Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Информационные ресурсы
2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура
2.3. Информационные и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации
2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг
2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи
2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг
2.4.3. Домашняя компьютеризация
2.5. Политика в области массовой информации
2.6. Информационное право
2.7. Системы обеспечения информационной безопасности
2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями
3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках указанных направлений первоочередными мероприятиями ГИП должны быть:
2.4.3. Домашняя компьютеризация
В настоящее
время в России созданы основные
технологические предпосылки
Следующим этапом должна явиться массовая домашняя компьютеризация, которая коренным образом может изменить положение на рынке труда, систему образования и весь комплекс получаемых населением социально значимых услуг. Сегодня домашние компьютеры составляют не более 5-7% от компьютерного парка страны. Спрос на них постоянно растет не только в столице, больших городах, но и на периферии.
Государственная информационная политика в части развития массовой домашней компьютеризации должна быть направлена на:
В качестве первоочередного
мероприятия по реализации этих направлений
следует разработать
2.5. Политика в области массовой информации
Переход к информационному
обществу неразрывно связан с дальнейшей
демократизацией политической и
общественной жизни. В контексте
информационной политики это означает
признание презумпции открытости информации
для граждан и защиту их информационных
прав. Это означает также ориентацию
главных технологических
Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм, порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливает особую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.. СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и информировании власти и общества о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.
В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.
Решение этих проблем может быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытое демократической развитие российского общества и государства.
Основными направлениями ГИП, реализующими указанный путь развития, должны быть:
Основной задачей ГИП по отношению к СМИ является выработка правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Для этого необходимо решить комплекс вопросов государственной поддержки государственных СМИ и выработать позицию по отношению к негосударственным СМИ.
В этом случае СМИ реально смогут служить механизмом организации отношений между населением и социальными институтами общества, выражающими интересы власти, бизнеса, культурного развития, быть инструментом диалога между ними. При этом может быть преодолено жестко установочное отношение значительной части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям.
Должны быть
созданы такие организационные,
правовые, экономические и
Важной является
также проблема информирования населения
о деятельности органов власти и
управления. Необходимо обеспечение
доступности для широких слоев
населения объективной
Нельзя забывать,
что СМИ есть не только объект информационной
политики, но и активный субъект
ее. Это инструмент не только государственного,
а еще в большей степени
общественного воздействия на массовое
сознание, инструмент формирования общественного
мнения. Идеи тонкого правового
На основе перечисленных концептуальных положений и с учетом накопленного в этой области опыта в качестве первоочередных мероприятий ГИП необходимо:
2.6. Информационное право
Информационная среда общества к концу XX века превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного развития. Решения государственных, межрегиональных, международных и глобальных проблем не могут не учитывать состояние информационной среды и ее влияния на все сферы общественной жизни.
Глобализация
открытых компьютерных и телекоммуникационных
сетей, быстрый рост мирового рынка
информационных технологий, продуктов
и услуг, формирование международного
информационного пространства создают
предпосылки для нарушения
Базис информационной
политики, как и политики вообще,
составляют совокупность норм права
и механизмы их реализации. В контексте
ГИП речь идет о правах граждан, юридических
лиц и государства на свободное
получение, распространение и
Основные положения государственной политики можно сформулировать следующим образом:
В настоящее
время законодательная
Относительно
тонкий слой законов в области
связи, телекоммуникаций, информации и
информатизации позволяет говорить
лишь о начале формирования отрасли
информационного
Действующие федеральные законы “Об информации, информатизации и защите информации”, “О связи”, а также “О средствах массовой информации” заложили основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений.
Информация о работе Концепция государственной информационной политики Российской Федерации