Эти законы являются
базовыми для формирования на их основе
законов и других нормативных
актов по отдельным направлениям
правового регулирования информационных
отношений в обществе, что и
реализуется на практике. При этом
совершенствуются и сами названные
базовые законы.
Можно утверждать,
что собственно правовая компонента
информационной политики должна предусматривать,
прежде всего, формирование правового
статуса всех субъектов в системе
информационных отношений, пользователей
информационных и телекоммуникационных
систем (граждане, социальные институты,
общественно-политические организации,
органы государственной власти и
управления) и определение их ответственности
за обеспечение конституционного права
на свободу информации.
Реализация правовой
компоненты ГИП может осуществляться
по следующим основным
направлениям:
- разработка
новых законов, дополняющих и развивающих
существующее законодательство в информационной
сфере;
- согласование
существующих и вновь разрабатываемых
законов в информационной сфере с законодательством
в других областях;
- разработка
подзаконных актов и руководящих документов,
обеспечивающих эффективное правоприменение
существующего и разрабатываемого законодательства;
- активное
участие в разработке международного
законодательства в сфере информационных
отношений.
Первоочередными
мероприятиями ГИП являются:
- анализ процессов
развития информационной сферы и определение
областей не имеющих правового обеспечения;
- разработка
концепции развития информационного законодательства;
- анализ причин
низкой правоприменимости существующего
информационного законодательства и определение
необходимого комплекса мер по исправлению
этого положения.
2.7.
Системы обеспечения
информационной безопасности
Государственная
информационная политика тесно взаимодействует
с государственной политикой
обеспечения национальной безопасности
страны через систему информационной
безопасности.
Система информационной
безопасности призвана обеспечивать сохранение
государственной и других тайн, защищать
информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную
инфраструктуру от воздействия информационного
оружия, угроз информационного терроризма
и информационного криминала.
Новой проблемой,
требующей тщательного анализа
и постоянного внимания, является
информационная защита в связи с
широким внедрением международного
информационного обмена по сетям
типа Интернет. Не меньшего внимания заслуживают
проблемы, связанные с возможностями
использования средств информационно-психологического
воздействия. Это - область потенциальных
угроз личной и общественной безопасности.
Можно сформулировать
следующие основные
направления ГИП в данной области:
- учет требований
информационной безопасности (ИБ) при
выработке стратегии ГИП и осуществлении
всех ее мероприятий;
- согласование
разрабатываемой нормативно-правовой
базы развития информационного общества
и обеспечения ИБ;
- тесное взаимодействие
мероприятий ГИП с мероприятиями проводимыми
в рамках государственной политики обеспечения
ИБ;
- выработка
согласованной политики, правил и процедур
интегрирования России в международные
телекоммуникационные сети;
- выработка
и осуществление единой научно-технической
политики государства, в том числе в области
создания технических средств обеспечения
ИБ.
В рамках перечисленных
направлений ГИП в качестве первоочередных
мероприятий необходимо:
- провести
анализ существующей нормативно-правовой
базы обеспечения ИБ с целью ее корректировки;
- выработать
общие принципы и рекомендации по проведению
согласованной политики по закупкам зарубежных
программно-технических и телекоммуникационных
средств и их использованию в стратегически
важных областях.
2.8.
Взаимодействие информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры России
с глобальными
информационными
сетями.
Решение задачи
участия России в мировых открытых
сетях должно основываться на следующих
положениях.
На исходе XX века
Россия не может оставаться в стороне
от мирового научно-технического развития,
технологическую основу которого составляют
глобальные информационные сети. Будущее
России существенно зависит от того,
насколько эффективным будет
участие страны в этих сетях. Сегодня
перед страной вполне конкретно
стоит проблема реального включения
национальных информационных и телекоммуникационных
сетей в основную телекоммуникационную
артерию мира - сеть Интернет. Суть проблемы
состоит в необходимости соблюдения
интересов России в международном
информационном обмене и обеспечении
безопасности национальных информационных
ресурсов и информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры.
Чтобы политика
участия страны в мировых открытых
сетях была действенной, необходимы:
- обязательное
активное участие России в проектах развития
мировых информационных сетей, в работе
международных организаций, общественных
комитетов и комиссий, связанных с этим
развитием;
- постепенность
(этапность) вхождения России в международные
сети в соответствии с действительными
потребностями в международном обмене
информационными технологиями, продуктами
и услугами, экономическими и технологическими
возможностями:
- обеспечение
требуемого уровня информационной безопасности
при подключении к международным сетям.
