Концепция государственной информационной политики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Информационные ресурсы

2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура

2.3. Информационные и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации

2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг

2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи

2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг

2.4.3. Домашняя компьютеризация

2.5. Политика в области массовой информации

2.6. Информационное право

2.7. Системы обеспечения информационной безопасности

2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Концепция.docx

— 77.43 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Концепция 
государственной информационной политики 
Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 

Одобрена на заседании Комитета Государственной Думы  
по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.

Одобрена на заседании Постоянной палаты  
по государственной информационной политике  
Политического консультативного совета  
при Президенте Российской Федерации  
21 декабря 1998 г.
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

    2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 

      2.1. Информационные ресурсы

      2.2. Информационно-телекоммуникационная  инфраструктура

      2.3. Информационные и  телекоммуникационные  технологии, системы  и средства их  реализации

      2.4. Производство и  потребление средств  информатизации, информационных  продуктов и услуг

        2.4.1. Научно-технический  и производственный  потенциал информатизации, телекоммуникаций  и связи

        2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов  и услуг

        2.4.3. Домашняя компьютеризация

      2.5. Политика в области  массовой информации

      2.6. Информационное право

      2.7. Системы обеспечения  информационной безопасности

      2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной  инфраструктуры России  с глобальными  информационными  сетями

    3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

    4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия  ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.

Область применения - конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов  государственной власти по становлению  информационного общества в России, формированию Единого информационного  пространства России и ее вхождению в мировое информационное сообщество.

Исходные данные для разработки Концепции - Конституция  Российской Федерации, “Декларация  прав и свобод человека и гражданина”, Послания Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральные законы “Об информации, информатизации и защите информации”, “О средствах массовой информации”, “Об участии в международном  информационном обмене”, “О связи”, “О государственной поддержке средств  массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации”, “О государственной  тайне”, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие законодательные акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам построения информационного общества и формирования информационно-телекоммуникационного пространства, результаты аналитических и прогнозных исследований процессов информатизации в России.

* * *

Данная концепция  разработана по инициативе Государственного Комитета Российской Федерации по связи  и информатизации и Комитета Государственной  Думы по информационной политике и  связи.

На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью  средств массовой информации. В последние 2-3 года содержание ГИП было несколько  расширено и в него попали отдельные  элементы защиты прав граждан и организаций  на общедоступную информацию, гарантированных  Конституцией страны, а также некоторые  аспекты информационной безопасности.

С начала 90-х  годов формулируются и развиваются  принципы и положения государственной  политики информатизации, выраженной в различных программах информатизации. Основное содержание этой политики сводилось  с небольшими вариациями к обеспечению  научно-технических, производственно-технологических  и организационно-экономических  условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики, проводимой государством в области  СМИ, связи и телекоммуникаций.

Новый импульс  в развитии государственной информационной политики возник в последнее время  в связи с осознанием необходимости  построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.

Исключительное  значение для выработки адекватного  времени представлений об информатизации, политики информатизации и ГИП в  целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного  сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Формирование  информационного общества опирается  на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному  распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности  международного информационного обмена. Перспективные информационные и  телекоммуникационные технологии многократно  усиливают воздействия электронных  СМИ на социально-политическую и  культурную жизнь миллионов людей  на всех континентах. Формирование информационного  общества концептуально и практически  означает формирование мирового информационного  пространства. При этом Россия как  субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском  пространстве России и СНГ, могла  бы стать естественным мостом между  Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать  ключевым звеном мирового информационного  пространства.

В рамках государственной  информационной политики должны быть заложены основы для решения таких  крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое  информационное пространство, обеспечение  информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового  сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования  общественных отношений, в том числе  связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны.

Необходимость решения столь масштабных задач  требует эффективного управления всеми  видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки  отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.

На механизмы  реализации и выбор первоочередных практических мероприятий ГИП в  настоящее время накладывается  отпечаток глубокого кризиса  реального сектора экономики  России, его ядра - высокотехнологичных  отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра. Как и для всех отраслей высоких  технологий, имеющих серьезные научно-технические  заделы, для информатизации чрезвычайно  важным оказывается усиление роли государственного регулирования. ГИП должна стимулировать  рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов  и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Практическая реализация ГИП в современных российских условиях требует широкой психологической  кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.

Свободное создание, распространение и потребление  информации как важнейшее конституционное  право граждан находится в  фокусе общественного внимания и  именно поэтому государственную  информационную политику следует рассматривать  как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства. Хотя впереди  еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже  можно говорить о формировании в  России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.

Государственная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество  интересов граждан, общественных организаций  и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и  коммерческих структур. ГИП России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также  принимать во внимание различные  уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов  Федерации. Отсюда возникает необходимость  активного участия всех заинтересованных граждан и структур в конкретизации, развитии и реализации положений  государственной информационной политики.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений  их достижения (задач) и систему мер  их реализующих.

Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности  общества.

Долгосрочной  стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.

Основой этого  перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

Основными задачами ГИП являются:

  • модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
  • эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
  • обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
  • подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
  • создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого  информационно-телекоммуникационного  пространства являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Достижение целей  ГИП требует развития и совершенствования  системы всеобщего образования  и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь  и эффективную деятельность человека в информационном обществе XXI века.

Государственная информационная политика будет эффективной  лишь в случае, если она носит  комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

Система массового  информирования является основным средством  формирования массового сознания, каналом  информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения  политических, экономических и культурных идей. Система массового информирования призвана способствовать построению демократического информационного общества, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан.

Информация о работе Концепция государственной информационной политики Российской Федерации