Концепция государственной информационной политики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Информационные ресурсы

2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура

2.3. Информационные и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации

2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг

2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи

2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг

2.4.3. Домашняя компьютеризация

2.5. Политика в области массовой информации

2.6. Информационное право

2.7. Системы обеспечения информационной безопасности

2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Концепция.docx

— 77.43 Кб (Скачать)

Эти законы являются базовыми для формирования на их основе законов и других нормативных  актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений в обществе, что и  реализуется на практике. При этом совершенствуются и сами названные  базовые законы.

Можно утверждать, что собственно правовая компонента информационной политики должна предусматривать, прежде всего, формирование правового  статуса всех субъектов в системе  информационных отношений, пользователей  информационных и телекоммуникационных систем (граждане, социальные институты, общественно-политические организации, органы государственной власти и  управления) и определение их ответственности  за обеспечение конституционного права  на свободу информации.

Реализация правовой компоненты ГИП может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;
  • согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с законодательством в других областях;
  • разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства;
  • активное участие в разработке международного законодательства в сфере информационных отношений.

Первоочередными мероприятиями ГИП являются:

  • анализ процессов развития информационной сферы и определение областей не имеющих правового обеспечения;
  • разработка концепции развития информационного законодательства;
  • анализ причин низкой правоприменимости существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения.

2.7. Системы обеспечения  информационной безопасности

Государственная информационная политика тесно взаимодействует  с государственной политикой  обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности.

Система информационной безопасности призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного  оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала.

Новой проблемой, требующей тщательного анализа  и постоянного внимания, является информационная защита в связи с  широким внедрением международного информационного обмена по сетям  типа Интернет. Не меньшего внимания заслуживают  проблемы, связанные с возможностями  использования средств информационно-психологического воздействия. Это - область потенциальных  угроз личной и общественной безопасности.

Можно сформулировать следующие основные направления ГИП в данной области:

  • учет требований информационной безопасности (ИБ) при выработке стратегии ГИП и осуществлении всех ее мероприятий;
  • согласование разрабатываемой нормативно-правовой базы развития информационного общества и обеспечения ИБ;
  • тесное взаимодействие мероприятий ГИП с мероприятиями проводимыми в рамках государственной политики обеспечения ИБ;
  • выработка согласованной политики, правил и процедур интегрирования России в международные телекоммуникационные сети;
  • выработка и осуществление единой научно-технической политики государства, в том числе в области создания технических средств обеспечения ИБ.

В рамках перечисленных  направлений ГИП в качестве первоочередных мероприятий необходимо:

  • провести анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения ИБ с целью ее корректировки;
  • выработать общие принципы и рекомендации по проведению согласованной политики по закупкам зарубежных программно-технических и телекоммуникационных средств и их использованию в стратегически важных областях.

2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной  инфраструктуры России  с глобальными  информационными  сетями.

Решение задачи участия России в мировых открытых сетях должно основываться на следующих  положениях.

На исходе XX века Россия не может оставаться в стороне  от мирового научно-технического развития, технологическую основу которого составляют глобальные информационные сети. Будущее  России существенно зависит от того, насколько эффективным будет  участие страны в этих сетях. Сегодня  перед страной вполне конкретно  стоит проблема реального включения  национальных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира - сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов России в международном  информационном обмене и обеспечении  безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Чтобы политика участия страны в мировых открытых сетях была действенной, необходимы:

  • обязательное активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий, связанных с этим развитием;
  • постепенность (этапность) вхождения России в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями:
  • обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям.

Для реализации рассмотренных положений в рамках ГИП должны быть выполнены следующие мероприятия:

  • организация мониторинга и прогнозирования потребностей в различных видах, информационного обмена по международным сетям;
  • создание организационной структуры для слежения за ситуацией в области безопасности трансграничного информационного обмена, координации мер министерств и ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности, а также по организации международного сотрудничества по этим вопросам;
  • разработка национальных стандартов информационного обмена и защиты информации, совместимых с международными;
  • организация системы комплексной подготовки массовых пользователей к работе в глобальных информационных сетях, охватывающей обучение пользователей, повышение квалификации специалистов по телекоммуникациям, распространение информации о мировых сетях и пр.;
  • разработка национального законодательства, устанавливающего статус информации, передаваемой по глобальным открытым сетям, процедуры контроля за соблюдением этого статуса, а также регламентирующего права, обязанности и ответственность пользователей и перечень информации, не подлежащей передаче по этим сетям;
  • активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования глобальных открытых информационных сетей.

