Концепция государственной информационной политики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Информационные ресурсы

2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура

2.3. Информационные и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации

2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг

2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи

2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг

2.4.3. Домашняя компьютеризация

2.5. Политика в области массовой информации

2.6. Информационное право

2.7. Системы обеспечения информационной безопасности

2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Концепция.docx

— 77.43 Кб (Скачать)
  • разработку и действенность нормативных-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать его на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;
  • выработку и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям;
  • повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей;
  • продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок.

В рамках указанных  направлений первоочередными мероприятиями ГИП должны быть:

  • разработка стратегии поведения государства на информационном рынке России в соответствии с общей экономической политикой, в том числе приоритетного развития сферы потребления информационных продуктов и услуг, в особенности в перспективных областях: телеработа, телемедицина, телеобразование и т.п.;
  • разработка комплекса нормативных-правовых положений и механизмов, обеспечивающих реализацию принятой стратегии.

2.4.3. Домашняя компьютеризация

В настоящее  время в России созданы основные технологические предпосылки для  массовой компьютеризации. Это - быстрое  развитие различного типа линий и  каналов связи, разветвленных телекоммуникационных сетей, возможности реализации широкого спектра сетевых услуг как для организаций, так и для отдельных граждан. Можно считать, что Россия завершает первый этап подготовки к вступлению в мировое информационное сообщество, в реализации которого ведущую роль играет Президентская программа “Народный телефон”.

Следующим этапом должна явиться массовая домашняя компьютеризация, которая коренным образом может  изменить положение на рынке труда, систему образования и весь комплекс получаемых населением социально значимых услуг. Сегодня домашние компьютеры составляют не более 5-7% от компьютерного  парка страны. Спрос на них постоянно  растет не только в столице, больших  городах, но и на периферии.

Государственная информационная политика в части  развития массовой домашней компьютеризации  должна быть направлена на:

  • создание экономических условий, способствующих развитию сектора информационных услуг, ориентированных на использование домашних компьютеров;
  • дальнейшее развитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России;
  • ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения;
  • государственную поддержку отечественных производителей информационных средств, продуктов и услуг для домашней компьютеризации.

В качестве первоочередного  мероприятия по реализации этих направлений  следует разработать соответствующую  государственную программу.

2.5. Политика в области  массовой информации

Переход к информационному  обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и  общественной жизни. В контексте  информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных технологических компонентов  информационной среды (системы формирования, распространения и использования  информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения  информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение  информации.

Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому  государству, политический плюрализм, порождают огромную общественную потребность  в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливает  особую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.. СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и информировании власти и общества о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.

В настоящее  время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к  информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой  гражданина и общества от ложной и  недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и  задач сохранения и развития национальных культур.

Решение этих проблем  может быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытое демократической развитие российского  общества и государства.

Основными направлениями ГИП, реализующими указанный путь развития, должны быть:

  • недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ (прямой нажим, снабжение СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленные недоговоренности, сращивание структур власти, бизнеса, прессы и т.п.);
  • регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ (препятствие уменьшения независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.);
  • защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
  • совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.

Основной  задачей ГИП по отношению к СМИ является выработка правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Для этого необходимо решить комплекс вопросов государственной поддержки государственных СМИ и выработать позицию по отношению к негосударственным СМИ.

В этом случае СМИ  реально смогут служить механизмом организации отношений между  населением и социальными институтами  общества, выражающими интересы власти, бизнеса, культурного развития, быть инструментом диалога между ними. При этом может быть преодолено жестко установочное отношение значительной части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые  не соответствуют личным или социальным ожиданиям.

Должны быть созданы такие организационные, правовые, экономические и технологические  условия, при которых СМИ будут  эффективно выполнять функцию объективного информирования населения, социальных институтов и государства. Под этим углом зрения следует рассматривать  все уже существующее и перспективное  законодательство, другие нормативные  акты и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ. Особое внимание должно быть уделено правовым положениям, устанавливающим ответственность  за правонарушения в информационной сфере, обеспечивающим государственную  поддержку СМИ и книгоиздания и недопустимость введения политической цензуры.

Важной является также проблема информирования населения  о деятельности органов власти и  управления. Необходимо обеспечение  доступности для широких слоев  населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении  социальных задач, правовых актах и  нормах, регулирующих общественную и  частную жизнь граждан. Ситуация осложняется процессом коммерциализации сферы социально-информационных услуг. Следует решить вопрос о специальных  информационных центрах, выступающих  посредниками между властными структурами  и населением.

Нельзя забывать, что СМИ есть не только объект информационной политики, но и активный субъект  ее. Это инструмент не только государственного, а еще в большей степени  общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного  мнения. Идеи тонкого правового регулирования  всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы  с действующим и вновь принимаемым законодательством в этой области. Весьма важным является поиск баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ. При этом необходимо более четко проводить линию на обеспечение подлинно демократического развития нашего общества и государства в направлении открытого информационного общества.

На основе перечисленных  концептуальных положений и с  учетом накопленного в этой области  опыта в качестве первоочередных мероприятий ГИП необходимо:

  • разработать долгосрочную стратегию государства в отношении СМИ и провести ее широкое общественное обсуждение;
  • скорректировать существующее законодательство, регулирующее деятельность СМИ и их отношения с государством и обществом.

2.6. Информационное право

Информационная  среда общества к концу XX века превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного  развития. Решения государственных, межрегиональных, международных и  глобальных проблем не могут не учитывать  состояние информационной среды  и ее влияния на все сферы общественной жизни.

Глобализация  открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка  информационных технологий, продуктов  и услуг, формирование международного информационного пространства создают  предпосылки для нарушения традиционных механизмов обеспечения геополитической  целостности государств, оказывают  серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание  значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного компонента в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающегося  с экономическими и другими методами воздействия на эти отношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП в части развития информационного законодательства и его отдельных направлений.

Базис информационной политики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права  и механизмы их реализации. В контексте  ГИП речь идет о правах граждан, юридических  лиц и государства на свободное  получение, распространение и использование  информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Основные  положения государственной политики можно сформулировать следующим образом:

  • государство исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;
  • государство совершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство и нормативную-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства;
  • ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства;
  • ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;
  • государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации;
  • государство обеспечивает предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствует доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.

В настоящее  время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений  в российском обществе развивается. Однако действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд  принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у  граждан, каков состав этих прав, и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная  деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с существенными  трудностями.

Относительно  тонкий слой законов в области  связи, телекоммуникаций, информации и  информатизации позволяет говорить лишь о начале формирования отрасли  информационного законодательства в РФ и необходимо отметить его  неравномерное и несбалансированное развитие за последние пять лет.

Действующие федеральные  законы “Об информации, информатизации и защите информации”, “О связи”, а  также “О средствах массовой информации”  заложили основы законодательного регулирования  информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений.

Информация о работе Концепция государственной информационной политики Российской Федерации