Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Информационные ресурсы
2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура
2.3. Информационные и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации
2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг
2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи
2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг
2.4.3. Домашняя компьютеризация
2.5. Политика в области массовой информации
2.6. Информационное право
2.7. Системы обеспечения информационной безопасности
2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями
3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первоочередными мероприятиями для реализации указанных направлений ГИП должны быть:
Отдельно должны
быть рассмотрены мероприятия ГИП
по отношению к так называемым
двойным технологиям, т.е. информационно-
2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг
2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи
Развитие информационного пространства требует наличия в стране необходимого научно-производственного потенциала. Это требование вытекает из высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационное пространство и обеспечивающих его эффективное функционирование.
Научно-технический и производственный потенциал включает в себя:
Основная цель
ГИП по отношению к научно-
Состав конкретных мероприятий ГИП на ближайшую перспективу (2000-2003гг.) различается для составляющих потенциала и определяется их сегодняшним состоянием.
Научный потенциал.
Значительная
часть научной базы развития информатизации,
телекоммуникаций и связи, сосредоточенная
ранее в учреждениях Академии
наук СССР и в ВУЗах, осталась в
России. Достаточно высокий уровень
фундаментальной науки еще
Более сложное
положение имеет место в
Основные мероприятия
ГИП для научной составляющей
научно-технического потенциала должны
быть связаны с селективной
Опытно-конструкторские работы (ОКР)
Мероприятия ГИП для сферы ОКР должны быть направлены на поддержку перестройки производственной и хозяйственной деятельности предприятий и их адаптацию к рыночной экономике.
По отношению
к коммерческим структурам этого
сектора ГИП должна обеспечивать
преференции отечественным
Производственный потенциал.
Распад СССР и образование на его территории независимых государств привел и к распаду единой производственной базы создания средств вычислительной и телекоммуникационной техники. В настоящее время Россия обладает не более 25-30% того производственного потенциала, который имел СССР.
В этих условиях задачей ГИП на перспективу должен быть поиск путей (в основном, инвестиций) для создания базы развития отечественного производственного потенциала. Это позволит в перспективе избавиться от жесткой зависимости от иностранных производителей, в особенности в стратегических отраслях, а также создать значительное количество рабочих мест.
Для этой части потенциала основной задачей ГИП является разработка мероприятий, направленных на стимулирование предприятий независимо от форм собственности - открытые конкурсы на государственные заказы с условиями, обеспечивающими приоритетность применения отечественной продукции, льготное кредитование при выигрыше конкурса и т.п. В особенности это должно касаться производства технических средств оборонного применения и для жизненно важных организационно-технических систем (например, единая энергосистема, управление атомной энергетикой т.п.). Эти предприятия должны иметь приоритет.
Все вышесказанное позволяет сформулировать основные направления ГИП в развитии научно-технического и производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи:
К числу первоочередных мероприятий должны быть отнесены:
2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг
В настоящее
время российский рынок информации,
информационных технологий, средств, продуктов
и услуг (далее - информационный рынок)
является одним из наиболее динамичных
секторов российского рынка. Сегодня
все программно-техническое
Первая и основная
особенность российского
Вторая особенность - неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам.
Третья особенность - государство на рынке выступает в качестве основного потребителя, в то же время сектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развит недостаточно.
Слабость правового
регулирования информационного
рынка также накладывает
Все эти особенности позволяют сформулировать основную цель ГИП по отношению к российскому информационному рынку - создание и эффективное применение такой нормативной правовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка и его ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой - обеспечивала бы преференцию на рынке отечественного производителя информационных технологий, средств, продуктов и услуг.
По оценкам западных и отечественных экспертов прогнозируется рост российского информационного рынка до 8,55 млрд. долл. к 2000г. В настоящее время в России на 100 служащих приходится 4 персональных компьютера. В то же время в среднем по Западной Европе этот показатель равен 72. Таким образом верхняя предельная оценка емкости российского рынка по ПЭВМ составляет 21 - 28 млн. штук.
На российском
информационном рынке наблюдаются
следующие основные тенденции, развитие
которых определит его
В целом можно говорить о достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российского информационного рынка, однако, реализация этих тенденций будет определяться активной политикой государственного регулирования.
Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и ПО. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ позволит стимулировать отечественных производителей.
Исходя из вышесказанного, основные направления ГИП по отношению к российскому информационному рынку должны обеспечивать:
Информация о работе Концепция государственной информационной политики Российской Федерации