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Государственная информационная политика есть неотъемлемая составляющая внешней и внутренней политики российского государства. Достижения или провалы информационной политики будут оказывать непосредственное и сильное воздействие на все  сферы жизни общества и государства.

1. В области геополитики,  безопасности и  международных отношений рациональная и действенная государственная информационная политика должна содействовать восстановлению роли России как полноценного участника мирового информационного сообщества, как ведущей мировой державы, обладающей развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующей новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии. Именно эта роль позволит России оказаться в числе государств, способных на деле защитить свои национальные интересы и безопасность в непрекращающейся борьбе за экономические и военное превосходство, за политическое и культурное влияние в складывающемся многополярном мире.

Осуществление такой информационной политики позволит России:

  • уверенно вписаться в систему международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ и тем самым защитить страну от информационной, политической и культурной экспансии развитых стран:
  • решить задачу вхождения в мировые открытые сети российских национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;
  • предотвратить опасности использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия и угрозы информационного терроризма.

2. В области экономики осуществление государственной информационной политики позволит быстрее и точнее строить стратегию социально-экономического развития стран.

Эта стратегия  должна опираться на:

  • постоянное увеличение инвестиций в информационную среду общества;
  • использование преимуществ, которые дает владение необходимой социальной и экономической информацией;
  • эффективные и гибкие механизмы управления экономической деятельностью и общественной жизнью в целом;
  • резкий рост числа потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях, и перестройку в связи с этим всей торговой системы;
  • развитие в перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры и электронной коммерции.

Государственная информационная политика должна быть ориентирована на рост информационных потребностей населения, на опережающие  темпы создания, распространения, постоянного  обновления и использования информации как важного условия структурной  перестройки экономики страны в  короткие сроки, успешного завершения нынешнего этапа экономических  реформ, перехода к новым высшим типам технологических укладов, в конечном счете, на существенное повышение  уровня жизни населения.

3. В сфере государственного управления реализация ГИП открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий и технологий связи.

Должно быть осуществлено последовательное реформирование информационного производства в  системе органов государственной  власти и управления. Без решительных  реформ в этой сфере, трансформации  отношения к информации как к  ресурсу эффективного управления вне  сферы личностных интересов чиновничества  невозможно преодолеть неэффективность  власти и сломать информационную базу коррупции.

Это позволит:

  • существенно улучшить подготовку и принятие решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях за счет использования системы полных, достоверных и доступных баз данных по всем объектам управления, а также развития интеллектуальных информационных систем;
  • обеспечить реализацию всех базовых функций стратегического и текущего управления (анализ и прогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координация деятельности, контроль за выполнением принятых решений и т.п.);
  • развернуть мониторинг чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных и антропогенных катастроф и аварий), а также рискованных социально-политических ситуаций, и построить систему быстрого реагирования на эти ситуации;
  • сделать эффективным общественный контроль за деятельностью органов государственного управления и использовать прозрачность информационной политики в качестве действенного средства, борьбы с теневой экономикой, коррупцией и должностными преступлениями.

4. В области  образования, науки и культуры  государственная информационная  политика должна способствовать  серьезным преобразованиям этих  сфер.

Информатизация  образования означает не просто использование  программно-технических средств. Она  ведет к радикальному изменению  сущности и организации процессов  обучения и развития человека. Формируется  система непрерывного, дистанционного и открытого образования, базирующаяся на соединении сетевых компьютерных и коммуникационных технологий, позволяющих  приблизить процесс обучения к научному поиску и достичь главной цели современного образования - сформировать профессионально компетентную, творческую личность.

Информация о работе Концепция государственной информационной политики Российской Федерации