящее  время в России на 100 служащих приходится 4 персональных компьютера. В то же время  в среднем по Западной Европе этот показатель равен 72. Таким образом верхняя предельная оценка емкости российского рынка по ПЭВМ составляет 21 - 28 млн. штук.

На российском информационном рынке наблюдаются  следующие основные тенденции, развитие которых определит его состояние  в начале следующего века:

  • основная масса приобретаемых персональных компьютеров составляют машины нового поколения (на базе процессора Pentium), которые закупают финансово состоятельные организации, в том числе и государственные;
  • ранее приобретенные модели компьютеров в центре выбывают и в своем большинстве направляются в региональные филиалы предприятий и фирм или раздаются сотрудникам предприятия (фирмы) на бесплатной или компенсационной основе для личного пользования в семье;
  • наряду с приобретением новых компьютеров активно развивается индустрия модернизации имеющихся IBM-совместимых компьютеров:
  • происходит усиление российской базы производства компьютеров за счет активного развития производства по сборке компьютеров в России из импортных комплектующих;
  • происходит интенсивное развитие программного обеспечения (ПО) для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;
  • наблюдается процесс смещения рынка в сторону заказных индивидуальных разработок информационных технологий;
  • происходит активное привлечение новых групп пользователей ЭВМ, не имеющих базового образования и навыков работы и использующих компьютер дома;
  • ожидается, что доля домашних компьютеров возрастет и будет составлять от 40 до 70% в общем объеме парка (в зависимости от роста уровня жизни населения);
  • быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг, в том числе в Интернет;
  • несмотря на принимаемые государством правовые и организационные меры процессы нелегального копирования и использования программ будут по-прежнему приносить существенные убытки разработчикам и после 2000 года.

В целом можно  говорить о достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российского  информационного рынка, однако, реализация этих тенденций будет определяться активной политикой государственного регулирования.

Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и ПО. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ позволит стимулировать отечественных производителей.

Исходя из вышесказанного, основные направления ГИП по отношению к российскому информационному рынку должны обеспечивать:

Информация о работе Концепция государственной информационной политики Российской Федерации