Для реализации
рассмотренных положений в рамках
ГИП должны быть выполнены следующие
мероприятия:
- организация
мониторинга и прогнозирования потребностей
в различных видах, информационного обмена
по международным сетям;
- создание
организационной структуры для слежения
за ситуацией в области безопасности трансграничного
информационного обмена, координации
мер министерств и ведомств по предотвращению
угроз информационной безопасности, а
также по организации международного
сотрудничества по этим вопросам;
- разработка
национальных стандартов информационного
обмена и защиты информации, совместимых
с международными;
- организация
системы комплексной подготовки массовых
пользователей к работе в глобальных информационных
сетях, охватывающей обучение пользователей,
повышение квалификации специалистов
по телекоммуникациям, распространение
информации о мировых сетях и пр.;
- разработка
национального законодательства, устанавливающего
статус информации, передаваемой по глобальным
открытым сетям, процедуры контроля за
соблюдением этого статуса, а также регламентирующего
права, обязанности и ответственность
пользователей и перечень информации,
не подлежащей передаче по этим сетям;
- активное
участие в разработке международного
законодательства и нормативно-правового
обеспечения функционирования глобальных
открытых информационных сетей.
3.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Государственная
информационная политика есть неотъемлемая
составляющая внешней и внутренней
политики российского государства.
Достижения или провалы информационной
политики будут оказывать непосредственное
и сильное воздействие на все
сферы жизни общества и государства.
1.
В области геополитики,
безопасности и
международных отношений рациональная
и действенная государственная информационная
политика должна содействовать восстановлению
роли России как полноценного участника
мирового информационного сообщества,
как ведущей мировой державы, обладающей
развитой информационно-телекоммуникационной
инфраструктурой, богатейшими информационными
ресурсами и использующей новейшие компьютерные
и телекоммуникационные технологии. Именно
эта роль позволит России оказаться в
числе государств, способных на деле защитить
свои национальные интересы и безопасность
в непрекращающейся борьбе за экономические
и военное превосходство, за политическое
и культурное влияние в складывающемся
многополярном мире.
Осуществление
такой информационной политики позволит
России:
- уверенно
вписаться в систему международных отношений
в новых условиях информационной проницаемости
государственных границ и тем самым защитить
страну от информационной, политической
и культурной экспансии развитых стран:
- решить задачу
вхождения в мировые открытые сети российских
национальных и корпоративных информационных
и телекоммуникационных сетей с позиций
защиты национальных информационных ресурсов
и информационной инфраструктуры;
- предотвратить
опасности использования новых информационных
технологий в качестве информационного
оружия и угрозы информационного терроризма.
2. В
области экономики осуществление государственной
информационной политики позволит быстрее
и точнее строить стратегию социально-экономического
развития стран.
Эта стратегия
должна опираться на:
- постоянное
увеличение инвестиций в информационную
среду общества;
- использование
преимуществ, которые дает владение необходимой
социальной и экономической информацией;
- эффективные
и гибкие механизмы управления экономической
деятельностью и общественной жизнью
в целом;
- резкий рост
числа потребителей коммерческой информации,
циркулирующей в открытых информационных
сетях, и перестройку в связи с этим всей
торговой системы;
- развитие
в перспективе единой информационно-денежной
инфраструктуры и электронной коммерции.
Государственная
информационная политика должна быть
ориентирована на рост информационных
потребностей населения, на опережающие
темпы создания, распространения, постоянного
обновления и использования информации
как важного условия структурной
перестройки экономики страны в
короткие сроки, успешного завершения
нынешнего этапа экономических
реформ, перехода к новым высшим
типам технологических укладов,
в конечном счете, на существенное повышение
уровня жизни населения.
3.
В сфере государственного
управления реализация ГИП открывает
возможности перехода к новому качеству
управления за счет обеспечения всех субъектов
системы управления своевременной, полной
и достоверной информацией на базе современных
информационных и телекоммуникационных
технологий и технологий связи.
Должно быть
осуществлено последовательное реформирование
информационного производства в
системе органов государственной
власти и управления. Без решительных
реформ в этой сфере, трансформации
отношения к информации как к
ресурсу эффективного управления вне
сферы личностных интересов чиновничества
невозможно преодолеть неэффективность
власти и сломать информационную
базу коррупции.
Это позволит:
- существенно
улучшить подготовку и принятие решений
на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях за счет использования системы
полных, достоверных и доступных баз данных
по всем объектам управления, а также развития
интеллектуальных информационных систем;
- обеспечить
реализацию всех базовых функций стратегического
и текущего управления (анализ и прогноз
ситуаций, обмен информацией, планирование
и координация деятельности, контроль
за выполнением принятых решений и т.п.);
- развернуть
мониторинг чрезвычайных ситуаций (природных,
техногенных и антропогенных катастроф
и аварий), а также рискованных социально-политических
ситуаций, и построить систему быстрого
реагирования на эти ситуации;
- сделать эффективным
общественный контроль за деятельностью
органов государственного управления
и использовать прозрачность информационной
политики в качестве действенного средства,
борьбы с теневой экономикой, коррупцией
и должностными преступлениями.
4. В области
образования, науки и культуры
государственная информационная
политика должна способствовать
серьезным преобразованиям этих
сфер.
Информатизация
образования означает не просто использование
программно-технических средств. Она
ведет к радикальному изменению
сущности и организации процессов
обучения и развития человека. Формируется
система непрерывного, дистанционного
и открытого образования, базирующаяся
на соединении сетевых компьютерных
и коммуникационных технологий, позволяющих
приблизить процесс обучения к научному
поиску и достичь главной цели
современного образования - сформировать
профессионально компетентную, творческую
личность.